Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Гендерные особенности занятости в государственном управлении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические и методологические основы гендерных исследований в сфере занятости …………………………………………….
1.1 Определение гендера и основные понятия ………………………………
1.2 Теория и методология гендерных исследований ……………………….
Глава 2 Статистический анализ положения женщин в сфере занятости
в государственном управлении: гендерный аспект ………………………..
2.1 Анализ занятости женского населения в государственном
управлении …………………………………………………………………….
2.2 Дискриминация женщин в сфере занятости в государственном управлении …………………………………………………………………….
Глава 3 Проблемы и пути решения гендерного неравенства в сфере занятости в государственном управлении …………………………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………………………………..
2
5
5
10
19
19
33
45
51
56
Введение:
Актуальность темы исследования. Социальные, экономические и политические изменения в Российской Федерации за последние десятилетия затронули все сферы жизни общества, систему социальных отношений, привели к изменению жизненных и профессиональных стратегий различных социальных групп. Возросла социальная дифференциация в обществе, увеличилось число социально обездоленных групп населения. Своеобразие современного этапа развития всего российского общества, динамика социальных процессов, обострение социальных противоречий не могли не повлиять на отношения между полами, определяли интерес к гендерной перспективе.
По мере развития рыночной экономики женщины все больше сосредотачиваются на профессиональной занятости, что во многом обусловлено необходимостью повышения материального благополучия семьи, потребностями в самоутверждении, самоуважении, общественном признании, экономической независимости, успехе, власти.
Важность женской занятости для экономического развития сомнительна. Многочисленные исследования показывают положительное влияние женщин на экономический рост и развитие многих стран.
Кроме того, важна роль женщин в качестве работодателей, которые способствуют увеличению занятости и снижению социальной напряженности, особенно в развивающихся странах. Страны с высокой предпринимательской активностью женщин более устойчивы к финансовым кризисам и менее подвержены экономическому спаду. В последние годы женщины внесли значительный вклад в экономический рост большинства стран. В то же время женщины сталкиваются с большими проблемами в создании собственного бизнеса и занятости в целом по сравнению с мужчинами. Такие проблемы не уникальны для отдельных стран, они ярко выражены как в развивающихся странах, так и в экономически развитых странах. Проблемы, с которыми сталкиваются женщины, объективны и субъективны. Объективные проблемы возникают из-за трудностей в достижении баланса между работой и личной жизнью (уход за детьми, домашние и семейные обязанности). Субъективные проблемы вызваны социальными и культурными предрассудками, институциональными, юридическими и налоговыми пробелами в законодательстве многих стран, а также устоявшимися стереотипами, связанными с ролью женщин, особенно в патриархальных обществах. Комплексное и всестороннее решение этих проблем может в полной мере раскрыть потенциал женщин. Согласно исследованию, лучшее использование потенциала женщин и их участие в экономике на уровне, сопоставимом с экономикой мужчин, может увеличить глобальный ВВП на 26%.
Несмотря на то, что на нынешнем этапе развития человеческий потенциал является основной движущей силой экономического роста, согласно документам ООН, женщины остаются в нише «недостаточно используемых» человеческих ресурсов. В этом контексте изучение «недостаточной занятости» женщин в сфере занятости и выявление причин и социальных последствий этого процесса для региона и страны в целом представляет интерес как с научной, так и с практической точки зрения.
Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на социологический анализ изменений и деформаций в сфере занятости, выявить причины и проявления гендерных особенностей занятости в государственном управлении.
Гипотеза исследования: Комплексное и всеобъемлющее решение проблем занятости женщин в государственном управлении может в полной мере раскрыть потенциал женщин и положительно повлиять на развитие государства.
Задачи исследования:
1. изучить определение гендера и основные понятия;
2. рассмотреть теорию и методологию гендерных исследований;
3. провести анализ занятости женского населения в государственном управлении;
4. исследовать тему дискриминации женщин в сфере занятости в государственном управлении;
5. выявить проблемы и пути решения гендерного неравенства в сфере занятости в государственном управлении;
6. подвести итог проделанной работы.
Объект исследования – социально-экономическое положение женщин в сфере занятости в государственном управлении преобразований общества.
Предмет исследования – дискриминирующие факторы, влияющие на положение женщин в государственном управлении.
Теоретической и методологической основой работы являются научная и учебная литература, законодательные и нормативные акты РФ, публицистические издания, расположенные в сети «Интернет».
Структура данной дипломной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключение и список использованной литературы. В первой главе представлены теоретические и методологические основы гендерных исследований в сфере занятости, во второй – статистический анализ положения женщин в сфере занятости в государственном управлении (гендерный аспект), в третьей – проблемы и пути решения гендерного неравенства в сфере занятости в государственном управлении.
Заключение:
Анализ вышеперечисленных фактов подводит нас к выводу, что гендерное неравенство в политике является одним из самых значительных препятствий на пути демократических перемен в России.
Пол — это фундаментальная категория, которая означает социальный пол как культурную и социальную конструкцию, в отличие от категории пола биологической
Женщины начала 20-го века, которые имели право работать, не имели возможности участвовать в политической жизни страны. Ни одна из женщин не была представлена в Государственной Думе в начале века.
Здесь, кроме всех прочих обстоятельств, существовало ограничение прав подданных по сословной и имущественной цензуре.
И, как следствие, ограничение доступа женщины к власти. В 20-30-е годы коммунисты занимали ответственные должности в основном в сфере образования или в партийных и комсомольских органах, отвечавших за работу с женщинами. Представительство женщин в Верховном Совете было декоративным.
Результаты опроса подтвердили, что Россия — традиционное государство, в котором основная власть принадлежит мужскому населению.
Если проследить вклад женщин-политиков в разные исторические периоды, то можно сделать вывод, что этот вклад очень велик. Каждая политическая женщина старалась вести осторожную, компетентную и дальновидную политику, которая способствовала истинному процветанию России.
Итак, гипотеза: гендерный принцип не пускает женщину в политику, подтверждается.
Гендерные коэффициенты как вариант борьбы с дискриминацией являются одним из самых спорных методов борьбы с дискриминацией в отношении женщин.
Согласно закону, представители обоих полов имеют одинаковые возможности, но женщинам гораздо сложнее стать политиками или топ-менеджерами.
Во-первых, сказывается сила традиции: раньше женщины не могли избираться в парламент и управлять бизнесом. Патриархальное общество ограничивает доступ к власти «слабому полу», и петля этой исторической несправедливости простирается до наших дней. Не случайно большинство людей, услышав слова «политик», «начальник», «директор», «министр», представляют себе мужчину – во многом под влиянием СМИ, где женщины, занимающие эти должности, упоминаются гораздо реже.
Во-вторых, есть так называемый «стеклянный потолок». Несмотря на то, что женщины в России чаще получают высшее образование, чем мужчины (37% и 29% соответственно), они реже получают повышение по службе.
Иногда девочкам отказывают в работе, потому что многие компании не хотят брать на себя дополнительные расходы, связанные с оплатой отпуска по уходу за ребенком.
Правда, любой сотрудник может заболеть, умереть, сгореть и уволиться, но почему-то большинство из них боятся указа. И это несмотря на то, что женщины часто работают почти до родов, а возвращаются через год или, как правило, постоянно работают на расстоянии.
В-третьих, общество все еще находится в плену гендерных стереотипов. Считается, что уход за »домом» и детьми является стандартной обязанностью женщин. Вот почему они вынуждены либо совмещать полный рабочий день с уборкой / приготовлением пищи / воспитанием (а затем страдать от депрессии), либо чем-то жертвовать. И чаще всего приходится отказываться от карьеры из-за давления общества.
Также по-прежнему распространено, что женщина не может быть хорошим менеджером, потому что она паникует в кризисных ситуациях и работает в состоянии стресса и не принимает непопулярных решений.
В 2018 году Валерия Уткина вместе с социологом Ольгой Исуповой изучала положение и роль женщин во властных структурах. Они нашли несколько причин, по которым женщины мало представлены в российской политике:
1. Стереотипы о разделении обязанностей: забота о женщинах, управление мужчинами.
2. двойное и даже тройное бремя, из-за которого у женщин больше нет времени на полное участие в политике.
3. совокупность множественной дискриминации по возрасту и полу – гендерный эйджизм [32].
Из-за него женщинам труднее устроиться на работу и подняться по карьерной лестнице. Выпускники университетов при трудоустройстве могут либо отказаться от отсутствия опыта, либо из предрассудков, что молодая девушка думает только о семье и вскоре уходит в декретный отпуск. Если девушке удастся попасть в государственный сектор, она столкнется с «стеклянным потолком» и «липким полом». По этой причине все больше женщин сосредотачиваются на младших и средних должностях, в то время как большинство мест занимают мужчины.
Проведя анализ занятости женского населения в государственных органах Российской Федерации, можно констатировать, что доля женщин в государственном управлении довольно мала. Это потому, что женщинам часто приходится отказываться от работы с гендерными проблемами, чтобы занять высокое положение. Даже если вы попадете в министерства и парламенты, это еще не гарантия того, что будут озвучены проблемы насилия в семье, неравной оплаты труда и так далее.
При этом самодискриминация среди женщин на государственных должностях очень сильна: «Средняя женщина стремится быть такой, как все, и обычно имеет семью. Ей кажется, что подъем по карьерной лестнице убьет ее личную жизнь. Кроме того, женщина боится негативного восприятия обществом и замедляет свой профессиональный рост.
Проблема в том, что не только мужчины могут выйти за рамки таких стереотипов – в это верят и многие женщины.
Чаще всего, когда речь идет о гендерных показателях, речь идет об участии женщин в политической жизни. Несмотря на то, что после долгой борьбы вы достигли этого права, доступ к власти для вас все еще ограничен.
Благодаря коэффициентам женщины постепенно будут обладать такой же властью, как и мужчины, и это поможет избавиться от предвзятости, фактор пола потеряет значение при распределении каждой роли. И женщина, кормящая грудью во время выступления в парламенте, и мужчина, избравший семью вместо карьеры, больше никого не шокируют, подобные модели поведения станут нормой.
Но это конечный желаемый результат, требующий комплексных действий. Квоты предназначены для восстановления гендерного баланса во властных структурах, где преобладают мужчины.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сделать выводы, что цель исследования – выявить, опираясь на социологический анализ изменений и деформаций в сфере занятости, причины и проявления гендерных особенностей занятости в государственном управлении – достигнута, решены все поставленные задачи:
• изучены определение гендера и основные понятия;
• рассмотрены теория и методология гендерных исследований;
• проведен анализ занятости женского населения в государственном управлении;
• исследована тема дискриминации женщин в сфере занятости в государственном управлении;
• выявлены проблемы и пути решения гендерного неравенства в сфере занятости в государственном управлении;
• подведен итог проделанной работы.
Выдвинутая нами гипотеза, что гендерный принцип не допускает женщину в управление и политику, верна.
Подводя итог, стоит обозначить, что мир деловой женщины, женские успехи в науке, управлении, бизнесе, их общественная работа, социальные роли должны освещаться и по достоинству быть оценены. Трудовые, интеллектуальные, творческие способности женщин могут проявляться иначе, чем у мужчин. Это не дает оснований пренебрегать их потенциалом.
Наоборот, оба пола взаимно дополняют и обогащают друг друга, усилия должны быть направлены на создание условий творческого взаимодействия мужчин и женщин во всех сферах жизни, включая управление и власть. И как одно из решений представленной проблемы можно обозначить необходимость разработки нормативно-правовой базы практического осуществления Конституции РФ (статья 19), которая поможет преодолеть ситуацию застоя в процессе продвижения женщин во властные и управленческие структуры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические и методологические основы гендерных исследований в сфере занятости
1.1 Определение гендера и основные понятия
Термин «гендер» был введен американским психоаналитиком Р. Столлером во второй половине XX века для обозначения социального пола, в отличие от термина «биологический пол», который отражает фактические биологические различия между женщинами и мужчинами (анатомические, генетические, физиологические).
Чтобы определить термин «пол» и понять, чем он отличается от пола, необходимо учитывать оба термина. Пол относится к универсальным биологическим различиям женщин и мужчин. Лишь незначительные различия в ролях можно отнести к биологическим. Например, только женщины могут носить детей.
Пол — это фундаментальная категория, которая означает социальный пол как культурную и социальную конструкцию, в отличие от категории биологического пола [2].
Гендер — это смоделированная обществом и социальными институтами система ценностей, норм и характеристик моделей поведения мужчин и женщин, образа жизни, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, через социальные, политические, экономические и культурные контексты общественной жизни.
Пол относится не только к женщинам или мужчинам, но и к отношениям между ними и к способу социального построения этих отношений, то есть к тому, как общество «строит» эти отношения взаимодействия полов в обществе [3].
Сегодня в научной практике принято использовать прилагательное «сексуальный» только тогда, когда необходимо подчеркнуть биологические различия между женщинами и мужчинами, например, сексуальную конституцию. Во всех остальных случаях использование прилагательного «гендер» считается правильным, например, гендерные роли, гендерное неравенство, гендерная социализация.
Существует несколько способов выразить социальное понимание половых различий:
* через культурные символы (например, «женщина-мать» и «отец-кормилец»);
• через нормативные концепции в политических, научных и религиозных теориях (так согласно традиционной патриархальной системе взглядов женщине предписывается появляться на публике в юбке, любить детей, иметь мало смысла в политике);
• путем принятого в обществе разделения социальных сфер по полу (например, рынок труда женщин и мужчин, образование женщин и мужчин);
• субъективное восприятие личности как женщины или мужчины, т.е. идентификация себя как «мужчины» или «женщины», которые постепенно складываются у индивида каждого пола в процессе моделирования, усиления и социализации [2].
Пол — это один из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими показателями, как раса, национальность, возраст, организует систему социальной иерархии.
Гендерная система — это социально сконструированная система гендерного неравенства. Гендерная система развивается и поддерживается сознанием людей [3].
Гендерное осознание строится и наклеивается на этикетки путем распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и правил, за нарушение которых общество применяет санкции к нарушителям. На гендерную осведомленность влияют гендерные стереотипы и гендерные идеалы, которые преобладают в обществе [4].
Гендерные стереотипы — это особые социальные установки, простые по форме, примитивные и неточные по содержанию, сопровождающиеся преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе.
Гендерные роли — это усвоенное поведение, которое обусловливает действия, обязанности и обязанности, которые воспринимаются как мужские и женские. Гендерные роли непостоянны, изменчивы, разнообразны как в рамках одной культуры, так и в разных культурах. Роли в обществе определяются не полом, а социальным устройством, которое либо поддерживает гендерное равенство, либо усугубляет проблему гендерного равенства [5, 6, 7, 8, 9].
Гендерные системы разных обществ не идентичны, но все они асимметричны.
Неравенство между мужчинами и женщинами в определенной области общества (экономика, политика, образование и т. Д.) И отражает явное или скрытое неравенство в этой области [3].
Это понимается как непропорциональное представление социальных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них в разных сферах жизни.
Пол как социальное явление проявляется на двух уровнях: социальном (то есть на уровне общества в целом) и индивидуальном.
На социальном уровне пол включает в себя следующие элементы. Гендерное разделение — это гендерное распределение различных видов деятельности и ролей между мужчинами и женщинами [2].
Таким образом, женщинам традиционно приписывается роль хранительницы дома, а мужчинам — роль заслуживающего внимания..
Разделение труда по признаку пола типично для развитых стран во многих отношениях. Можно говорить о разделении работы по полу, когда в определенной отрасли один пол преобладает над другим более чем на 60% [9].
Из-за гендерного разделения труда возникла гендерная сегрегация труда – разделение профессий для мужчин и женщин, причем женские профессии стали как те, которые связаны с функциями женщин в семье, такими как педагог, учитель, медсестра, социальный работник и т. Д. [6, 7, 9].
Гендерные идеалы — это устоявшиеся в обществе представления о том, какой должна быть женщина и каким должен быть мужчина. Наиболее распространенными гендерными идеалами являются идеалы женственности и мужественности [4].
Женственность — это модель поведения, предписанная обществом представительницам женского пола, связанная с зависимостью, неуверенностью, пассивностью, эмоциональностью, сентиментальностью [10, 8, 11, 9].
Мужественность — это модель поведения, предписанная обществом представителям мужского пола, которая связана с независимостью, активностью, уверенностью в себе, рациональностью, эмоциональной сдержанностью [10, 8, 11, 9].
Что касается гендерного подхода, то модель поведения не запрограммирована биологически, а обусловлена ценностями определенной культуры. Наивысший уровень близости черт женственности и мужественности, достигаемый индивидом, демонстрирует андрогинность [8,11,12,9]. Андрогинный индивид обладает более широким спектром поведения, более гибок в плане интеграции в социальную систему.
Ограничения, налагаемые на женскую гендерную роль, проявляются в следующих областях [15, 16, 4, 17].
Таким образом, согласно российским исследованиям, 70-80% домашней работы выполняют женщины, и каждая пятая женщина подвергается домашнему насилию [17].
Занятость: женщины проявляют меньше предпринимательской активности; женщины чаще становятся первыми кандидатами на увольнение; женщины сосредоточены на так называемых »женских профессиях» с более низкой заработной платой; общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше женщин на этих должностях; чем выше уровень лидерства, тем ниже представительство женщин.
Общественно-политическая сфера: недостаточное участие женщин в принятии решений и управлении государством. Например, в Саудовской Аравии только 20 женщин-парламентариев, а в декабре 2015 года впервые женщина была избрана депутатом муниципального совета.
Более 40 % женщин-депутатов насчитывается в парламентах Кубы, Швеции, ЮАР, Сенегала, Финляндии, Эквадора, Никарагуа, в Соединенных Штатах Америки – 19,3 %, а в Евросоюзе в среднем процент работающих в парламентах женщин составляет 24,2 %.
Только в парламенте Андорры царит полное равноправие полов. В России доля женщин среди парламентариев составляет 14%.
Подводя итог, стоит отметить, что гендер представляет собой определенною категорию, означающую социальный пол как культурную и социальную конструкцию, в отличие от категории пола биологического.