Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования учебной мотивации младших школьников 4
1.1. Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 4
1.2. Специфика младшего школьного возраста 15
1.3. Методы и способы формирования учебной мотивации у детей 22
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации младших школьников 36
2.1. Диагностика уровня сформированности учебной мотивации младших школьников 36
2.2. Система работы по формированию учебной мотивации младших школьников 47
2.3. Анализ результатов проведенной работы по формированию учебной мотивации младших школьников 63
Выводы по главе 2 73
Заключение 74
Список литературы 77
Введение:
Актуальность исследования. Одна из важных задач, которая стоит перед психологией и педагогикой, заключается в формировании активной личности, которая будет мотивированна на деятельную жизненную позицию. В связи с этим необходимым считается изучение роли мотивации в учебной деятельности. Отмечается, что становление субъекта деятельности, который способен сознательно ставить жизненные цели и добиваться их, обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида к себе как к личности и к учебной деятельности.
На актуальность изучения так же указывает тот момент, что в период младшего школьного возраста формирование такого качества как мотивация представляется в группе социально важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.
Проблема мотивации, мотивов поведения и учебной деятельности одна из стрежневых в психологии. Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации. Среди отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной деятельности в младшем школьном возрасте занимались В.С. Выготский, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Целью работы является изучение особенностей формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
Предметом исследования является формирование учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей младшего школьного возраста мотивация к учебной деятельности будет низкой, в связи с чем необходимо проведение работы по ее формированию, которая будет включать следующие условия:
— формирование положительного отношения к урокам;
— повышение познавательных интересов к изучаемому материалу;
— упор на личностно ориентированный подход к процессу обучения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучение понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе
2. Охарактеризовать специфику младшего школьного возраста
3. Выделить методы и способы формирования учебной мотивации у детей
4. Провести диагностику уровня сформированности учебной мотивации младших школьников
5. Организовать систему работы по формированию учебной мотивации младших школьников
6. Проанализировать результаты проведенной работы по формированию учебной мотивации младших школьников
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, направленных на формирования мотивации к учебной деятельности детей младшего школьного возраста, которые могут быть использованы педагогами и практиками при работе с младшими школьниками, а также студентами, изучающими данную тему исследования.
Методы исследования, примененные в работе следующие:
1. Теоретический (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование, тестирование младших школьников).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Вопрос об отношении учебной деятельности и развития младших школьников можно назвать центральным, так как без него нет возможности поставить и решить проблемы педагогической психологии. Данный вопрос остается актуальным и в современном обществе. Многие теоретические и практические проблемы современной педагоги и педагогической психологии могут быть решены в зависимости о того, насколько разносторонне и глубоко рассматриваются проблемы развивающего обучения.
Мотивация учащихся является важной частью успеха в образовании и дальнейшей жизни, но преподаватели часто упускают ее из виду. В данной работе показано, что в процессе преподавания и обучения мотивационная переменная оказывает потенцирующее влияние на обучение младших школьников. Усилия, направленные на повышение качества и эффективности учителей, вряд ли улучшат успеваемость учащихся, если у большого числа учащихся отсутствует мотивация к обучению. Таким образом, настоящая работа предоставляет учителям и воспитателям ценную информацию о мотивации учащихся к обучению. Понимание того, как каждая из мотивационных целей, типов и аспектов влияет на обучение, позволит учителям лучше помогать и поддерживать учащихся, которые долгое время борются с обучением. Роль учителей в мотивации учащихся невозможно переоценить. Учителям рекомендуется создавать активную учебную среду, которая повышает воспринимаемую учащимися самостоятельность и компетентность, предоставляя учащимся выбор и возможности для самостоятельного обучения и планируя учебные мероприятия, которые могут повысить их чувство мастерства. Наконец, учителям предлагается использовать различные стратегии мотивации. Это улучшит обучение младших школьников и улучшит их академическую успеваемость.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
Необходимо отметить, что учебная деятельность для разных обучающихся имеет разный смысл. Определение характера учебной мотивации и познавательного интереса младших школьников позволяет выбирать определенные методы и способы педагогического влияния.
Необходимо принимать во внимание, что мотив всегда выступает с одной стороны внутренним качеством сознания обучающегося, который побуждает его к деятельности, а с другой стороны такое побуждение может приходить со стороны. Если без процесса контроля со стороны взрослых мотив не актуализируется, то он остается внешним для младших школьников, поэтому в процессе обучения педагогу необходимо направлять деятельность обучающихся на формирование их внутренних мотивов.
Итак, в ходе эмпирического исследования мы провели диагностику мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста по методикам: «Беседа о школе» (Н.Г. Лусканова), «Что мне нравится в школе» (А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов), «Выбери сюжетную картинку» (Н.В. Пророк). Выбранные методики в комплексе позволят оценить уровень мотивации младших школьников.
Результаты диагностики уровня мотивации к учебной деятельности школьников показали, что большинство детей положительно относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть детей имеет высокий и хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины детей высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к образовательной деятельности.
Методика «Что мне нравится в школе» показала, что чуть больше половины детей уровень мотивации к познавательному процессу высокий. Но у многих от остается на низком уровне, а у некоторых детей вообще отсутствует.
Последняя методика показала преобладание игровой направленности познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Результаты эмпирического исследования показали необходимость повышения мотивации к обучению в школе для детей младшего школьного возраста. Для этого были разработаны и внедрены в учебный процесс рекомендации и игровые технологии по формированию позитивной мотивации к учебе у детей младшего школьного возраста. Повторное исследование показало позитивную динамику развития мотивации.
Тем самым, цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования учебной мотивации младших школьников
1.1. Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе
Категория «мотивация» как одна из фундаментальных проблем образовательного процесса на протяжении нескольких десятилетий признается в исследованиях ученых многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако, несмотря на это единственное определение, которое может дать однозначное объяснение феномена мотивации, можно сказать, что ученые не остановились на вопросе о понятии [3, с. 56].
Сложность и актуальность проблемы мотивации требует разнообразных подходов к пониманию ее сущности, характера, содержания, а также отдельных методов, направленных на ее изучение. В работах ученых-исследователей использовались разные термины, и в разных работах они трактовались в том смысле, что они не похожи друг на друга. В своей работе мы стремимся выделить категории мотивации, побудительных факторов, являющихся базовыми понятиями теории мотивации, и таким образом свести их к методике обучения младших школьников.
Если посмотреть историю понятия в этой категории, древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н.э., пришел к выводу, что человек управляет двенадцатью самостоятельными мотивами-целями, не связанными друг с другом, в результате от склонений. На его список влияют такие чувства, как уверенность, удовлетворение, величие, гордость, элегантность, терпение, искренность, общение, социальные связи, нормальность и справедливость [18, с. 5].
Из средневековых восточных мыслителей Абу Али Ибн Сина утверждает, что виды познавательной деятельности подобны различным силам духа и возникают благодаря божественному влиянию этих сил. Великий врач делит душу на растение, животное и разум. Первая делится на движущую и принимающую силу, а принимающая сила, в свою очередь, отделена от приемника как снаружи, так и изнутри.
В современной научной работе можно встретить несколько концептуальных определений понятия «мотивация». Например, А.С. Рысеева объясняет мотивацию детерминацией, которая формируется через психику, устанавливает факторы, которые направляют и поддерживают поведение человека [51, с. 36]. Такой исследователь как В.Ф. Моргун говорит о том, что мотивация представляет собой динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением личности; является своего рода комплексом факторов, которые позволяют действовать индивиду, опираясь на внутреннее или внешнее побуждение [42, с. 13].
«Теория влечения» Е. Шпаковской, которая считается одной из основ концепции мотивации, описывает мотивацию как фактор, поддерживающий психологическое равновесие. Если организм чувствует нехватку воды, то все его действия будут направлены на восполнение этого дефицита. Позже ученые включили в эту теорию и психологические потребности. Мы также можем включить потребности в поддержке, успехе и признании. Естественно и в сфере образования, особенно в системе высшего образования, можно наблюдать проявление теории большей идентичности у обучающихся. Если им удается выявить потребность в умении вызывать энтузиазм и применять его к обжариванию уроков, то это, безусловно, положительно сказывается на дидактическом процессе [58, с. 44].
Что касается классификации мотивов, которые становятся главными побуждающими факторами к труду, то исследователи указывают на те мотивы, которые непосредственно определяются целью конкретной деятельности. Учебная деятельность обуславливается принципами, которые опираются на определенную цель и направленность занятий. Понимание школьниками таких целей учебной деятельности и выступают формирующим звеном мотивации. Причем уровень мотивации будет основываться на том, насколько обучающийся понимает цель этой деятельности.