Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование знаний о сезонных изменениях в природе у детей седьмого года жизни в процессе наблюдений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С СЕЗОННЫМИ
ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ. 8
1.1. Проблема
формирования знаний о сезонных изменениях в природе в психологической и
методической литературе. 8
1.2.
Содержание природоведческих знаний о сезонных изменениях в природе у детей
седьмого года жизни в образовательных программах для дошкольников 12
1.3.
Характеристика природоведческих наблюдений как средства формирования знаний о
сезонных изменениях в природе. 23
Выводы по первой
главе. 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7
ЛЕТ. 31
2.1. Изучение
состояния работы по формированию знаний детей седьмого года жизни о сезонных
изменениях в природе. 31
2.2.
Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе в процессе
наблюдений. 40
2.3. Анализ
результативности опытно-экспериментальной работы.. 52
Выводы по второй
главе. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 67
Введение:
Актуальность исследования. Основы экологической культуры
воспитываются с младшего дошкольного возраста. Поэтому большое значение
необходимо уделять экологическому образованию дошкольников, потому что дошкольный
период – это самый важный этап в жизни каждого ребенка. В это время идет
интенсивное умственное и физическое развитие, у ребенка закладываются основные
черты характера, моральные качества личности, формируются различные
способности. Именно в период дошкольного возраста закладываются яркие
эмоциональные впечатления, первые представления о природе, в этот период
определяется фундамент правильного отношения к миру, который окружает ребенка и
ценностной ориентации в нем.
При
ознакомлении детей дошкольного возраста с природой большое значение имеют знания
о сезонных изменениях в природе, так как они оказывают влияние не только на
экологическое образование личности, но и на интеллектуальное развитие,
формируется мировоззренческая концепция и определяется ребенком понятия
сменяемости и изменения в природе, формируется понимание зависимостей и
взаимосвязей в природе, что является основой для формирования системных знаний.
Успешное усвоение
знаний о сезонных изменениях в природе дошкольников возможно при условии
обеспечения чувственного способа познания мира, тесного общения дошкольника с объектами
природы ближайшего окружения. Так как дети старшего дошкольного возраста уже
могут прослеживать реальные связи и зависимости в окружающей среде, сезонные
изменения в растительном и животном мире, в неживой природе, у них формируются
четкие и осознанные представления о процессах и явлениях, протекающих в живой и
неживой природе.
Великие ученые прошлого, такие как Я.А. Коменский,
И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А.И. Тихеева, К.Д. Ушинский,
отмечали природу как средство всестороннего развития личности, рассматривали
природу как могущественный источник знаний.
Мир природы отличается разнообразием объектов и явлений. И если с
первыми дети дошкольного возраста знакомы лучше, поскольку подвижность животных
и яркость окраски растений постоянно привлекает внимание ребенка, то явления
природы, как таковые, их изменчивость, цикличность, зависимость от многих
экологических факторов остаются для дошкольников, как правило, чем-то
малоизвестным, а иногда и непонятным. Одной из задач экологического образования детей
дошкольного возраста является формирование системных знаний о сезонных
изменениях в природе. Это находит отражение в содержании основных
образовательных программ. Задача педагога — раскрыть особенности сезонных
явлений в разные периоды года, показать, какой период самый благоприятный для
живых существ и наоборот, как влияет света и тепла на живые организмы, какие
природные явления могут наблюдаться в разные сезоны. Все это позволит
систематизировать знания, сделать их осознанными.
Большой
вклад в развитие экологического образования и воспитания внесли современные
ученые: И.Д. Зверев, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина,
Б.Т. Лихачев, С.Н. Николаева и др. Многие ученые занимались разработкой
конкретных технологий экологического образования детей, в том числе
дошкольного, например, В.П. Арсеньева, Н.Н. Вересов, Т.А. Федорова и младшего
школьного возраста – А.А. Плешаков, Л.П. Симонова. Данные исследователи неоднократно подчеркивали
необходимость знакомства детей с сезонами года, начиная с младшего дошкольного
возраста, постепенно подводя детей от выделения признаков сезона, к сравнению и
нахождению взаимосвязей. Знания о
сезонных изменениях в природе формируются постепенно на протяжении всего
периода детства через систематические наблюдения, экспериментирование,
моделирование и другие формы работы. Обеспечению успешного усвоения детьми
знаний об особенностях объектов окружающей природы, их отношениях, связях и
структуре в разные сезоны года даёт возможность применение наблюдений за
природой, которые являются наиболее доступным средством и регулярно проводятся
в режиме дня.
В практике работы наблюдения педагогами планируются
и проводятся регулярно, но при их организации важно, чтобы они образовывали
циклы, были тесно связаны с другими формами эколого-образовательной работы,
знания, полученные в ходе наблюдений, были бы широкими, включая не только
изменения в жизни неживой, но и живой природы, человека, актуальными для детей,
доступными по возрасту, применялись в экологической деятельности. Можно видеть,
что в практике работы эти знания формируются недостаточно системно, а
наблюдения проводятся формально, не систематически, знания, полученные в ходе
наблюдений, не вытребованы детьми, довольно узки, не всегда доступны,
отрывочны, применяются не эффективные репродуктивные методы работы, ребенок не
является субъектом данной деятельности.
В этой связи имеет место противоречие между необходимостью формирования знаний о сезонных
изменениях природе, как важной составляющей системны экологических знаний
вообще и недостаточно методически грамотной работой педагогов по их
планированию, организации и проведению. В этой связи
возникает проблема, определения
педагогических условии успешного формирования знаний о сезонных изменениях в
природе в процессе природоведческих наблюдений у дошкольников седьмого года
жизни.
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить условия формирования знаний о сезонных изменениях в
природе у детей седьмого года жизни в процессе природоведческих наблюдений.
Заключение:
Анализ педагогической литературы
показывает, что знакомство с сезонными изменениями детей седьмого года жизни
важно для образования дошкольников: дети учатся ценить и сохранять природу,
конкретизируются и уточняются знания об окружающем мире, улучшается их
наблюдательность. При организации в дошкольном учреждении работы по образованию
детей, их учат наблюдать за природой, видеть и фиксировать те явления, которые
характерны для того или иного сезона.
Проанализировав
образовательные программы по формированию знаний о сезонных изменениях в
природе у детей седьмого года жизни, можно сделать вывод, что большинство
программ ориентированы на формирование у дошкольников базовых знаний об
окружающем мире, умений правильно взаимодействовать с объектами и субъектами природы,
находить творческий подход к решению любого проблемного вопроса.
Наблюдение в отечественной педагогике и
психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность, в процессе
которой устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие,
происходящие изменения и их причины, основанные на чувственном восприятии
объектов, интерпретации и осмыслении полученной информации. Для нас значимо
рассмотрение наблюдения дошкольника как экологически ориентированную
деятельность, для которой характерна гуманная мотивация, развитие интереса к
природе, накопление опыта взаимодействия с ней, в связи с этим нарастающие
умение к самостоятельному наблюдению.
Целью формирующего эксперимента явилась
разработка и экспериментальная проверка содержания, форм и методов формирования
представлений о сезонных изменениях природы у детей 7 лет с помощью наблюдения.
В соответствии со сравнительным анализом
результатов констатирующего и контрольного этапов можно отметить, что
количество детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе с
высоким уровнем сформировнности знаний о сезонных изменениях в природе
увеличилось, количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформировнности
знаний о сезонных изменениях в природе в экспериментальные группы уменьшилось.
В контрольной группе не было выявлено существенных изменений.
Установлено, что на всех уровнях познания природы
произошел рост. Наибольший прирост выявлен по показателю практического
использования знаний, дети стали применять полученные знания. Охотно
откликаться на просьбу взрослого в помощи в уголке природы, проявлять
собственную инициативу. В ходе исследования установлено, что дети, имеющие
средние результаты и соответственно средний уровень сформировнности знаний о
сезонных изменениях в природе на формирующем этапе к концу экспериментальной
работы улучшили показатели. Детей, имеющих низкий уровень на начале
формирующего этапа экспериментальной работы, на заключительном этапе показатели
возросли до среднего уровня. Таким образом, цель работы достигнута, задачи
решены, гипотеза подтверждена
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
1.1. Проблема формирования знаний о сезонных
изменениях в природе в психологической и методической литературе Сезонные изменения в природе являются
природными факторами, оказывающими воздействие на жизнедеятельность живых
организмов.
С.А. Веретенникова дала следующее
определение сезонным изменениям в природе – это периодические явления,
повторяющиеся ежегодно в одинаковой очередности [4, с. 29]. Сезонные изменения,
либо смена времен года, вызвана годовым обращением Земли вокруг Солнца в
процессе смены наклона земной оси к плоскости орбиты. Яркость и
продолжительность каждодневной солнечной радиации в различные сезоны года воздействует
на температуру воздуха и почвы, на влажность, что, между тем, влечет за собой перемены
в жизни растений и животных.
По определению Л.А. Каменевой, сезонные
изменения в природе – это периодические явления, которые повторяются каждый год
в одинаковой очередности [18].
Сезонными явлениями называют периодические
явления природы, которые обусловлены годовым ходом метеорологических элементов.
В умеренной широте ярко выражена закономерная повторяемость и очередность
времен года. Смена времен года происходит в результате годового вращения Земли
вокруг Солнца при постоянном положении наклона земной оси к плоскости орбиты.
В дошкольный период развития доступны
такие знания о сезонных изменениях в природе: любой из сезонов обладает своей
продолжительностью дня и ночи, определенный тип погоды, температура воздуха,
типичные осадки; специфика неживых явлений определяют состояние в растительном
мире и образ жизни животных в данное время года: зимой растения пребывают
условиях покоя, весной, в процессе повышения продолжительности дня, температура
воздуха формирует благоприятные условия для роста и развития растений –
начинается период активной вегетации. Наиболее благоприятные условия для жизни
растений формируются летом: наступает долгий день, увеличивается температура воздуха,
идут сильные дожди. Осенью продолжительность дня понемногу уменьшается,
температура воздуха падает, и жизнь растений замирает: они готовятся к
состоянию покоя.
Животная жизнь также сильно зависит от
изменений в природе. Большая часть животных приспосабливается к зимнему холоду:
происходит осенняя линька птиц и животных; некоторые из них готовят пищу,
изменяют укрытия. Перемены в жизни растений влекут за собой изменения в жизни
животных: насекомые исчезают, следовательно, перелетные птицы улетают. Такие
общие закономерности осваиваются детьми при условии, что в дошкольном возрасте
у них будут развиты определенные представления о каждом сезоне
(продолжительности дня, температуре воздуха, типичных осадках, состоянии
растений, образе жизни животных, работе взрослых, изменениях в жизни самих
детей в определенный сезон). Дети должны иметь представления о
последовательности времен года [15].
Изучение сезонных явлений является важной
составляющей содержания естественнонаучного образования в дошкольном образовании.
Принцип сезонности является ведущим при изучении природы детьми дошкольного и
младшего школьного возраста.
Знакомство детей с сезонными изменениями в
природе является традицией образования, еще со времен К.Д. Ушинского, входит в
содержание работы с дошкольниками (впервые определенное содержание наблюдений
за сезонными изменениями в природе было разработано Е.Н. Водовозовой – ученицей
и последовательницей К.Д. Ушинского) [11].
К.Д. Ушинский писал, что для изучения надо
выбирать те природные объекты и явления, которые окружают ребенка «… и то время
года, когда учение происходит, чтобы впечатления… были в ребенке живы и могли
быть проверены его собственным опытом и чувствами». Впоследствии такие
известные ученые-методисты, как А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, Д.Н. Кайгородов, И.И.
Полянский, Л.Ф. Мельчаков в своих работах указывали на важное значение
наблюдений при изучении сезонных явлений в дошкольной образовательной
организации [12].
Систематизированные представления о
временах года включил в программу обучения В.П. Вахтеров. Он требовал, чтобы
дети сами наблюдали картины природы в разные сезоны, сравнивали, выясняли
причины и связи [20].
В начале ХХ века методику проведения природоведческих
наблюдений разрабатывал известный педагог и фенолог Д.Н. Кайгородов. В книге «О
фенологических наблюдениях» он писал: «Если вы отметили день, когда впервые
закуковала кукушка, запел жаворонок, появились первые ласточки…, прошла
первая весенняя гроза – вы произвели уже целый ряд фенологических наблюдений»
[4].
И.И. Полянский в своей книге «Сезонные
явления природы» охарактеризовал многие фенологические явления, описал методику
наблюдений за сезонными изменениями природы, обосновал дидактическую ценность
фенологических наблюдений: «Сближая с окружающей природой, заставляют
внимательно всматриваться в окружающее, предвидеть, какое явление следует
ожидать…» [22].
На педагогическую ценность учета сезонных
изменений в природе при работе с дошкольниками указывал К.Д. Ушинский: «Я не
нахожу…лучшего средства, как взять предметом для чтений и бесед ту местность,
которая окружает дитя и то время года, когда учение происходит, чтобы
впечатления…были в ребенке живы и могли быть проверены его собственным опытом и
чувствами» [24].
Проблему ознакомления старших дошкольников
с сезонными явлениями природы изучала Н.Ф. Виноградова [5]. Задачами
исследования являлось выяснение уровня представлений детей о сезонных
изменениях в природе; сформированности умения выделять характерные признаки
сезона, устанавливать последовательные, временные и причинные связи и их
взаимодействие; степени влияния знаний детей о природе на структуру детской
речи [10]. Для проведения формирующего эксперимента автором разработано
содержание речевых логических задач, система занятий, обеспечивающая усвоение и
осознание знаний о природе на основе восприятия и слова. Одновременно решались
задачи обогащения словаря, развития образности речи.
Возможностями формирования у детей
дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе в процессе
организации прогулок занимались многие исследователи. На современном этапе
данный вопрос освещен в работах Н. Н. Кондратьевой, Н.В. Зайцева, В.С.
Варивода, Л.К. Ладутько, С.Н. Николаевой, Е.А. Стреха, С.В. Шкляр, А. А.
Петрикевич и др. [7].
По мнению Н.Н. Кондратьевой, в дошкольном
возрасте доступны такие знания об изменениях в природе: любой из сезонов обладает
своей продолжительностью дня и ночи, некоторую специфику погодных условий,
температуру воздуха, характерные осадки; специфика явлений в неживой природе
определяет состояние растительности и образ жизни животных в текущий сезон [9].