Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Формирование здорового образа жизни детей с 8 до 12 лет средствами социально культурной деятельностью»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни детей 8-12 лет посредством социально-культурной деятельности 8
1.1. Понятие и составляющие здорового образа жизни детей 8-12 лет 8
1.2. Механизмы влияния социально-культурной деятельности на формирование здорового образа жизни детей 16
1.3. Роль учреждений социально-культурной сферы в формировании здорового образа жизни детей 8-12 лет 25
Глава 2. Анализ тенденций формирования здорового образа жизни детей с 8 до 12 лет в футбольных клубах «СИТИ», «Импульс» 34
2.1. Общая характеристика футбольных клубов «СИТИ», «Импульс» 34
2.2. Оценка влияния занятий в футбольных клубах на формирование здорового образа жизни детей 38
2.3. Пути повышения эффективности влияния на формирование здорового образа жизни детей 8-12 лет в футбольных клубах 49
Заключение 55
Список литературы и электронных источников информации 58
Приложения 63
Введение:
Актуальность темы исследования. Население – это самое главное богатство любой страны. Поэтому одной из главных задач каждого государства является забота о населении, которая, в частности, должна включать создание условий для увеличения продолжительности жизни и улучшения ее качества.
Для современного государства здоровье граждан, особенно молодого поколения, является одной из главных ценностей, поскольку создает перспективы прироста трудового капитала и конкурентоспособности страны в стратегическом периоде. Основным условием достижения целей государства в данной сфере является обеспечение здоровья детей и подростков.
Как отмечают эксперты ВООЗ, у подростков в настоящее время больше возможностей, чем когда-либо ранее, обрести крепкое здоровье и развиваться, но многие ведут себя так, что это может вредить их здоровью (начинают курить, употреблять алкоголь и имеют нездоровый рацион питания), также дают низкую оценку своему здоровью. Таким образом, они не могут в полной мере развить свой потенциал здоровья .
Поэтому чрезвычайно важно создавать условия для формирования здорового образа жизни детей в возрасте 8-12 лет. Это объясняется тем, что здоровье человека на каждом из этапов жизни оказывает влияние на уровень здоровья на дальнейших этапах и кумулятивным образом воздействует на следующее поколение. Неоптимальный жизненный старт может привести к таким последствиям, как проблемы со здоровьем, неполноценное питание и низкая успеваемость, которые, в свою очередь, впоследствии становятся причиной низкого дохода и социальной напряженности. Таким образом, здоровье и благополучие детей и подростков имеют важное значение для достижения целей в области устойчивого развития, в особенности целей, направленных на борьбу с бедностью, призванных обеспечить безопасность здоровья населения, получение образования и сокращение неравенств .
Проблема ухудшения здоровья детей и подростков актуальна и для России. Так, на 100 000 детей в возрасте 0-14 лет в 2019 году было выявлено 172455 случаев заболеваний, что на 8% больше в сравнении с 2002 годом .
Такие тенденции делают актуальным воздействие на здоровье детей посредством различных факторов. Прежде всего, важно создать оптимальные условия для формирования здорового образа жизни в детском возрасте.
Проблема исследования. Несмотря на актуальность указанных вопросов, на практике зачастую отсутствуют комплексные механизмы формирования здорового образа жизни детей. В первую очередь, это связано с тем, что зачастую как дети, так и их родители, а даже и педагоги, сущность здорового образа жизни понимают ограничено, сводя ее только к занятиям спортом или только к профилактике вредных привычек. Поэтому работа по формированию здорового образа жизни детей на уровне школ часто ограничена организацией занятий физической культурой, отдельными воспитательными беседами. И это при том, что социально-культурная деятельность предлагает целый комплекс средств влияния на образ жизни детей и позволяет сформировать и закрепить правильные принципы жизнедеятельности. Особенно важно это в возрасте 8-12 лет, когда закрепляются принципы осознанного поведения ребенка, закладываются основы его личностного мировосприятия, самовыражения, саморазвития.
Описанная ситуация создает важную проблему современного воспитательного процесса – неполное и неэффективное использование средств социально-культурной деятельности с целью формирования здорового образа жизни детей 8-12 лет.
Целью исследования стала разработка рекомендаций по использованию средств социально-культурной деятельности для формирования здорового образа жизни детей 8-12 лет.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
— определить понятие и составляющие здорового образа жизни детей 8-12 лет;
— рассмотреть механизмы влияния социально-культурной деятельности на формирование здорового образа жизни детей;
— описать роль учреждений социально-культурной сферы в формировании здорового образа жизни детей 8-12 лет;
— дать общую характеристику футбольных клубов «СИТИ», «Импульс»;
— оценить влияние занятий в футбольных клубах на формирование здорового образа жизни детей;
— предложить пути повышения эффективности влияния на формирование здорового образа жизни детей 8-12 лет в футбольных клубах.
Объектом исследования в данной работе выступает здоровый образ жизни детей.
Предмет исследования – механизмы формирования здорового образа жизни детей с 8 до 12 лет средствами социально-культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Актуальность темы исследования определяет высокую частоту обращения к вопросам формирования здорового образа жизни детей в научных источниках. Отдельные аспекты данной темы раскрываются в учебно-методических пособиях (например, пособие В.С. Глушанко и др. ). Также ряд вопросов в рамках заявленной тематики рассмотрены в научных публикациях. Так, современные концепции здоровья и здорового образа жизни исследуют в своей работе Г.С. Никифоров и З.Ф. Дудченко . Основные элементы здорового образа жизни рассматривает Е.И. Гулевская . В.Б. Барабанова характеризует спорт как социально-культурную деятельность и фактор формирования здорового образа жизни . Ф.К. Зиннуров и др. описывают социально-культурную деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков и т.д. Вместе с тем, практически не исследуются возможности комплексного использования средств социально-культурной деятельности в работе спортивных секций, организаций дополнительного образования. Это делает актуальным данное исследование.
Теоретические основы исследования базируются на современных концепциях здорового образа жизни и физической активности, гуманистической концепции развития спорта, а также на педагогических принципах и психологических основах формирования здорового образа жизни.
Гипотезы исследования сформулированы следующим образом:
1) занятия в спортивных секциях способствуют формированию здорового образа жизни детей в возрасте 8-12 лет;
2) формированию здорового образа жизни детей 8-12 лет оптимально способствует комплекс различных средств социально-культурной деятельности.
Методы исследования. В ходе выполнения данной работы использованы, как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение, систематизация и классификация), так и специальные методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в разработанных рекомендациях по формированию здорового образа жизни детей 8-12 лет средствами социально-культурной деятельности. Их внедрение в практику деятельности образовательных учреждений, в т. ч. спортивных организаций дополнительного образования, будут способствовать более эффективному закреплению детьми принципов здорового образа жизни.
Базой исследования стали ФК «Импульс» и ФК «Сити». На их базе было проведено практическое исследование условий формирования здорового образа жизни детей 8-12 лет и апробирован комплекс различных средств социально-культурной деятельности с целью активизации процесса формирования и закрепления детьми принципов здорового образа жизни.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и электронных источников информации, приложения. Первая глава является теоретической и содержит обзор научной литературы по теме исследования. Во второй главе на основании обобщения практического опыта и организованного педагогического эксперимента описаны условия формирования здорового образа детей 8-12 лет средствами социально-культурной деятельности, рассмотрены перспективы совершенствования данного процесса.
Заключение:
Проведенный анализ научной литературы позволил определить понятие здорового образа жизни, под которым понимают индивидуальную систему поведения человека, обеспечивающую ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и способствующую активному долголетию. Здоровый способ жизни – это комплексное понятие, которое включает ряд элементов: рациональный режим жизнедеятельности (режим отдыха и активности); отсутствие вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение); рациональное питание; оптимальную физическую (двигательную) активность; закаливание организма; гигиену; сохранение устойчивого психоэмоционального состояния.
С учетом характерных особенностей детей 8-12 лет доказано, что именно в этот возрастной период чрезвычайно важной задачей является формирование знаний и практических привычек здорового образа жизни. В этом возрасте дети, в своем большинстве, еще не столкнулись с проблемами подросткового возраста, имеют достаточно свободного времени, и на этом фоне у них формируются основные модели дальнейшего поведения. Поэтому важно в период 8-12 лет создать условия для усвоения детьми принципов здорового образа жизни, их использованию в ежедневной жизнедеятельности. Эти задачи в значительной мере решает социально-культурная сфера, используя различные механизмы, в частности здоровьесберегающие воспитательные технологии.
Исследование показало, что на формирование навыков здорового образа жизни у детей 8-12 лет могут влиять различные учреждения социально-культурной сферы, в т.ч. и спортивные организации, учреждения дополнительного образования. При этом они выполняют различные функции: повышают физическую активность детей, способствуют их двигательной активности, создают основы духовного развития, способствуют социализации, выполняют информационные задачи, предоставляя знания о здоровом образе жизни и т.д.
Практическое исследование было организовано на базе ФК «Сити» и ФК «Импульс». В основу исследования было положено проведение педагогического эксперимента. В обоих футбольных клубах было сформировано по две группы детей 8-12 лет – контрольная и экспериментальная. В контрольных группах был организован обычный тренировочный процесс, который также включает беседы тренера о целесообразности здорового образа жизни. В экспериментальных группах был использован дополнительных комплекс средств социально-культурной деятельности: беседы с известными спортсменами, просмотр тематических мультфильмов и т.д.
Практическое исследование, организованное на базе ФК «Сити» и ФК «Импульс» позволило подтвердить сформулированные в начале исследования гипотезы. Согласно первой из них, занятия в спортивных секциях (в частности, в футбольных клубах) способствуют формированию здорового образа жизни детей в возрасте 8-12 лет. Согласно второй гипотезе исследования формированию здорового образа жизни детей 8-12 лет оптимально способствует комплекс различных средств социально-культурной деятельности.
Исходя из таких результатов практического исследования, в работе предложены рекомендации по оптимизации влияния на формирование знаний о здоровом способе жизни и закрепление навыков правильной жизнедеятельности детей 8-12 лет.
В частности, для футбольных клубов рекомендовано: 1) обеспечить активную информационную деятельность (подготовка, распространение информационных брошюр, плакатов, демонстрация тематических мультфильмов и фильмов и т.д.); 2) обеспечить консультационную и информационную поддержку детей специалистами (диетологом, психологом, тайм-менеджером); 3) обеспечить влияние на создание ребенка посредством авторитетного воздействия (приглашение на беседы известных спортсменов); 4) обеспечить методическую поддержку детей и родителей в процессе формирования здорового образа жизни ребенка (разработка и распространение различных пособий по питанию, тренировкам, режиму дня); 5) обеспечивать взаимосвязь и взаимоподдержку в семьях юных футболистов посредством периодического проведения семейных тренировок, состязаний и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни детей 8-12 лет посредством социально-культурной деятельности
1.1. Понятие и составляющие здорового образа жизни детей 8-12 лет
О чрезвычайно важной роли здоровья в формировании и развитии личности говорили еще античные философы, ученые Средневековья, а также эту аксиому подтверждают и современные исследователи. За весь период анализа данной научной категории литература накопила множество определений понятия «здоровья», которые в целом описывают его как приспособление человеческого организма к природным условиям, результат взаимодействия человека и природы, собственной среды обитания .
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:
1) первый − биологическое здоровье, которое связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
— соматическое здоровье − текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
— физическое здоровье − уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;
2) второй – психическое здоровье, которое связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания