Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 
Теоретические аспекты проблемы формирования валеологической культуры у
детей младшего школьного возраста во внеурочной   деятельности. 8

1.1 Проблемы формирования
валеологической культуры у младших школьников в психолого-педагогической
литературе. 8

1.2 Особенности формирования основ
валеологической культуры младших школьников. 15

1.3 Особенности формирования
валеологической культуры детей младшего школьного возраста в процессе
внеурочной деятельности. 21

Глава 2 
Опытно-экспериментальная работа по формированию основ  валеологической культуры младших школьников
посредством  внеурочной деятельности. 33

2.1 Выявление
исходного уровня сформированности валеологической культуры у младших школьников. 33

2.2 Система
мероприятий по формированию основ валеологической культуры у детей младшего
школьного возраста посредством внеурочной деятельности  42

2.3 Анализ эффективности работы по
формированию валеологической культуры у младших школьников  во внеурочной деятельности. 51

Заключение. 60

Список использованных источников. 63

Приложение. 68

  

Введение:

 

Введение. 3

Глава 1 
Теоретические аспекты проблемы формирования валеологической культуры у
детей младшего школьного возраста во внеурочной   деятельности. 8

1.1 Проблемы формирования
валеологической культуры у младших школьников в психолого-педагогической
литературе. 8

1.2 Особенности формирования основ
валеологической культуры младших школьников. 15

1.3 Особенности формирования
валеологической культуры детей младшего школьного возраста в процессе
внеурочной деятельности. 21

Глава 2 
Опытно-экспериментальная работа по формированию основ  валеологической культуры младших школьников
посредством  внеурочной деятельности. 33

2.1 Выявление
исходного уровня сформированности валеологической культуры у младших школьников. 33

2.2 Система
мероприятий по формированию основ валеологической культуры у детей младшего
школьного возраста посредством внеурочной деятельности  42

2.3 Анализ эффективности работы по
формированию валеологической культуры у младших школьников  во внеурочной деятельности. 51

Заключение. 60

Список использованных источников. 63

Приложение. 68

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе данной работы выяснили, что «валеологическая
культура» представляет собой индивидуальное и социальное качество личности,
отражающее уровень заинтересованности к здоровому образу жизни и окружающей
среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической
деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного
здоровья, как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности.

Валеологическая
культура младших школьников представляет собой осознанное, регулярно выполняемое учениками ряд здоровьесберегающих правил
и норм, способность предугадать влияние последствий собственной деятельности на
личное здоровье и здоровье близких людей. В какой степени человек раскроет свой
личностный потенциал в будущем, зависит от того, как и каким образом у него
будет сформирована валеологическая культура.

В
педагогической работе среди главных компонентов формирования валеологической
культуры у учащихся начальных классов, необходимо  выделить следующие:


обеспечение гармоничного развития личности ученика;


обеспечение мотивированного отношения к здоровому стилю жизни;


формирование всесторонне развитого человека.

Младший
школьный возраст характеризуется тем, что в этот период происходит установка на
определение будущих жизненных позиций, поэтому 
нужно акцентировать внимание на совершенствование валеологической
культуры.

Здоровый
образ жизни включает такие компоненты как теоретические знания,
медико-профилактические мероприятия, правильный распорядок труда и отдыха,
двигательная активность, рациональное питание и отсутствие плохих привычек.

Эффективность
формирования валеологической культуры младших школьников во внеурочной
деятельности во многом зависит от применения активных методов обучения,
представляющие такие методы, которые позволяют формировать познавательный
интерес, развивают креативное мышление и нестандартно подходить к решению
различных проблемных ситуаций.

При апробировании разработанных
мероприятий по формированию основ валеологической культуры в процессе
внеурочной деятельности, с использованием различных форм и методов в процессе
внеурочной деятельности способствовал достижению определенных результатов: — школьники на
своём опыте, жизненных примерах и примерах из художественных произведений
познакомились с различными валеологическими понятиями и представлениями;

— научились
выделять основные компоненты здоровья;

— расширили свои
знания о здоровом образе жизни и правилах его соблюдения и укрепления своего
здоровья;

— ученики
расширили свой словарный запас;

— у ребят
сформировалось позитивное отношение к своему здоровью, проявлению положительных
нравственных качеств (добро, милосердие, взаимопомощь);

— сформированы
основы валеологической культуры.

В нашей работе была выдвинута гипотеза о том, что
эффективность формирования валеологической культуры у младших школьников во
внеурочной деятельности будет зависеть от: создания валеологической среды в
образовательном учреждении; организации систематической и целенаправленной
воспитательной работы валеологического направления в начальной школе; разнообразия
форм и методов проведения занятий внеурочной деятельности.

Данная гипотеза подтвердилась. В ходе
эксперимента в процессе внеурочной деятельности: активно использовались игровые
ситуации, работа над созданием проектов, познавательные игры и викторины,
соревнования и эстафеты, различные жизненные ситуации, содержащие проблемы
укрепления здоровья. На занятиях были использованы: мультимедиа, элементы
проектной деятельности, игровые и здоровьесберегающие технологии,  различные 
методики для диагностики обучающихся, методические приёмы «кластер» и другие.
Занятия проводились целенаправленно и систематически с учётом возрастных
особенностей школьников. В классе создана валеологическая среда и благоприятная
психологическая атмосфера.

Таким образом, можно сделать вывод: создание
валеологической среды и комфортная психологическая обстановка, использование жизненных
ситуаций, связанных с проблемами сохранения и укрепления здоровья, расширение
валеологических понятий, применение разнообразных инновационных технологий и
методических приемов – всё это, способствовало повышению сформированности основ
валеологической культуры обучающихся в процессе внеурочной деятельности.

Проведение опытно-экспериментальной работы и её
результаты показали, что разработанный комплекс мероприятий по разным
направлениям внеурочной деятельности способствует эффективности процесса
формирования основ валеологической культуры у младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1  Теоретические аспекты проблемы формирования
валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности

1.1 Проблемы
формирования валеологической культуры у младших школьников в
психолого-педагогической литературе В разные эпохи для
большинства людей самым значимой ценностью было здоровье, которое является
основой валеологической культуры. В настоящее время очевидно снижение уровня данной
культуры среди молодого поколения, заметны изменения ценностей молодежи (многих
привлекают власть, деньги, положение в обществе). В связи с этим у
подрастающего поколения меняются жизненные ценности – в мегаполисах можно
наблюдать, как юные девушки употребляют алкоголь, курят, не обращая внимание на
себя и своё здоровье. У молодёжи искажаются представления не только о
нравственности и духовности, но и о таких важных понятиях, как здоровье,
здоровый образ жизни. Поэтому так важно уделять большое внимание развитию
валеологической культуры, начиная с самых ранних лет.

Рассмотрим
понятия, которые являются основой нашей работы – это термины «культура», «валеологическая
культура», «качества личности».

Ученые выделяют
различные определения понятия «культура». Так, Ю.Н. Дрешер раскрывает данное
понятие «как сферу духовной жизни людей, которая включает как предметные
результаты их деятельности, так и человеческие силы и способности, реализуемые
в деятельности (знания, умения, навыки, интеллект, нравственное и эстетическое
развитие, мировоззрение)» [12].

Понятие
валеологической культуры, которое появилось сравгнительно не так давно, многие
педагоги относят к духовной сфере человеческой жизни. По мнению В.И. Дубровского
валеологическая культура представляет собой динамический стереотип, который
выработала личность для того, чтобы соблюдать правила здорового образа жизни.
При этом данный стереотип поведения позволяет бережно относиться не только к
своему здоровью, но и к здоровью окружающих. Автор определяет, что валеологическая
культура личности во многом определяется степенью развития его духовной
культуры, которая заключается в определенных знаниях, взглядах, нравственных
нормах, имеющихся у человека духовных ценностях. Эта система знаний и духовных
ценностей занимают важное место, ориентируя человека в предметной и социальной
действительности, в том числе определяя его поведение [13].

Ю.Н. Дрешер
считает, что «валеологическое воспитание направлено на развитие
валеологического сознания личности, которое включает в себя валеологические
знания: факты, сведения, выводы, обобщения о трех степенях взаимодействия
человека — с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Общая задача
валеологического воспитания сводится к оптимальному формированию всех
компонентов здоровья, равно как и к профилактике заболеваний» [12].

Как отмечают Л.Б.
Дыхан, В.С. Кукушкин, здоровый образ жизни сходно с понятием «здоровье» и
достаточно распространено в системе валеологического знания [14]. Как известно,
характеризуя здоровый образ жизни большинство специалистов в данной сфере рассматривают
концепцию «образа жизни», соотнося её через различны показатели, в частности,
жизненный уровень, условия, качество жизни, образ жизни в целом. Эти показатели
являются объектом изучения социальной медицины, именно поэтому все категории
рассматриваются с позиции общественного здоровья и выделение типичного.

Раскрывая понятие
образа жизни, В.П. Петренко акцентирует внимание на удовлетворении человеческих
потребностей в пределах имеющихся природных и социальных границ [36]. Автор характеризует
систему валеологических потребностей человека следующим образом:

1.   Витальные потребности, которые выражаются в
желании жить и удовлетворять все имеющиеся необходимости, заключающиеся в двух
формах: «для себя» и «для своих».

2.   Социальные потребности, заключающиеся в том,
чтобы занять конкретное место в обществе или определенной группе, потребность в
человеческом общении.

3.   Потребности в познании, которые определяются
в постижении внешнего и внутреннего мира.

4.   Идеологические потребности свойственны для
любого человека заключаются в стремлении к определенным идеалам.

5.   Потребность принадлежности к человеческому
роду, нации, расе.

Каждый из нас
имеет определенное представление о здоровом образе жизни, однако это понимание
простое, обычное. Рассматривая с точки зрения науки, многие ученые до сих пор
не могут прийти к единому мнению и выработать общий подход к  определению здорового образа жизни.

По предположению Ю.П.
Лисицына здоровый образ жизни представляет активную деятельность человека, которая
нацелена на сохранение и улучшение собственного здоровья [29].

Е.И. Торохова рассматривает здоровый образ

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы