Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формы и методы работы государственных органов по управлению имуществом (на примере)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
применения форм и методов работы государственных органов по управлению
имуществом. 8
1.1. Понятие
категории «собственность». Формы собственности. 8
1.2. Цели,
задачи, и органы управления государственным (муниципальным) имуществом. 15
1.3.
Систематизация форм и методов работы государственных органов по управлению
имуществом. 21
Глава 2. Практические аспекты
управления имуществом государственными органами власти на примере Министерства
культуры и туризма Рязанской области. 28
2.1.
Организационно-правовая характеристика Министерства культуры и туризма
Рязанской области. 28
2.2. Оценка
фактического состояния государственного имущества государственного учреждения. 32
2.3. Анализ
фактического состояния системы управления имуществом в Министерстве культуры и
туризма Рязанской области. 38
Глава . Проект мероприятий по
повышению эффективности управления имуществом государственными органами власти. 45
3.1.
Проблемы выбора и применения форм и методов управления имуществом
государственными органами власти. 45
3.2. Пути
повышения эффективности применения форм и методов управления имуществом
Министерства культуры и туризма Рязанской области. 51
Заключение. 58
Библиографический список. 62
Введение:
Актуальность темы
исследования. Исследование вопросов управления имуществом чрезвычайно
актуально как для коммерческих предприятий, так и для государственных органов
власти, так как структура рыночная экономика предполагает наличие и
государственного сектора. Исторически сложилось так, что, несмотря на множество
достоинств рыночной экономики, есть сектора социально-экономической сферы,
которые нуждаются в регулировании. Наличие государственного сектора экономики –
это определенный балансир, который позволяет влиять на множество экономических
процессов, не допуская серьезного социального разрыва по уровню жизни
населения. Помимо того, что имущество государства – это инструмент позволяющий
влиять на состояние социально-экономической сферы, это еще и источник получения
дополнительных доходов. Как и имущество рыночного сектора экономики,
государственное имущество отличается многообразием. В собственности государства
могут находиться ценные бумаги, основные средства, нематериальные активы,
вклады в уставные капиталы предприятий и некоторые другие виды имущества, что
предопределяет множество форм и методов работы с данной группой активов.
Выбор форм и методов способен влиять на эффективность
использования имущества, его общее состояние и соответственно те доходы,
которые государство получит от его использования. В современных условиях, когда
доходы бюджетов всех уровней снизились из-за сложной макроэкономической
обстановки, вопросы управления государственным имуществам приобретают большую
актуальность.
Сложность выбора форм и
методов управления государственным имуществам заключается в том, что у
государственных органов власти в большинстве случаев отсутствует мотивации к
повышению эффективности данных управленческих процессов. Помимо этого, есть
определенная специфика управления государственным имуществам, которая
заключается в том, что государственное имущество может быть приватизировано
коммерческим сектором.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие
ключевые выводы:
Собственность – это экономическая категория, которая
сложилась в процессе становления и развития человеческого общества.
Собственность — система экономических отношений по поводу присвоения и распределения
объектов, данные отношения устанавливают (описывают) принадлежность имущества
субъекту, у которого имеются полномочия на владение, распоряжение или
пользование объектом собственности.
Государственная собственность – это имущество, которое принадлежит
на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а
также собственность субъектов федерации.
Ключевая цель управления государственным имуществом – это
максимально эффективное его использование с целью получения дополнительного
дохода в рамках формирования неналоговых доходов бюджетов всех уровней. В тоже
время, получение дохода – это не единственная цель управления государственным
имуществом. Наличие государственной собственности – это еще и дополнительные
рычаги влияния государства на социально-экономические процессы.
Система управления государственной собственностью отличается
сложностью и многообразием, включая многообразие государственных органов,
которые принимают участие в данном процессе. Основная цель системы управления государственной
собственностью – это обеспечение эффективного его использования с позиций
результативного выполнения государством своих функций.
Основные методы, которые находят применение в процессе
управления государственным имуществом, это правовые, административные,
нормативные, программно-целевые и экономические методы.
Также можно выделить три ключевых модели управления
государственной собственностью: централизованная, децентрализованная и дуальная
модель управления.
Министерство культуры и туризма Рязанской области является
центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области
специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную
деятельность на территории региона в сфере культуры и туризма.
Министерство культуры и туризма Рязанской
области обладает правом владения и пользования, закрепленным за ним имуществом,
однако у учреждения отсутствует право на распоряжение этим имуществом.
Помимо имущества, закрепленного за Министерством на правах
владения и пользования, существуют еще и имущество государственных учреждений,
где Министерство выступает в качестве учредителя, а также имущество
подведомственных государственных учреждений.
Анализ особенностей функционирования учреждений, учредителем
которых выступает Министерство культуры и туризма Рязанской области позволил
установить, что величина доходов от оказания платных услуг крайне
несущественна, а у отдельных учреждений такие доходы полностью отсутствуют. Это
связано с тем, что цель таких организаций носит в большей степени социальный,
чем экономический характер.
В качестве позитивной динамике был отмечено, что за анализируемый период 2014-2019 гг. прирост полученных
доходов учреждений культуры (всех подведомственных учреждений) от оказанных
государственных услуг составил 38,86%. По итогам за 2020 год размер поступлений
достиг только 1001,4 млн. руб., что связано с неблагоприятной
макроэкономической обстановкой в связи с пандемией короновируса.
Если за период 2014-2016 гг. общий объем
финансирования составил 2,4 млрд. руб., то в 2017-2019 гг. – 4,8 млрд. руб. То
есть финансирование увеличилось в два раза. По результатам за 2020 год объем
финансирования достиг 1,4 млрд. руб.
Согласно данным Приватизации
государственного имущества Рязанской области на 2021-2023 год, ни один из
объектов, планируемых к приватизации, не относится к подведомственным
учреждениям Министерства культуры и туризма. Также ни один из объектов,
находящихся в ведении Министерства культуры и туризма Рязанской области не
планируется в ближайшее время сдавать в аренду.
В управлении государственным имуществом
принимают участие три отдела Министерства культуры и туризма Рязанской области:
отдел развития материально-технической базы отрасли; отдел инвестиционной
политики и развития инфраструктуры туризма; отдел координации деятельности
учреждений культуры.
До 2020 года на территории Рязанской
области действовала программа «Развитие культуры и туризма на 2015-2020 гг.». В
рамках данной программы также предполагались мероприятия, направленные на
улучшение состояния государственного имущества, закрепленного за учреждениями,
по отношению к которым Министерство культуры и туризма Рязанской области
выступает учредителем, а также за подведомственными учреждениями. Однако,
начиная с 2021 года, программно-целевой метод не применяется в управлении
государственным имуществом.
Проведенное исследование позволило систематизировать
проблемы управления государственным имуществом следующим образом:
— проблемы методологии определения форм и методов
управления имуществом;
— сложность нормативно-правовой базы, регулирующей
вопросы выбора и применения форм и методов управления имуществом;
— проблемы разграничения компетенции между
федеральными государственными органами и государственными органами субъектов
федерации по управлению публичным имуществом;
— проблемы, связанные с управлением человеческими
ресурсами (низкий уровень квалификации государственных служащих, невысокий
уровень мотивации, слабая социальная и экономическая ответственность);
— несовершенная система учета, планирования и
отчетности работы объектов государственной собственности;
— нарушение в процессе проведения приватизации
имущества (занижение цены) в результате коррупции в органах государственной
власти.
С целью исправления выявленных проблем были предложены
следующие общие мероприятия: внесение изменений в нормативно-правовой сфере
(издать соответствующий федеральный закон, четко разграничить виды имущества, а
также полномочия органов власти в части управления государственным имуществом),
совершенствование подходов к управлению государственными служащими: усиление
контроля за ходом проведения приватизации.
С целью повышения эффективности использования
государственного имущества Министерством культуры и туризма Рязанской области
было предложено следующее:
— провести комплексную инвентаризацию всего
имеющегося в наличии государственного имущества с разграничением его на
отдельные группы;
— установить потребность в капитальном и текущем
ремонте, а также в реставрации государственного имущества;
— установить возможности сдачи имущества в аренду
при условии приведения его в надлежащий вид. Возможны варианты сдачи в аренду
на льготных условиях, в том случае если арендатор согласиться сделать ремонт за
собственный счет;
— обеспечить реализацию государственно-частного
партнерства как одного из способов повышения эффективности управления
государственным имуществом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты применения форм и
методов работы государственных органов по управлению имуществом
1.1. Понятие категории «собственность». Формы
собственности Собственность – это многогранное понятие, которое затрагивает
политические, экономические, правовые и социальные отношения. В определенной
степени категория «собственность» может касаться культурных и религиозных
отношений. Тем не менее, в рамках проводимого исследования понятие
собственности представляет интерес именно с экономической и правовой
(юридической) точки зрения. [1]
Понимание категории «собственность» прошло долгий
исторический путь развития, который связан с изменениями отношений человека к
определенной вещи, а уже потом и к нематериальным объектам собственности.
Первоначально собственность рассматривалась по отношению к конкретному человеку
(«человек-вещь)», как возможность пользоваться и распоряжаться определенной
вещью. Постепенно данный уровень был преодолен и сейчас понятие «собственности»
распространилось на такие отношения как «человек-человек»,
«человек-государство», «государство-государство» и др.
Собственность – это экономическая категория, которая
сложилась в процессе становления и развития человеческого общества. Сущность
экономической категории «собственность» можно рассматривать с различных
ракурсов.[2]
С правовой (юридической) точки зрения, собственность
подразумевает под собой право субъекта на владение и распоряжение каким либо
объектом. Под объектом можно понимать, как движимое, так и недвижимое
имущество, помимо этого, объектом права собственности могут быть
интеллектуальные формы собственности, которые не имеют физической формы. [1]
Бурносова В.В. Анализ понятий собственности и права собственности в Российской
Федерации / В.В. Бурносова, А.А. Солоха // В сборнике: Сборник материалов
международных научно-практических конференций. Сборник материалов Международных
научно-практических конференций. – М.: ИП Коротких А.П., 2019. — С. 55. [2]
Абдишев М.О. Собственность: понятие, формы и роль в экономике / М.О. Абдишев,
А.А. Галкин // В сборнике: Национальные экономические системы в контексте
формирования глобального экономического пространства. – Симферополь: ООО
«Издательство Типография «Ариал»», 2019. — С. 221.