Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Гендерная идентичность и особенности взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте. 11-12 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психологической литературы гендерной идентичности и особенности взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте 8
1.1 Психология гендерной идентичности: содержание понятия, виды и формы проявления 8
1.2 Проблема взаимоотношения в психологии 21
1.3 Взаимоотношение со сверстниками как фактор, определяющий гендерную идентичность в подростковом возрасте 30
Выводы по первой главе 42
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерной идентичности и особенности взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте 44
2.1 Организация, методы и методики исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения гендерной идентичности и особенности взаимоотношения со сверстниками
в подростковом возрасте 46
2.3. Рекомендации по развитию взаимоотношений подростков со сверстниками с учетом их гендерной идентичности 65
Выводы по второй главе 69
Заключение 73
Список литературы 77
Приложение 86
Введение:
В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования гендерной идентичности. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры.
Проблематика гендерной идентификации, включающая в себя не простые вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и гендерной дифференциации – одна из важнейших и актуальных проблем в психологии, которая исследуется по сегодняшний день.
Подросток задается вопросом изучения гендерных норм и ролей и стремится культивировать их, определяя тем самым собственную гендерную идентичность. Для подростка характерна активная позиция в вопросе построения собственной картины мира, приобретения новых знаний и их дальнейшая интеграция в собственный опыт. Формирование гендерной идентичности у подростков принято относить к воспроизводству доминирующей гендерной культуры как основы социализации личности (С.А. Бутковская, Л.Р. Диасамидзе, Е.М. Ижванова, О.А. Карабанова, Л.В. Корнева, Н.Ю. Рымарев, В.Л. Ситников и др.).
Все чаще в кругах психологического сообщества при изучении особенностей развития подросткового возраста встает вопрос о необходимости изучения личностных особенностей подростков через призму их гендерной идентичности. При этом гендер являясь фундаментальной и основополагающей характеристикой личности, указывает на социальный статус и на социально-психологические характеристики личности, связанные с полом. При определении категории «гендерной идентичности» ученые понимают под этим феноменом: аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И.С. Клецина); осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина); принадлежность к той или иной социальной группе на основе полового признака (Е.Ю. Терешенкова, Н.К. Радина).
По Э. Эриксону «идентичность – это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития» [85, с. 26]. Идентичность – это, прежде всего, показатель зрелой личности
Составной частью гендерной идентичности личности является самоотношение личности. Проблема самоотношения в связи с развитием идентичности особенно важна для подростков. При благоприятном протекании кризиса идентичности у человека в этот период наблюдается позитивное самоотношение, самопринятие себя. Он более благополучен в психологическом плане. При неблагоприятном течении кризиса формируется спутанная идентичность: молодой человек не понимает себя, ему свойственны мучительные сомнения относительно самого себя, своего места в группе, в обществе, неясностью жизненных перспектив. Самоотношение к себе характеризуется негативными установками.
Таким образом, гендерную идентичность можно отнести к числу главных признаков для характеристики личности. Процесс ее формирования происходит на стадии интериоризации традиционных мужских или женских поведенческих черт, который также существенным образом определяет самосознание и задает вектор социализации личности, регулирующий его поведение в обществе.
Так, обращаясь к эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, базисный конфликт шестой стадии психосоциального развития — интимность против изоляции, напрямую связан именно с гендерной идентичностью индивида. Как результат разрешение текущего конфликта может выражаться в сфере интимно-личностных отношений, плавно охватывая и межличностные отношения.
Важно отметить, что способность индивида к установлению близких отношений, скорее всего, будет указывать на проявление способности к широкой вариативности в континууме «принятие – отвержение», при сохранении целостности личности. Гендерная идентичность выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений.
В подростковом возрасте общение со сверстниками является для подростков главным, значимым и крайне интересным. Подростки забывают уклад семьи, школы, что необходимо питаться по утром, собрать портфель, они бегут на встречу к сверстникам, чтоб общаться и решать не решенные создаваемые проблемы во время общения друг с другом. Общение становится весомым, более глубоким, становится энергетически насыщенным.
Общение в подростковом возрасте строится на основе двух противоречивых потребностях: аффилиации, принадлежности к группе и обособления, автономии. Данная особенность является продолжением противоречивости, и сложности самого подросткового возраста, на это указывают С. Холл, Э. Эриксон, М. Кле, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Н.Ю. Дмитриева, Т.В. Драгунова и др.
Цель исследования – изучить гендерную идентичность и особенности взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте.
Объектом исследования являются гендерная идентичность.
Предметом исследования является гендерная идентичность в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования связана с следующими допущениями:
— гендерная идентичность в подростковом возрасте находится в процессе активного становления;
— существуют гендерные особенности взаимоотношения подростков со сверстниками;
— гендерная идентичность связана с особенностями взаимоотношений со сверстниками у мальчиков и девочек подростков.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать гендерную идентичность в подростковом возрасте и взаимоотношения со сверстниками мальчиков и девочек подростков.
3. Выявить взаимосвязь гендерной идентичности и взаимоотношений со сверстниками мальчиков и девочек подростков.
4. Разработать рекомендации по развитию взаимоотношений подростков со сверстниками с учетом их гендерной идентичности
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции отечественной и зарубежной психологии о сущности личности и ее психологической структуры (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн); концептуальные и методологические проблемы исследования гендерной идентичности (Барсукова А. Д. Бендас Т. В. Ожигова Л. Н. Эриксон Э. и др.); положения концепций межличностных отношений А.В. Петровского, В.Н. Мясищева; концепции положения, отражающие возрастные особенности подростков в контексте становления их самоотношения (А.А. Аверин, Е.Н. Андреева, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.А. Реан, Х. Ремшмидт и др.); положения межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой (У. Дуаз, Г. Джерард и М. Хойт, Г. Тэжфел, Д. Тернер).
Теоретическая значимость данной работы заключается в анализе теоретико-методологических аспектов гендерной идентичности и межличностных отношений подростков со сверстниками.
Практическая значимость заключается в возможности использовать результаты исследования в практической деятельности школьных педагогов и психологов, а также данная работа может быть полезной для дальнейшего изучения психологических дисциплин.
Методы исследования:
— Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— Психологическое тестирование с применением методик:
— Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишников
— Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев)
— Метод наблюдения, беседы, вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности.
— Статистическая обработка эмпирических данных методами описательной статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение, процент); непараметрический U-критерий Манна Уитни, необходимый для оценки различий качественно измеренных, критерии Спирмена с целью статистического изучения связи между явлениями. Обработка данных была осуществлена в программе Microsoft Excel.
Эмпирическая база исследования: бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 82» города Омска.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на базе бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 82» города Омска. Среди подростков 11-12 лет.
Структура выпускной квалификационной работы, изложена на …страницах машинописного текста. Данная работа состоит из введения, двух глав (первая теоретическая, вторая практическая), заключения, списка литературы и приложения. В работе содержится ….рисунков, ….. таблиц.
Заключение:
Проведя психологический анализ литературы по проблеме исследования показал, что проблематика общения подростков со сверстниками, как и было раньше есть одна из актуальных в психологии. В этом возрасте идет активный процесс становление личности и подростки включаются в новую систему отношений, общения со сверстниками. По мнению Д.Б. Эльконина интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности. Общение охватывает большую жизнь подростка, изменяя его отношение к занятиям учебного процесса, к родственникам и обучающему персоналу в школе. Благодаря общению со сверстниками у подростка возникает чувство принадлежности к группе и принятия его как личность. Принадлежность к подростковой группе, включенность в процесс общения дает чувство эмоционального благополучия, безопасности, поддержки. В общение подростка не все протекает гладко. Мало успешность в отношениях со сверстниками часто приводит в состояние сильной тревоге подростка.
Значимым оказывается осознание основных функции общения подростков со сверстниками. Получение нового вида информации об окружающем его мире, усвоение навыков социального взаимодействия подчинение или не подчинение коллективу, приобретение новых связей по личным интересам с общественностью и наконец одной из функций является контакт – принадлежность к той или иной группе сверстников, получение или оказание взаимопомощи «ты мне-я тебе», осознание некой независимости.
Общение со сверстниками обретает субъективную значимость для каждого подростка. В данном возрасте стремление подростка занять устраивающее место в кругу сверстников, в процессе общения суметь достичь общественного признания.
В результате всего изложенного хочется подойти к пониманию как взаимоотношения со сверстниками определяют гендерную идентичность в подростковом возрасте. В трактовке понятия «гендерной идентичности», согласно изученным материалам, наблюдается рассогласование в объективизации точного ее понимания. В результате многочисленных споров и точек зрения удалось прийти к единому пониманию определения гендерной идентичности, как процессу осознание индивидом своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Гендерная идентичность выступает как аспект самосознания, отражающий процесс отождествления себя как представителя определенного пола, как носителя определенных характеристик и особенностей поведения, закрепленных в образах общественного сознания как гендерных стереотипах. Подростковый возраст выступает как чрезвычайно важный этап в развитии онтогенеза связанный с формированием гендерной идентичности, так как проявляющее самосознание позволяет оценить свои качества в соотношении с собственным биологическим полом. Сформированность гендерной идентичности влияет на взаимоотношения индивида с окружающими, на психическое здоровье, на уровень семейного благополучия.
Во время проведения интерпретации эмпирического исследования была использована методика ОМО А.А. Рукавишникова, методика С. Бем, методика Столина (ОСО). В которых были исследованы сферы межличностных отношений подростов и их восприятия взаимоотношений со сверстниками, уровень развития самоотношения и диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и феминности личности, для изучения типа гендерной идентичности.
Использовали в данном курсовой работе непараметрический метод обработки данных объём выборки составил 40 человек. Из них 21 девочек, 19 мальчиков.
О типе гендерной идентичности мы судили по соотношению выраженности показателей маскулинности и фемининности (высокие показатели выраженности маскулинности и фемининности свидетельствуют об андрогинном типе гендерной идентичности; высокие показатели маскулинности и низкие показатели выраженности фемининности характерны для маскулинного типа гендерной идентичности, высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности характеризуют фемининный тип гендерной идентичности и для недифференцированного типа гендерной идентичности характерны низкие показатели выраженности как маскулинности, так и фемининности.
По результатам проведенного анализа данных, полученных с помощью методики С. Бем, выявлено, что для 47% характерен маскулинный полоролевой тип. Вместе с тем, для 53% выборки мальчиков характерна андрогинный полоролевой тип. В выборке девочек отмечено, что андрогинность или андрогинно-полоролевой тип присуща 57% девочек. У 43% девочек-подростков выраженной является феминность или, фемининный полоролевой тип.
По результатам анализа данных, полученных по методике ОМО А.А. Рукавишникова, отмечено, у мальчики и девочки подростки стримятся принимать остальных, чтобы они имели интерес к ним и принимали участие в их деятельности. При этом мальчики-подростки стараются чтобы остальные приглашали их принимать участие в их деятельности и стремились бы быть в их обществе, даже когда они не прилагаю к этому никаких усилий, девочки-подростки имеют тенденцию общаться с небольшим количеством людей. Также как девочки, так и мальчики подростки стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью. Полученные данные свидетельствую о том, что девочки очень осторожны при установлении близких интимных отношений, а мальчики-подростки стремятся другие стремились быть к каждому в отдельности, эмоционально более близкими и делились с каждым, своими интимными чувствами.
В результате исследования по тесту-опроснику самоотношения среди мальчиков и девочек подростков было выявлено, что полученные результаты свидетельствуют, что по данной шкале большинство респондентов продемонстрировали выраженность признака. В целом это говорит о яркости выраженности самоотношения.
Использование метода корреляционного анализа позволило нам установить у подростков 11–12 лет взаимозависимости между структурными компонентами самоотношения и типами гендерной идентичности.
Данные результаты позволяют нам судить о том, что подростки с андрогинным типом гендерной идентичности характеризуются самостоятельностью, уверенностью в себе, положительным отношением к окружающим, высоким самоуважением. Результаты, полученные во время проведенного исследования, позволяют нам сделать вывод, что тип гендерной идентичности определяет самоотношение и адаптационные возможности личности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель и задачи исследования достигнуты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ психологической литературы гендерной идентичности и особенности взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте
1.1 Психология гендерной идентичности: содержание понятия, виды и формы проявления
Важной особенностью современного социума является чрезвычайная подвижность и некоторая неопределенность социальных изменений. Общественные процессы, которые сейчас происходят, создали идентификационный синдром, проявляющийся в виде новых механизмов социогрупповых идентичностей и постоянной необходимости их исследований.
Рассмотрение идентичности с позиции поиска ответов на вопросы, которые помогли лучше понять способы, методы равновесия индивидуального и социального бытия человека в переполненном различными рисками постиндустриальном обществе, очень широко представлено в междисциплинарном научном пространстве, однако, эта тема исследований продолжает быть значимой, актуальной и раскрываться с позиции новых аспектов видения.
Понятие «идентичность» обозначает определенное состояние, которое соответствует результату отождествления, предполагает самоопределение личности среди имеющихся социокультурных параметров и общее признание их представителями сообщества, с которым человек себя уподобляет.
Впервые понятие «идентификация» было использовано З. Фрейдом в конце XIX в. В одной из работ 3. Фрейда идентификация определяется как «ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя» [68]. В неортодоксальном психоанализе содержание понятия идентификации расширилось до способа психологической защиты «Я» от внешних угрожающих объектов, механизма формирования способности личности к саморазвитию. Социальная сущность человека предполагает, что она стремится к включению в социум (сообщество) и одновременно — к отделению как индивидуальности. Идентичность есть ощущение, осознание и переживание индивидом своей принадлежности к определенной общности людей. Чувство принадлежности выполняет важные и социально — психологические функции. Оно обеспечивает подчинение индивида определенной социальной группе, а также групповой защите. Более того, ощущение идентичности предоставляет ее субъекту социально значимый комплекс ценностей, символов и традиций [79].
Стоит отметить, что понятие идентичности раскрывает индивидуальную, личностную и социальную стороны «Я-концепции» личности. В частности, на индивидуальном уровне идентичность понимается как результат осознания индивидом своего присутствия в пространстве и времени, в конкретном физическом теле, с особыми чертами характера, темпераментом, с определенным предыдущим опытом и надеждами на будущее [56].
На личностном уровне идентичность, как известно, определяется через ощущение собственной самоценности, неповторимости себя и своего жизненного опыта, который основывается на умении соединить все идентификации со способностями и благоприятными возможностями в социуме. На социальном уровне идентичность отражает внутреннюю солидарность человека с идеалами социальных сообществ и стандартами, которые распределяют мир на «своих» и «чужих» [51].
Феномен идентичности объясняет несколько социально-психологических теорий.
Одной из наиболее обоснованных можно назвать теорию социальной идентичности с позиций символического интеракционизма. Среди представителей этого направления, которые занимались проблематикой идентичности, можно назвать Ч. Кули, Дж. Мида и Г. Блумера, а также современников — П. Бурке, Дж. Маккола, Ш. Страйкера и других. Теоретики этого подхода рассматривают идентичность индивида как продукт общественных ролей. В рамках данного подхода механизмы идентичности анализируются на микросоциальном уровне [26]. Внимание также уделяется понятию выпуклости идентичности. Все идентичности имеют разное субъективное значение для индивидов, поэтому имеют разные последствия. Таким образом, можно говорить о иерархическом характере структуры идентичности. Наибольшее влияние на идентификацию и поведение индивида имеют идентичности, которые для определенного индивида является наиболее значимыми.
Ш. Страйкер сформулировал теорию, согласно которой различные социальные роли, которые выполняет индивид, создают уникальную вариацию его индивидуальной идентичности. С позиций этой теории идентичности, люди приписывают себе отрефлексированное «я» в процессе интеракции в общественном пространстве. Итак, «Я» связано с определенными приписываемыми позициями и выполнением определенных ролей. Кроме этого, на формирования «Я» влияет реакция членов группы, которые взаимодействуют с индивидом, и формируют фундамент для его самоопределения. Более того, выполнение социальной роли позволяет индивиду быть связанным с социальной структурой. Ш. Страйкер пытался объяснить взаимосвязь индивида и социальной структуры как гетерогенной, но в то же время сложно организованной системы. Коллективная идентичность с позиций этого подхода как базис использует принадлежность к социальной группе. При этом, особое значение имеет самокатегоризация и сравнения. Идентичность позволяет не только соотносить себя с определенной категорией, но и идентифицировать лиц, не входящих в группу как внешних субъектов. Сравнение добавляет оценочный смысл в процесс соотнесения. При этом сравниваются внутренние и внешние члены группы [88].