Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование у третьеклассников навыка смыслового чтения посредством использования технологии развития критического мышления на уроках.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Теоретические основы формирования навыка смыслового чтения посредством
использования технологии развития критического
мышления 8
1.1. Обучение смысловому чтению текстов младших
школьников в теории и практике преподавания. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
третьеклассников как основа для использования технологии развития критического
мышления в обучении смысловому чтению на уроках. 20
1.3. Критическое мышление как образовательная технология
формирования смыслового чтения младших школьников на уроках. 26
Выводы по 1 главе. 34
Глава II.
Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка смыслового чтения
посредством использования технологии развития критического мышления. 36
2.1. Диагностика начального уровня
сформированности смыслового чтения у третьеклассников на уроках. 36
2.2. Комплекс уроков, направленный на формирование
навыка смыслового чтения посредством использования технологии развития
критического мышления у третьеклассников. 46
2.3. Эффективность использования технологии
развития критического мышления при формировании навыка смыслового чтения у
младших школьников на уроках 52
Выводы по 2 главе. 60
Заключение. 62
Список литературы.. 65
Приложения 70
Введение:
Актуальность исследования. Глобальные процессы информатизации общества –
увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой
информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и
скорости ее переработки – поставили многих исследователей в области образования
перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Проявляются
противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и
переработке информации и существующими мощными потоками, и массивами хранящейся
информации. На сегодняшний день учителям необходимо подготовить учеников к
быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению
современными средствами, методами и технологиями работы. Поэтому проблема
обучения чтению становится наиболее актуальной в свете сегодняшнего
образования.
В ФГОС начального общего
образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских
школьников» чтение рассматривается как «средство, способствующее личностному
развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу
воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина» [41]. В
названных документах признается «необходимость формирования у учащихся
образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний,
приемов понимания текста, овладения техникой чтения» [41].
В Федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС), отражающем социальный заказ
нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и
отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит
«метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к
универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна
вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
На современном этапе
развития педагогической науки рассматривают проблемы приобщения школьников к
чтению такие ученые, как: О.Ю. Богданова, А.П. Коваль, М.В. Кочурин,
П.И.Леонова, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, М. И. Оморокова, Т.Г.
Галактионова и др.
О составе критического
мышления, его структуре, стандартах, характеристиках, элементах и целях писали
С. Брукфилд, А.В. Бутенко, С.И. Векслер, Л.С Выготский, Д. Дьюи, С.А. Король,
А.Н. Леонтьев, А.А. Матюшкин, К. Мередит, Р. Пол, К. Поппер, Д. Рассел, Р.
Стернберг, Дж. Стил, Ч. Темпл, O.K. Тихомиров, П. Фасионе, Д. Халперн, Г.П.
Щедровицкий и др.
Как показали исследования
многих ученых (Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И., Постоловский
И.З., Семенов Е.Г.) из множества факторов влияния на успеваемость школьников
наиболее значительным является навык чтения. На данный момент подавляющее
большинство трудностей, которые наблюдаются у младших школьников во время
обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать
информацию из книг и учебников. Некоторые школьники не понимают смысла текста,
читают медленно, с трудом понимают и запоминают условие арифметических задач,
грамматические правила и задания при однократном чтении, затрудняются выделить
главное в научно-познавательной статье, учебном тесте. Также на сегодняшний
день процесс использования технологии развития критического мышления в
современном начальном образовании нельзя с полным основанием назвать достаточно
сформированным, поэтому данная проблема требует дополнительного изучения и
поисков путей ее решения.
Объект исследования – формирование навыка смыслового чтения у младших школьников.
Предмет исследования – формирование у третьеклассников навыка смыслового чтения
посредством использования технологии развития критического мышления на уроках.
Цель исследования – теоретически обосновать и
проверить опытно-экспериментальным путем эффективности использования технологии
развития критического мышления на уроках в начальной школе при формировании
навыка смыслового чтения.
Гипотеза исследования: эффективность формирования навыка смыслового чтения детей
младшего школьного возраста на уроках будет выше при использовании технологии
развития критического мышления, если:
— разнообразие
использованных приёмов технологии развития критического мышления
— систематическое
использование технологии развития критического мышления на уроках.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «смысловое
чтение» и его основные характеристики.
2. Выявить особенности обучению смысловому чтению текстов
младших школьников в теории и практике преподавания.
3. Выявить психолого-педагогические особенности развития третьеклассников как основы для использования
технологии развития критического мышления в обучении смысловому чтению.
4. Охарактеризовать критическое мышление как образовательную технологию формирования смыслового чтения у
третьеклассников.
5. Выявить начальный уровень сформированности смыслового чтения
у третьеклассников.
6. Разработать комплекс уроков по формированию
навыка смыслового чтения посредством использования технологии развития критического
мышления у третьеклассников.
7. Определить эффективность технологии развития
критического мышления на уроках.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация,
анкетирование, качественная и количественная обработка полученных данных.
База исследования: МБОУ СОШ №2 г. Никольское, Тосненский район Ленинградской
области.
Заключение:
В процессе исследования
были выявлены особенности обучению смысловому чтению текстов младших школьников
в теории и практике педагогики и методики преподавания. Было определено, что
смысловое чтение – это действие декодирования
информации, содержащейся в тексте, которое проходит несколько этапов.
Навык смыслового чтения относится к навыкам,
позволяющим воспринимать информацию, заключенную в текстах. Навык смыслового
чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение
главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение
существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение.
В ходе
решения второй задачи исследования были выявлены психолого-педагогические
особенности развития третьеклассников как основы для использования технологии
развития критического мышления в обучении смысловому чтению. В соответствии с
результатами можно отметить, что дети, учащиеся в 3
классе начальной школы, относятся к детям младшего школьного возраста – от
7 до 11 лет. У детей младшего школьного возраста еще не развито логическое
мышление, постепенно мышление получает наглядно-образный характер, и наконец,
возникает логическое мышление. Эти ступени познавательной деятельности влияют
на характер обучения чтению. У учащихся начальной школы увеличиваются
читательские возможности, активно формируются навыки беглого чтения. В ходе
чтения вслух учащиеся обучаются верному произношению слов, учатся делать
правильные интонации и выразительно читать отдельные предложения и текст в
целом. Также у учащихся формируются умения восприятия и постижения смысла
прочитанного.
В ходе
решения третьей задачи исследования было рассмотрено критическое мышление в
качестве образовательной технологии формирования смыслового чтения младших школьников.
В соответствии с результатами можно отметить, что под критическим мышлением можно
понимать сложный процесс творческого переосмысления полученной информации,
основанный на осознанном восприятии собственной умственной деятельности в интеллектуальной
среде. Технология развития критического мышления реализуется в процессе 3
этапов на уроке: вызов, реализация смысла, рефлексия. Каждая стадия обладает
своими задачами, функциями и приемами.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась на базе МБОУ СОШ №2 города Никольское, Тосненский район
Ленинградской области. В исследовании принимало участие 25 учащихся 3 «А» и 25
учащихся 3 «Б» класса соответственно экспериментальная (ЭГ) и контрольная
группы (ЭГ).
Цель
опытно-экспериментальной работы – проверить эффективность работы по
формированию у третьеклассников навыка смыслового чтения посредством
использования технологии развития критического мышления на уроках.
В
соответствии с выбранными показателями был выявлен уровень сформированности навыка
смыслового чтения. С этой целью применялись такие методики:
1. «Стандартизированная
методика исследования навыка чтения» (СМИНЧ) А.Н. Корнева.
2. «Тестовые
задания для определения уровня понимания текста» А.В.Сапа.
3. «Определение
уровня анализа и оценки текста» А.В.Сапа.
Результаты
констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы доказывают, что большая
часть учащихся 3 класса находятся на 2 и 3 ступенях развития навыка смыслового
чтения. Это свидетельствует о необходимости повышения уровня сформированности у
третьеклассников навыка смыслового чтения.
В ходе
формирующего этап опытно-экспериментальной работы были разработаны и
апробированы уроки по литературному чтению с целью формирования навыка
смыслового учения у учащихся на основе технологии развития критического
мышления. Темы уроков: урок по литературному чтению «А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане», урок литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого «Акула», урок на
тему басни И.А. Крылов «Ворона и лисица» (10 уроков). С целью оценивания
эффективности проведенной работы требуется провести повторную диагностику уровня
сформированности навыка смыслового чтения у третьеклассников.
В
соответствии с анализом полученных результатов констатирующего и контрольных
этапов опытно-экспериментальной работы можно отметить, что количество учащихся в
ЭГ на 4 уровне развития навыка смыслового чтения увеличилось с 2 до 9 человек,
количество детей на 1 уровне уменьшилось до нуля. Можно отметить заметные
качественные изменения в уровне сформированности навыка смыслового чтения у
учащихся в ЭГ.
Эффективность технологии
развития критического мышления была выявлена в ходе статистической обработке по
критерию Пирсона. При заданном количестве градаций (g = 2) число степеней
свободы n = 1; для значимости p £ 0,05; c2кр = 3,841; следовательно, в отношении усвоения ЭГ
принимается гипотеза H1 (уровни усвоения достоверно различаются); в отношении
формирования умений у КГ – гипотеза H0 (достоверное различие уровней усвоения
отсутствует).
Таким образом,
можно отметить, что работа по формированию у третьеклассников навыка смыслового
чтения посредством использования технологии развития критического мышления на
уроках является эффективной. Данная работа позволяет с успехом формировать
навык смыслового чтения у учащихся на уроках литературного чтения.
Итак, цель, поставленная
в работе, достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Обучение смысловому чтению текстов младших школьников
в теории и практике преподавания
Младший
школьник осваивает основы умения учиться и способности к самостоятельной
организации своей деятельности. Читательские умения обеспечат младшему
школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем
создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях
обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов состоит в
том, чтобы каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным
навыком чтения.
Чтение – это
важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский,
когда исследовал причины умственной отсталости школьников, подметил: «Если в
начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура
малодеятельного мозга». Чтение – это главный процесс познания [5].
Большинство
исследователей выделяют две стороны в процессе чтения: техническую и смысловую.
Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение
звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и
перевод их в устно-речевую форму (Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, М.И.
Оморокова, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин) [30, 36]. Смысловая сторона включает в
себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т.Г
Егоров, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин) или перевод
авторского кода на свой смысловой код (М.И. Оморокова) [11, 15, 24].
У начинающего
читателя понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у
опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем говорит появление
смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая) [31, 33].
При
исследовании значимости процесса обучения чтению в образовании, воспитании и
развитии детей обратимся к опыту ученых, методистов, педагогов, работающих в
этой области.
Необходимо
отметить, что с середины XIX до начала XX века в отечественной науке термин
«смысловое чтение» еще неизвестен, а в рамках методики преподавания чтения
используется понятия «отчетливое чтение» (Ф.И. Буслаев) и «объяснительное
чтение» (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф) [18].
К.Д.Ушинским
были разработаны основные методики чтения. Он рекомендовал смотреть на
художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать
детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети
поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [13]. Эти
положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о
важности эстетического воздействия его на читателя. Он рекомендовал различный
подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений,
разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения.
Большую роль в занятиях по чтению К.Д. Ушинский отводил наблюдениями за жизнью
природы и требовал использовать наглядность при чтении. Безусловно, для нашего
исследования нам особо ценны такие положения К.Д. Ушинского, где говорится о
познавательном чтении и различных подходах к чтению научно-познавательных
текстов [19].
В методике
30-50 годов XX века сложился своеобразный подход к анализу текста, который
основывался на специфичность художественного произведения по сравнению с
научно-познавательной статьей [4]. Здесь можно отметить о поэтапности работы
над произведением, анализе произведения по частям последующим обобщением,
систематическую работу, развития речи отработку навыка чтения.
В 60-70 годы
XX века были внесены изменения в содержании методов обучения. Была
модернизирована методика анализа художественного произведения: появилось больше
творческих упражнений, работа над произведением велась в целом, преимуществом
стало разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были
определены умения, формируемые у младших школьников к работе с текстом, а также
более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах. Замечаем, что с
каждым годом все шире изучается вопрос формирования смыслового чтения [14].
В 80-е годы
XX века усовершенствованы программы по чтению. Авторы программ и новых книг для
чтения В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова провели строгий отбор
произведений, учитывая их познавательную ценность, воспитательную значимость,
соответствие возрастным особенностям младших школьников [20].
Современная
методика чтения и развития речи использует важный опыт методики чтения
прошлого. Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов,
занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции Н.
Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Н. Толстого, В. Розонова, К.Д.
Ушинского, В.А. Сухомлинского [25, 28].
В середине
XIX века впервые возникла проблема обучения смысловому чтению и
актуализировалась в форме противоречия между формируемым навыком механического
озвучивания текста и пониманием учеником информации, изложенной в тексте. На
практическом уровне был поставлен вопрос о наличии двух составляющих
полноценного чтения: «механизма чтения» и «понимания смысла, читаемого» [16].
Итак, уже в
середине XIX века были четко определены два взаимосвязанных вида чтения –
техническое и смысловое [6]. Смысловое, как утверждал К.Д. Ушинский,
основоположник научной педагогики в России, – это «сознательное» чтение,
которое определяет результаты и качество чтения: «Читать – это еще ничего не
значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [9].
Впервые
понятие «смысловое чтение» мы встречаем в исследовании Л.Ю. Невуевой и А.А.
Зубченко [10]. Авторы используют понятие «выразительное (смысловое) чтение».
Исследователи полагают, что послебукварное чтение у младшего школьника включает
в себя два типа чтения. Первое состоит из пословного и слитно-фонетического
чтения, которые отличаются безынтонационностью. Этот тип чтения состоит в
ориентировке на слово со служебными вставками, частицами и ориентировки на
место соединения слов в потоке речи. Второе, собственно смысловое, «развиваясь
на фоне слитно-фонетического, характеризуется правильной фразовой интонацией и
акцентуацией, систематическим членением произносимого, ясно выраженной
мелодикой и ритмом».
Н.С.
Рождественский говорит о «понимании смысла речи» и отмечает три ступени:
понимание фактической стороны текста, подтекста и внутренней мотивации речи или
плана смысла [17].
М.М. Бахтин
выделяет термин «смысл текста» и рассматривает внешние «значенческие», скрытые
и глубинные смыслы текста, считая, что овладение последующим смыслом зависит от
читательского опыта человека [21].
С.К. Фоломкина
считает, что смысловое чтение направлено на полное осознание прочитанного [37].
Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание текста во всех его
деталях, их осмысление и запоминание, оценить и практически осмыслить
извлеченную информацию. Другими словами, изучающее, или смысловое чтение
выражает качественную сторону чтения. Можно сказать, что данный вид чтения
является вершиной читательской компетентности. В конечном счете, именно он
лежит в основе получения любого знания, изучения любой школьной дисциплины.
По
определению А.А. Леонтьева, смысловое чтение – это восприятие графически
оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые
установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [34].
Т.Г. Егоров
использует понятие «смыслового чтения», основное содержание которого сводит к
пониманию прочитанного. Ученый отмечает, что понимание обучающегося специфично
на каждом новом этапе процесса формирования чтения [22].
В рамках
диссертационного исследования Л.А. Мосуновой термин «смысловое чтение»
используется с целью охарактеризовать деятельность обучающегося по раскрытию
смыслов [26]. Автор полагает, что смысловое чтение имеет деятельностную природу
и дает ее описание на основе теории поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперин [32]а.
Так,
смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например,
ознакомительного или поискового) тем, что при смысловом виде чтения происходят
процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е.
осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Для того
чтобы чтение было смысловым, требуется активный анализ, сличение элементов
текста друг с другом, активное осмысление информации, т.е. осуществление
познавательной деятельности (с-мысл, с мыслью). Смысловое чтение не может
существовать без познавательной деятельности. Говоря словами А.А.Леонтьева, в
конечном итоге «мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом» [7].
Стоит
отметить, что смысловое чтение можно рассматривать как действие декодирования
информации, содержащейся в тексте, которое проходит несколько этапов.