Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика / психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование знаний о семье у детей шестого года жизни посредством семейных традиций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы процесса формирование
знаний о семье у детей шестого года жизни посредством семейных традиций. 6

1.1 Понятие и сущность процесса формирования
знаний о семье у детей шестого года жизни. 6

1.2 Задачи и
содержание работы по формированию знаний о семье у детей шестого года жизни. 17

1.3 Обоснование семейных традиций как средство
формирование знаний о семье у детей шестого года жизни. 24

Выводы по
главе 1. 30

Глава 2
Формирование знаний детей шестого года жизни о семье посредством семейных
традиций в экспериментальной работы.. 32

2.1
Характеристика уровней сформированности знаний детей шестого года жизни о семье
на констатирующем этапе педагогического эксперимента. 32

2.2 Разработка и апробация экспериментальной
программы по формированию знаний о семье у детей шестого года жизни посредством
семейных традиций. 42

2.3 Влияние
семейных традиций на процесс формирование знаний о семье у детей шестого года
жизни. 49

Выводы по
главе 2. 53

Библиографический
список. 57

Приложение
А.. 66

Приложение
Б. 66

Приложение
В.. 69

Приложение Г. 71

Приложение Д.. 104

  

Введение:

 

Благодатной
почвой для формирования личности дошкольника и ее составляющих являются
семейные традиции. Соблюдая семейные традиции, ребенок ощущает стабильность и
спокойствие, причастность к семье и всем предыдущим поколениям, а через
общность с семьей формируется ощущение общности с народом. Дети учатся уважать
старших, чтить традиции, у них формируется интерес к истории семьи и,
соответственно, истории государства.

Однако
современность, динамичный темп жизни, занятость членов семьи на работе, причем
это характерно и для старшего поколения, уход в виртуальное пространство
становятся источником того, что утрачивается тенденция к соблюдению семейных
традиций. Во многих семьях нет сплоченности, желания осуществлять совместные
поездки, вести семейные альбомы. В многих случаях представления детей о своих
родственниках завершаются на поколении бабушки и дедушки, прерывается связь
поколений. Зачастую семье сложно даже собраться вместе за ужином или обедом.

Вышеперечисленные
факты детерминируют необходимость включения мероприятий по формированию
представлений детей о семейных традициях в образовательную деятельность,
объединение усилий семьи и образовательного учреждения для эффективного
осуществления данной деятельности.

Старший
дошкольный возраст – период развития активного познавательного интереса, что
позволяет успешно формировать у детей интерес и представления о семейных
традициях.

ФГОС
ДО уделяет большое внимание формированию у воспитанников детского сада
представления о семье и семейных ценностях. Один из основных принципов
дошкольного образования — «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства». Одна из задач — «обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей». В содержание стандарта дошкольного образования входит
«формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и
к сообществу детей и взрослых в Организации» [61].

Формированием
знаний дошкольников о семье, формировании семейных ценностей, культуре семейных
отношений занимались К.Д. Ушинский [60], А.И. Антонов [7], Э.К. Васильева [15],
И.А. Ильин [29], О.М Потаповская [50, Т.В. Семеняка [55].

Проблемой
использования семейных традиций в дошкольном образовании занимались такие
исследователи, как А.С. Стяжкина [57], А.А. Синельникова [56], Е.А. Кудрявцева
[39] и др.

Анализ
научной литературы показал, что проблема развития знаний детей шестого года
жизни о семье разрабатывалась многими учеными, однако возможности семейных
традиций, как средства данной деятельности, изучены недостаточно. Это
противоречие между актуальностью и важностью проблемы формирования знаний детей
шестого года жизни о семье посредством семейных традиций и не достаточной
методической разработанностью решения данной проблемы обусловило выбор темы
исследования: «Формирование знаний о семье у детей шестого года жизни
посредством семейных традиций».

Цель:
теоретически обосновать и экспериментально апробировать семейные традиции как
средство формирования знаний о семье у детей шестого года жизни.

Объект
исследования: процесс формирования знаний о семье у детей шестого года жизни.

Предмет
исследования: семейные традиции как средство формирования знаний о семье у
детей шестого года жизни.

Гипотеза
исследования: мы предположили, что процесс формирования знаний о семье у детей
шестого года жизни будет протекать более успешно посредством знакомства с
семейными традиции.

Задачи
исследования:

1. Изучить
и проанализировать научную литературу по проблеме формирования знаний о семье у
детей шестого года жизни.

2. Раскрыть
понятие и сущность процесса формирования знаний о семье у детей шестого года
жизни.

3. Раскрыть
задачи и содержание работы по формированию знаний о семье у детей шестого года
жизни.

4. Обосновать
семейные традиции как средство формирования знаний о семье у детей шестого года
жизни.

5. Определить
и дать характеристику исходным уровням сформированности знаний о семье у детей
шестого года жизни на констатирующем этапе педагогического эксперимента.

6. Разработать
и апробировать программу экспериментальной работы, направленную на формирование
знаний о семье у детей шестого года жизни посредством семейных традиций.

7. Определить
влияние знакомства с семейными традициями на процесс формирования знаний о
семье у детей шестого года жизни.

Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы:

— теоретические: изучение и анализ
психолого-педагогических, научно-методических источников по теме исследования;


эмпирические: педагогический эксперимент;


статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе г.
Севастополь «Образовательный центр «Античный».

Всего на различных этапах экспериментальным
исследованием было охвачено 40 детей шестого года жизни.

Теоретическая
значимость исследования: состоит в систематизации и обобщении современных
исследований процесса формирования у детей шестого года жизни знаний о семье,
определении влияния знакомства с семейными традициями на процесс формирования
знаний о семье у детей шестого года жизни.

Практическая
значимость исследования состоит в том, что разработанный перспективный план и конспекты
проведения образовательных мероприятий по формированию знаний о семье у детей
шестого года жизни посредством семейных традиций могут использоваться
педагогами в практике работы ДОО.

Структура
работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести
параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Анализ научной литературы показал, что
изучение процесса формирования знаний о семье у детей шестого года жизни
является актуальным. Это обусловлено тем, что данный этап жизни является
сензитивным для освоения подобных знаний, что обусловлено интересом детей к окружающему
миру.

2. Формирование знаний о семье происходит в
разнообразных видах деятельности у детей шестого года жизни: в образовательной
деятельности, в семейном воспитании, в игровой деятельности, в процессе
ознакомления с художественной литературой и т.д.В описанных видах деятельности
у ребенка формируются не только знания о семье, но и образ семьи в целом.

3. На дошкольном этапе детства ребенок должен
освоить ряд знаний о семье: он должен знать, как зовут всех членов семьи,
понимать родственные связи в семье, знать свое генеалогическое дерево, знать
обязанности членов семьи, семейные традиции, знать историю своей семьи.

4. Эффективным средством формирования знаний
о семье детей шестого года жизни могут выступать семейные традиции. Это
обусловлено тем, что участие в семейных традициях позволяет ребенку ощутить
свою идентичность с семьей, в данной деятельности формируются более прочные и
глубокие знания о семье.

5. Исходный уровень знаний детей шестого года
жизни оказался недостаточным: большинство детей показали низкий и средний
уровень

6. Нами была разработана и апробирована
программа по формированию у детей шестого года жизни знаний о семье посредством
семейных традиций. Работа велась в трех направлениях: познавательные традиции,
праздничные традиции, спортивно-оздоровительные традиции.

7. Анализ эффективности предложенной
программы показал, что семейные традиции являются эффективным средством
формирования знаний о семье у детей шестого года жизни.

8. Семейные традиции являют

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
процесса формирование знаний о семье у детей шестого года жизни посредством
семейных традиций

1.1
Понятие и сущность процесса формирования знаний о семье у детей шестого года
жизни

Семья
— это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на
общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность
норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между
супругами, родителями и детьми, детей между собой, согласно определению Шнейдер
Л.Б. [66].

Семья
выполняет ряд функций. Воспитательная функция состоит в том, что она реализует
потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их
воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает
социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Хозяйственно-бытовая
функция заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой;
содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой
функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном
труде физических сил.

Эмоциональная
функция способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии,
уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Эта функция
обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению
психического здоровья граждан. Если в семье отсутствует атмосфера мира и
взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям,
то происходит невротизация всех членов семьи. С точки зрения А. Д. Гусовой, в
детях формируется психология разрушителя с девиантным поведением. [23].

 Согласно представлениям Т.А. Гурко [22]. социокультурная
функция сохраняет национальные традиции; направлена на эстетическое
взаимообогащение родственников; обеспечивает выполнение социальных норм
поведения; реализует желание в совместном проведении отдыха; играет
значительную роль в повышении культурного уровня развития общества. Если семья
не живет национальными традициями и не формирует собственные, то она не
складывается как единая система и живой организм родовой преемственности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы