Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формы и методы планирования социально-экономического развития регионов в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 7
1 Теоретические основы стратегического планирования развития территорий регионов 12
1.1 Сущность стратегического планирования развития социально–экономического развития регионов 12
1.2 Регулирование стратегического управления социально–экономическим развитием региона 18
1.3 Основные формы и методы планирования социально–экономического развития регионов 27
2 Анализ стратегического планирования социально–экономического развития регионов в современных условиях на примере Самарской области 39
2.1 Общая характеристика социально–экономического развития Самарской области 39
2.2 Анализ и оценка результатов планирования социально–экономического развития Самарской области 60
3 Пути совершенствования планирования социально–экономического развития регионов в современных условиях на примере Самарской области 82
3.1 Предложения по совершенствованию стратегического планирования социально–экономического развития Самарской области 82
3.2 Оценка эффективности предложенных решений и прогноз социально–экономического развития Самарской области 92
Заключение 100
Список использованных источников 103
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена задачей ускорения со-циально-экономического развития страны и ее регионов, поставленной Пре-зидентом России перед Правительством Российской Федерации, федераль-ными, региональными и муниципальными органами власти, деятельность ко-торых должна способствовать на рост национальной и региональной эконо-мики, повышение ее конкурентоспособности, эффективности государственно-го управления, обеспечение улучшения жизни российских граждан. Именно в рамках системы стратегического планирования возможно формирование экономических и институциональных условий, необходимых и достаточных для обеспечения социально-экономического развития страны и ее регионов, его сбалансированного и устойчивого характера.
Однако такие документы, разрабатываемые в субъектах федерации, зачастую сохраняют парадигму директивного планирования, к их подготов-ке не привлекаются представители бизнес-сообщества, научных, экспертных и общественных организаций, в результате чего стратегии и планы не стано-вятся реальный инструмент социально-экономического развития, а достигну-тые результаты не обеспечивают решения социальных проблем, роста каче-ства и уровня жизни граждан. Поэтому в настоящее время актуальна разра-ботка системных подходов к управлению социально-экономическим развити-ем субъектов Российской Федерации с использованием системы стратегиче-ского планирования.
Следовательно, развитие стратегического планирования в субъектах федерации должно осуществляться не в виде разработки разрозненных и слабо связанных между собой документов, а как разработанной методологии общих преобразований региональных социально-экономических систем и управления их состоянием, что требует пересмотра существующих подходов и внесения принципиально новых элементов в деятельность органов регио-нального государственного управления.
В связи с этим проблема совершенствования государственного управ-ления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования в современных условиях имеет актуальное научное, методологическое и практическое значение.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют науч-ные труды, теоретико-методические разработки и актуальные публикации отечественных и зарубежных ученых по стратегическому планированию, ре-гиональной экономике, а также другим дисциплинам, направленные на раз-работку основ стратегического, институционального, пространственного и других подходов. к анализу проблем и решению проблем региональной эко-номики.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, феде-ральных органов исполнительной власти, данные экспертов, статистические данные, материалы научно-практических конференций и семинаров.
Цель исследования: разработка решений совершенствования страте-гического планирования социально–экономического развития Самарской области за счет внедрения современных форм и методов.
Задачи исследования
1. Раскрыть сущность стратегического планирования развития соци-ально–экономического
Заключение:
Выполненная работа позволила полностью решить сформулирован-ные и поставленные задачи. Система территориального планирования Са-марской области, являющаяся объектом настоящего исследования, рассмот-рена и проанализирована всесторонне. Мы также внимательно изучили предмет нашего исследования, территориальное развитие, его механизмы и инструменты. Можно утверждать, что поставленные нами задачи выполнены в полном объеме.
В первой главе изучаются теоретические основы территориального планирования в муниципальном образовании. Во второй главе анализиру-ются состояние и развитие Самарской области.
Можно утверждать, что цель работы – анализ Самарской области с точки зрения территориального планирования, стратегического развития и выработка рекомендаций по совершенствованию системы территориального планирования в Самарской области достигнута.
Основным использованным нами методом стала работа с открытыми источниками, содержащими результаты деятельности органов самоуправле-ния Самарской области, статистический метод.
Комплексный анализ нормативно-правовой базы территориального планирования выявил полное формальное соответствие перечня и содержа-ния документов Самарской области, регулирующих территориальное пла-нирование, всем требованиям федеральных законов.
Стратегическое планирование, направленное на повышение качества жизни населения Самарской области, на повышение социально-экономических показателей, в полной мере отражает требования федераль-ных нормативных актов и законов в этой сфере. Профессионализм сотрудни-ков Правительства Самарской области позволил сформировать практически полный пакет документов, необходимых для стратегического и территори-ального планирования. Это позволило разработать и реализовать стратегию развития Самарской области.
Помимо положительных моментов, в ходе работы были выявлены и некоторые недостатки, касающиеся системы территориального планирова-ния. Например, на официальном портале обладминистрации не предусмот-рено голосование и онлайн-обсуждение девелоперских проектов. Это снижа-ет возможность населения региона участвовать в обсуждении проектов, предлагаемых инвесторами и застройщиками. Отсутствие такой интернет-площадки для голосования по проектам ограничивает возможности оценки необходимости и желательности реализации проекта. Это снижает точность оценки рисков для разработчиков девелоперских проектов.
Внедрение и развитие ГИС-технологий идет полным ходом, но есть и возможности для совершенствования. Ситуация с финансированием девело-перских проектов выглядит достаточно сложной. Рамки муниципально-частного партнерства несколько «сужены», на сайте Правительства Самар-ской области они представлены только в предложении концессий.
Возможно, Правительству Самарской области имеет смысл найти ис-точники проектного финансирования и новые возможности для социально-экономического развития области в более широких границах.
Создание юридических лиц, предприятий с различными формами собственности, одним из учредителей которых было бы Правительство, поз-волило увеличить поступления в местный бюджет. Например, город или об-ласть может участвовать в создании сельскохозяйственных и перерабатыва-ющих предприятий.
Правительство может внести свой вклад в создание этих юридических лиц с землей, инфраструктурой и налоговыми льготами. Продукция этих предприятий может реализовываться в школы, дошкольные образователь-ные учреждения.
На территории области находится несколько учреждений исполнения наказаний, принадлежащих Федеральной службе исполнения наказаний Рос-сийской Федерации, они также могут быть гарантированными потребителя-ми сельскохозяйственной продукции, производимой этими предприятиями.
Имущественное участие области в предприятиях строительного ком-плекса может сочетаться с политикой обязательного использования на строи-тельных площадках городов области строительных материалов, произведен-ных в Самарской области. Более широкое вовлечение Самарской области в проект «Один пояс, один путь» позволит «расширить горизонты» стратеги-ческого планирования. Обеспечивает доступ к финансированию на более вы-соком бюджетном уровне. Это повлияет и на уровень территориального планирования. Приоритет будет отдан решениям, направленным на реализа-цию этих двух глобальных
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы стратегического планирования развития территорий регионов
1.1 Сущность стратегического планирования развития социаль-но–экономического развития регионов
Планирование – это одна из стадий управленческого цикла (циклич-ного механизма управления), который принято разделять на три ключевых стадии: анализ – планирование – исполнение – анализ (рис.1.1).
Рисунок 1 – Стадии управленческого цикла
В системе государственного регионального управления планирование призвано определить стратегические (перспективные) и текущие цели терри-ториального развития, разработать систему плановых документов, обеспе-чивающих реализацию этих целей.
Анализ ситуации выступает как первый и последний этапы управлен-ческого цикла. На первом этапе проводится стратегический анализ и оценка ситуации, как во внешней, так и во внутренней среде, осуществляется оценка ресурсного потенциала территории. Все это позволяет выявить возможности