Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы формирования универсальных
учебных действий на уроках истории в 5 классах. 6
1.1 Универсальные учебные действия и их виды.. 6
1.2 Возрастные особенности учащихся 5-х классов. 11
1.3 Специфика формирования универсальных учебных действий на
уроках истории. 15
Выводы по первой главе. 20
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей
формирования универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классах. 21
2.1 Организация и методика исследования. Результаты
констатирующего этапа исследования 21
2.2 Формирующий этап исследования. Работа по формированию
универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классах. 30
2.3 Контрольный этап исследования. Проверка эффективности проведенной
работы 37
Выводы по второй главе. 41
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 43
Приложения. 45
Введение:
Актуальность исследования. Современная система образования предоставляет
учителю возможность выбрать среди множества инновационных технологий ту,
которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить
обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить их познавательную
самостоятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
третьего поколения[1], отвечая требованиям
времени, смещают акцент на формирование у обучающегося личностных качеств
созидателя и творца. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена
конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции
Стандарт включал только общие установки на формирование определённых
компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе
изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты
обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года
определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной
дисциплине.
Радикальные
изменения происходят, в том числе, и в технологиях обучения (переход от
объяснительных к деятельностным), и в изменении оценки результатов обучения
(оценка не только предметных УУД, но и метапредметных и личностных
результатов).
Федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС) определили изменение целей общего образования,
характера учебной деятельности, выведя на первый план развитие личности ученика
– личности, умеющей самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств,
ценностей и отвечать за этот выбор, результативно мыслить и работать с
информацией в современном мире, способной организовать свою деятельность,
конструктивно общаться, взаимодействовать с окружающими людьми.
Для осуществления этой цели необходимо
формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД), позволяющих им
получать знания, ставить и решать задачи и проблемы, применять полученные
знания и умения в новой, незнакомой ситуации – как в стенах школы, так и за ее
пределами.
В наши дни
актуален культурно-исторический, системно-деятельностный подходы к школьному
образованию. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые
направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие
школьника с использованием межпредметных связей.
В наше
время существует немало методов и технологий преподавания истории – как
традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода
обучения и образовательной технологии, которые подходят и учителю, и учащимся,
является знание инновационных технологий обучения. Основная задача современного
учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся,
которые лучше всего отвечают уровню развития каждого ребенка.
Информатизация,
глобализация, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и
появление новых специальностей требуют повышенной мобильности и непрерывного
образования. Вот почему большую значимость в образовании приобрела готовность
учащихся к поиску и работе с информацией, способность переноса освоенных
навыков на другие области. В фундаменте образования лежит формирование
совокупности УУД, что обеспечит «умение учиться», а не только освоение
учащимися ЗУН: знаний, умений, навыков.
Изучением универсальных учебных действий,
их классификацией, формированием, активизацией занимаются А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарский, С.Г. Воровщиков и др. Немного существует
специальных исследований, посвященных организации процесса обучения в рамках
формирования УУД (А.Г. Асмолов, З.И. Дмитренко, Ю.А. Кузьминых и др.),
недостаточно разработаны принципы и условия их развития, критерии и показатели,
позволяющие на научно обоснованном уровне организовывать и оценивать их
сформированность.
Актуальность
проблемы формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса на
уроках истории социально обусловлена изменениями в научной и производственной
сферах, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего
поколения. Также актуальность данной работы связана с поиском эффективных форм
и способов образования и воспитания подрастающего поколения.
Цель исследования заключается в выявлении условий формирования
универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классах.
Объект исследования ‒ универсальные учебные действия у учащихся
5-го класса.
Предмет исследования ‒ процесс формирования универсальных учебных
действий на уроках истории в 5 классах.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику универсальным
учебным действиям и их видам.
2. Описать возрастные особенности учащихся
5-х классов.
3. Рассмотреть специфику формирования
универсальных учебных действий на уроках истории.
4. Провести экспериментальное исследование
особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках истории в
5-х классах.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез
и обобщение; педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость
исследования состоит в
том, что: собранный нами теоретический и фактический материал можно
использовать в дальнейших разработках данного вопроса; а также применять в
практической деятельности учителя истории в 5-х классах.
Структура
исследования обусловлена целью и задачами исследования и
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
литературы [1] Переход на новые образовательные
стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года.
Заключение:
За последние десятилетия в обществе
произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их
реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов
образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки
учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть
готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка
труда.
В современном обществе формирование
универсальных учебных действий ‒ это один из приоритетов современного
образования, в том числе это касается и уроков истории.
Проведенное на констатирующем этапе
исследование позволило установить, что большинству учащихся 5-го класса
свойственен средний уровень сформированности УУД.
На формирующем этапе исследования была
проведена работа по формированию УУД у учащихся 5-го класса. Были реализованы
следующие условия: учтены возрастные особенности учащихся; посильность
выполнения заданий; разнообразие методов и форм работы; формирование умения
учащихся обращаться к справочным материалам и работать с ними и пр.
На контрольном этапе изучение уровня
сформированности УУД было проведено повторно. Сравнение результатов
констатирующего и контрольного этапов исследования позволило выявить
положительную динамику: уровень сформированности УУД по-прежнему остался
средним, однако уменьшилось количество детей с низким уровнем и увеличилось
количество учащихся с высоким уровнем сформированности УУД.
Таким образом, проведенное исследование
свидетельствует об эффективности выделенных условий формирования УУД на уроках
истории в 5-м классе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
основы формирования универсальных учебных действий на уроках истории в 5
классах
1.1 Универсальные учебные
действия и их виды З.И.
Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова рассматривают универсальные учебные
действия как умение учиться[1].
Универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность
самостоятельно осуществлять учебную деятельность, определять учебную цель,
искать и использовать необходимые средства и способы ее достижения, уметь
контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают
условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и
сотрудничать со взрослыми и сверстниками (умение учиться во взрослой жизни
обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную
и профессиональную мобильность), что обеспечивает успешное усвоение знаний,
выработку умений и навыков, формирование целостной картины мира, компетенций в
любой предметной области знаний.
Другими
словами, умение – это готовность человека успешно выполнять определенную
деятельность, основанную на знаниях и навыках. Умение формируется в процессе
выполнения учащимися разнообразных задач. Формирование умений зависит от
условий обучения, организации тренировочного процесса, от индивидуальных
особенностей: типа нервной системы, предыдущего опыта, теоретических знаний,
склонностей и способностей, осознания цели, задачи, понимания его содержания и
способов выполнения. Основной целью школьного образования является формирование
у детей умения учиться.
Приоритетными
целями школьного образования являются: развитие способности самостоятельно
ставить учебные цели; проектирования путей их реализации; контроль и оценка
собственных достижений.
Реализуются
поставленные цели благодаря системе формирования универсальных учебных
действий. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД)
основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б.
Эльконина, П.Я. Гальперина[2].
Согласно теории Д.Б. Эльконина, развитие ребенка – это совокупность
определенных компонентов, которые содержат: условия развития (рост и развитие); [1] Дмитриенко З.И., Колесова С.Н.,
Молокова А.В. Методические рекомендации по формированию УУД методами различных
учебных предметов. – М.: Просвещение, 2010. – 16 с. [2] Выготский Л.С. Лекции по
психологии. – М.: Смысл, 2005. – 1136 с.