Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Функциональные государственные надзоры в сфере труда: система органов и полномочия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 6
1.1. Понятие
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства 6
1.2. Система и правовое положение
органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства. 11
1.3. Государственный надзор и
контроль в области трудового законодательства за рубежом. 32
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА.. 43
2.1. Проблемы реализации и
эффективности процедур государственного надзора за соблюдением трудового
законодательства. 43
2.2. Рекомендации по
совершенствованию государственного надзора в сфере труда 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 75
Введение:
Актуальность исследования. Современный мир
трудно себе представить без трудовых отношений. Любой гражданин страны может
оформиться в качестве индивидуального предпринимателя или стать самозанятым, но
большинство по-прежнему работает по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Безусловно, трудовые отношения нельзя
назвать равноправными, поскольку работник и работодатель находятся в абсолютно
разных условиях (противоречие в предложениях).
В этой связи возникают многочисленные
нарушения прав трудящихся, они могут касаться задержки заработной платы,
невыплаты её в полном объеме, уходе от налогов и выплаты в связи с этим минимальных
пособий по нетрудоспособности и отпускных.
Кроме того, недобросовестные работодатели,
используя различные лазейки, увольняют женщин, находящихся в декрете, осуществляют
прием на работу с дискриминацией по разным признакам, а также совершают иные
многочисленные нарушения, которые выявляются многочисленными контрольными и
надзорными органами.
Особое место в деятельности этих инстанций
занимают вопросы безопасности труда, а также условий, которые работодатель
создает для своих сотрудников.
Фиксируемые несчастные случаи,
профессиональные заболевания на производстве свидетельствуют о том, что в
данной сфере существует большое количество проблем, которые требуют контроля и
решения.
В условиях разразившейся пандемии все
трудовые проблемы стали особенно очевидными, большое количество людей осталась
без работы или были отправлены в неоплачиваемые отпуска, несмотря на прямое распоряжение
Президента России.
Практическая и теоретическая часть
обусловлена тем, что многие предприниматели не смогли сохранить свой бизнес и
разорились, что также повлекло массовое высвобождение рабочей силы.
Для того, чтобы нестабильная ситуация,
которая сложилась не только в России, но и в мире не стала поводом для решения
предпринимателями своих личных финансовых проблем сегодня как никогда актуальны
контрольные и надзорные мероприятия в отношении недобросовестных работодателей.
Однако их права также не должны
нарушаться, в связи с чем установлен строгий порядок проведения плановых и
внеплановых проверок, а также сделаны существенные многочисленные послабления в
текущем году.
В зависимости от того, как будет
развиваться ситуация, связанная с пандемией, будет меняться и характер
нарушений, в связи с чем необходимо постоянно контролировать ситуацию не
допускать каких-либо перегибов с обеих сторон.
Целью выпускной квалификационной работы
является комплексный анализ функциональных государственных надзоров в сфере
труда.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие надзора и контроля
за соблюдением трудового законодательства,
— исследовать систему и правовое положение
органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства,
— изучить государственный надзор и
контроль в области трудового законодательства за рубежом,
— проанализировать проблемы реализации и
эффективности процедур государственного надзора за соблюдением трудового
законодательства,
— исследовать направления
совершенствования государственного надзора в сфере труда.
Объектом исследования настоящей работы
являются общественные отношения, складывающиеся в сфере контроля и надзора в
сфере труда.
Предметом – нормативно-правовые акты,
научная и учебная литература, статистика, отражающие различные аспекты осуществления
контроля и надзора в сфере труда.
Теоретической основой исследования стали работы
таких авторов как Абульханова Л.И., Васильева М.И., Абрамова О.В., Алиева З.А.,
Борисова А.В., Вавилова Ю.И., Карабельников Б.Р., Николаева Л.А., Сапфирова
А.А., Селезнева Д.А., Таранушина И.И., Финоченко Т.А., Яицков И.А., Переверзев
И.Г. и др.
Нормативную основу составили: Конституция
РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и
ведомственные правовые акты.
Методами исследования являются общенаучный
диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы:
исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический,
лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический,
аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили
статистические данные.
Степень разработанности исследования
состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические
выводы о государственном контроле и надзоре в сфере труда, позволят расширить
теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые
подходы к его совершенствованию.
Структура выпускной квалификационной
работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала.
Структура работы включает введение, две
главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных
источников.
Заключение:
В соответствии со ст. 37 Конституции
Российской Федерации, каждый имеет право работать в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и здоровья, получать вознаграждение за труд,
выполненный без дискриминации, и не ниже установленного законом минимального
размера оплаты труда, а также быть защищенным от безработицы.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ
контроль со стороны федерального государства за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
законодательства, осуществляется Инспекцией. Федеральное бюро труда в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации. Надзор повышает
эффективность деятельности государства по обеспечению общественной и
национальной безопасности, а также по экономии трудовых ресурсов. Контрольная
деятельность государственных органов в сфере труда приобретает особую
актуальность в условиях пандемии COVID-19.
Следует отметить, что в последние годы
многие работодатели обоснованно жаловались на то, что органы государственного
контроля и надзора осуществляют исключительно карательные функции — их задача —
выявление нарушений, дать инструкции и наложить штраф.
Но такое положение вещей не способствует
улучшению ситуации в сфере труда, потому что задача не в том, чтобы наказать, а
в том, чтобы устранить нарушения и предотвратить их повторение.
Кроме того, сама система штрафов построена
таким образом, что, например, в сфере пожарной безопасности работодатели могут
нарушать установленные годами требования и платить совершенно незначительные
штрафы, сознательно рискуя жизнью людей, в то же время, если государственные
органы намеревались устранить эти нарушения. тогда вполне можно было бы
научить, предложить, дать время на устранение нарушений без санкций и наоборот,
умножить ответственность тех, кто злонамеренно избегает устранения нарушений.
Политика государственных органов в сфере
труда должна быть гибкой и направлена на защиту не только работников, но и
работодателей.
На сегодняшний день первые шаги в этом
направлении уже сделаны, существует взаимосвязь между общественным контролем и
государственным надзором. Представляется, что сами предприниматели-работодатели
должны быть заинтересованы в минимизации количества выявленных нарушений, так
как от этого зависит жизнь и здоровье их сотрудников, и поэтому вполне
целесообразно увеличить количество семинаров, консультации, прямое
взаимодействие госорганов и бизнеса для оперативного устранения возможных
нарушений.
Кроме того, следует отметить, что трудовое
законодательство в значительной степени противоречивое и белое, поэтому
виновным может быть как незнание закона, так и правовые конфликты, и в этом
отношении также должны быть разные наказания.
Ошибочно издавать акты и приказы разного
рода с последующим отказом объяснять, как их следует выполнять по таким
вопросам.
Представители государственных органов
считают, что обучение, особенно в области разработки различных видов
документации, которое осуществляется коммерческими организациями на возмездной
основе, не входит в компетенцию государственных органов.
Если полагаться исключительно на букву
закона, это действительно так, но сами государственные органы заинтересованы в
минимизации количества нарушений, поэтому мы считаем, что в рамках имеющихся
полномочий и компетенций целесообразно оказать посильную помощь по устранению
нарушений на всех этапах проверки, в том числе исключить штрафы.
Анализ выявленных проблем в сфере надзора
и контроля за трудовым законодательством позволяет внести следующие предложения,
касающиеся, прежде всего, злостных нарушителей.
Необходимая экономия мер государственного
принуждения будет достигнута, если в отношении руководителей, которые злостно
нарушают трудовое законодательство, государственные органы будут применять
более строгие меры воздействия, например, статья 5.27 КоАП РФ в первых двух частях содержит абсолютно
неэффективные меры наказания – предупреждение или штраф от одной до двадцати
тысяч, естественно, что во многих случаях легче оплатить штраф, чем принять
действенные меры.
На
наш взгляд данную статью, состоящую из семи частей целесообразно было бы
пересмотреть в сторону обобщения и укрупнения описания диспозиций и увеличения
размера санкций в зависимости от совершенного проступка, поскольку в текущей
версии она имеет накопительный эффект правонарушения – можно достаточно долго
продолжать нарушать законодательство, прежде чем наступят существенные меры
воздействия, что создает эффект безнаказанности.
При этом вмешательство в деятельность добросовестных
работодателей должно быть ограничено государством. Кроме того, снизится
коррупционная нагрузка на бизнес, повысится эффективность надзора и контроля в
целом.
Еще одним фактором, который может
положительно повлиять на эффективность государственного надзора, может быть
усиление обратной связи между степенью влияния уполномоченного органа на
работодателя и его предыдущим поведением. Региональные реестры, такие как
реестр работодателей, гарантирующих уважение прав трудящихся, могут быть
эффективными инструментами для установления такой связи, например, «Реестр
недобросовестных работодателей».
Таким образом, частота проверок и объем
ответственности за совершенные правонарушения будут зависеть от того, к какому
из перечисленных регистров принадлежит тот или иной работодатель.
В то же время это коснется участия в
тендерах (на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
государства и муниципальных образований). Регулирование нахождения в
специальном реестре необходимо для определения статуса работодателя, который
влияет на готовность сотрудников и подрядчиков устанавливать с ним трудовые и
гражданско-правовые отношения.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1.1. Понятие надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства С развитием трудового законодательства
появилось много вопросов, связанных с защитой трудовых прав. Контроль и надзор
за соблюдением трудового законодательства стали средством обеспечения
соблюдения законности, что могло бы обеспечить выполнение этой задачи.
Однако следует отметить, что в науке
трудового права до сих пор существует полемика относительно взаимосвязи и
взаимодействия этих категорий, их определения и содержания. Поэтому мы
предлагаем проанализировать обозначенные понятия.
Глава 57 Трудового кодекса посвящена
вопросам государственного контроля и надзора[1]
(далее — Трудовой кодекс Российской Федерации). В этом законе они упоминаются
как средство защиты прав и свобод трудящихся. В то же время интересным
представляется выбор законодательным органом названия соответствующей главы.
Следует отметить, что в некоторых
нормативных актах, например в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»»[2],
главы, посвященные защите соответствующих прав, обозначены как «Государственный
экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны
окружающей среды».
Однако аналогичные механизмы защиты
трудовых прав в ТК РФ названы иначе, а именно как «Государственный контроль
(надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Соответственно, законодатель в данной
сфере разделяет обозначенные категории, однако, при этом надзор в некоторых
случаях ставит «во главу угла». Но можем ли мы однозначно ответить, является
ли, по мнению законодателя, надзор главным действующим механизмом в сфере
соблюдения трудовых прав? Или обозначенная позиция, определенная в названии
главы в ТК РФ главенствующая? Данный вопрос неоднозначно решается в науке
трудового права.
Перейдем к анализу подходов категорий
контроля и инспекции, сложившихся в науке о трудовом праве. Согласно первому
подходу эти понятия синонимичны, неразделимы, идентифицируемы. Второй подход
говорит о включении категории «надзор» в «контроль». Следовательно, контроль
как понятие и явление правовой реальности шире, чем надзор в обозначенной сфере
действия. Л.А. Николаева, разграничивая эти понятия, подчеркивает, что проверка
всегда проводится только государством[3].
Надзор проявляется в публично-правовых
отношениях, поскольку один из полномочных органов федеральной исполнительной
власти всегда выступает в качестве одной из сторон в этих правоотношениях. На
наш взгляд, помимо исполнительной власти, необходимо обозначить структуру
органов прокуратуры Российской Федерации.
Более того, автор утверждает, что контроль
присутствует как в публично-правовых, так и в частных правоотношениях. Так что
контроль — это более широкое понятие, если смотреть через призму количества
органов, которые наделены правом его осуществления. [1] Трудовой кодекс
Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ// Собрание законодательства
Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3. [2] Федеральный закон
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"// Собрание
законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133 [3] Николаева Л.А.
Прокурорско-надзорные правоотношения как предмет правового регулирования //
Правоведение. — 1975. — № 4.