Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики 6
1.1. Особенности и содержание умений работать с информацией 6
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы 13
1.3. Анализ УМК по математике для начальной школы по теме исследования 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики 34
2.1. Диагностика у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики 34
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики 37
2.3. Анализ результатов работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
Введение:
Актуальность темы исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования информационные умения выделены в группе метапредметных умений и определены следующим образом: информационные умения – это «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета».
Следовательно, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования необходимо развивать у младших школьников умение формулировать информационный запрос, ориентироваться в источниках информации и выбирать источник информации в соответствии с информационным запросом, находить в данном источнике информацию и отбирать необходимую, соотносить старую и новую информацию, определять степень важности информации, работать с разными источниками информации, перерабатывать информацию, переводить ее из одной формы в другую.
Формирование информационных умений осуществляется в начальной школе на всех учебных предметах. Математике в этом ряду отводится особое место, которое обусловлено своеобразием математического языка, высоким уровнем абстракции.
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей и формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование умений работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка в 1-4-х классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы формирования информационных умений у школьников рассматривались многими психологами и педагогами, среди них: А.С. Захаров, И.А. Зимняя, С.М. Касаткин, Н.А. Лошкарева, О.В. Панфилова, И.Н. Трушкова, А.П. Федосеева, Т.П. Хиленко.
К настоящему времени накоплено значительное число теоретических и практико-ориентированных исследований, посвященных проблеме формирования информационной грамотности, информационной компетентности, информационной культуры и информационной деятельности у учащихся (Н.И. Гендина, А.В. Горячев, А.Л. Семенов, А.В. Хуторской, Т.Н. Романченко, М.Б. Лебедева, Т.А. Аверьянова, Г.С. Галиуллина, Б.И. Блюменау, В.А.Уханов и др.).
Несмотря на множество исследований можно выделить существующее противоречие между быстрым темпом приращения знаний и отсутствием понимания у учителей по организации процесса формирования информационных умений, что соответственно выдвигает в число первоочередных задачу формирования информационных умений учащихся начальной школы. Учащиеся начальной школы должны иметь теоретические знания и практические умения работы с различным источникам информации и быть мотивированы к самостоятельному поиску, обработке и восприятию информации. Иными словами, начальная школа должна готовить учащихся, способных быстро ориентироваться и самообучаться, владеющих информационной культурой.
Проблема исследования: как организовать работу по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Исходя из актуальности, выделенных противоречий и проблемы исследования была сформулирована тема работы: «Организация работы по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Объект исследования – организация работы по формированию информационных умений при изучении математики.
Предмет исследования – организация работы по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Цель исследования – разработать систему заданий и методические рекомендации по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности и содержание умений работать с информацией.
2. Провести анализ психолого-педагогических особенностей учащихся начальной школы.
3. Провести сравнительный анализ УМК по математике для начальной школы по теме исследований.
4. Проанализировать результаты диагностики у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики.
5. Представить содержание работы по формированию у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
6. Проанализировать результаты работы.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, классификация, качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны педагогам в работе по формированию и развитию информационных умений младших школьников, а также оказать помощь студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям и на практике.
База исследования: г. Электросталь, средняя общеобразовательная школа №5.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В соответствии с проведенным анализом методической и педагогической литературы было определено понятие «информационные умения». В соответствии с этим установили, что информационные умения учащихся начальной школы – это определенные способности учеников по поиску, извлечению, анализу, обработке информации за счет использования определенных информационных технологий (устной и письменной). Также можно отметить, что информационные умения можно понимать как определенное личностное свойство по поиску, извлечению, анализу, обработке информации в разных ее состояниях. Данные умения можно назвать общеучебными и универсальными. Потому что они оказывают помощь учащимся в информационной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной работе. В педагогике можно рассматривать такие виды информационных умений как информационно-поисковые и информационно-аналитические. Данные виды умений следует развивать в совокупности.
Младший школьный возраст является одним из важнейших периодов в жизни человека. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Ввиду этого, учет данных психологических особенностей детей 7-11 лет и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения в начальной школе, который создает новые условия для личностного развития младшего школьника.
Как видно из представленного описания и проведенного анализа, в содержании учебников по математики для начальной школы таких УМК как: «Школа России», «Гармония», «Перспектива», и в заданиях заложено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. Педагоги получают возможность построить учебный процесс в логике информационно-развивающего обучения (дидактическое направление формирования информационной культуры младших школьников) при условии грамотного подбора методов и приемов работы с детьми. Однако все проанализированные учебники содержат недостаточно заданий направленных на формирование информационных умений.
С целью определения уровня сформированности информационных умений у младших школьников была проведена экспериментальная работа. В экспериментальной работе приняли участие ученики 2 класса в количестве 25 человек: 10 мальчиков и 15 девочек. Исследование проводилось в три этапа.
Анализируя результаты диагностики учащихся начальных классов на констатирующем этапе, можно сделать вывод о преобладании среднего уровня сформированности информационных умений.
В рамках данных уроков был разработан и проведен формирующий этап работы по формированию информационных умений учащихся 2 класса. В соответствии с каждой темой урока представим соответствующие задания в таблице. При этом задания использовались как из учебника, так и специально разработанные. Задание направлены на получение, поиск и фиксацию информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации, оценку достоверности получаемой информации.
В ходе работы с заданиями младшие школьники приобретают первичные навыки работы с информацией. Они приобретают важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
По результатам диагностики уровня сформированности информационных умений были получены и обработаны данные. По результатам сравнения итогов констатирующего и контрольного этапов были выявлены следующие изменения в уровнях сформированности информационных умений младших школьников:
количество учащихся с высоким уровнем сформированности информационных умений младших школьников увеличилось на 24%;
количество учащихся со средним уровнем сформированности информационных умений младших школьников увеличилось на 4%;
количество учащихся с низким уровнем сформированности информационных умений младших школьников снизилось на 28%.
Анализируя сравнительные результаты диагностики учащихся начальных классов на двух этапах исследования, можно сделать вывод о положительной динамике в уровне сформированности информационных умений. Следовательно, разработанная и реализованная система работы, направленная на формирование информационных умений младших школьников при изучении математики в начальной школе является эффективной.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
1.1. Особенности и содержание умений работать с информацией
Деятельность, основанная на работе с информацией, заключается в ее обработке, передаче, распространении, хранении, сбору и извлечении. В качестве фундамента для такой деятельности выступают информационные умения. Данные умения являются частью информационной культуры, демонстрируют уровень информационной грамотности человека. Кроме того, информационные умения выступают в качестве средства информационной деятельности. По мере формирования информационных умений происходит общее развитие человека как личности .
Вместе с тем, в области педагогики на сегодняшний день термин «информационные умения» определяется неоднозначно. Многие исследователи указывают на то, что под такими умениями можно понимать некоторую способность человека по поиску, хранению и обработке информации. Другие авторы указывают на то, что такие умения могут восприниматься в качестве действий, сформированных в ходе обучения, и также являются итогом обучения.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования впервые на государственном уровне как одна из главнейших задач современной системы образования представлена задача по развитию универсальных учебных действий в качестве основы развития умения учиться, саморазвития и самосовершенствования .
Универсальные учебные действия (УУД) являются инвариантной основой в образовательном и воспитательном процессах. Широкое значение понятия универсальные учебные действия включает умение учиться, другими словами способности субъекта к личностному развитию и совершенствованию методом получения осознанного и активного нового общественного опыта. В наиболее узком (в психологии) определение термина универсальные учебные действия можно установить в качестве совокупности методов действия ученика (а кроме того связанных с ними умений образовательной работы), гарантирующих его способность к самостоятельному освоению нового знания и умения, в том числе организацию самого процесса.
Информационное умение в программе формирования универсальных учебных действий специально не выделяются. Их можно определить в совокупности всех 3 категорий, но главным образом они заключены в группе – познавательные учебные действия .
В первый раз программа развития общеучебных умений разрабатывалась Н.А. Лошкаревой в 1980 году. Навыки эффективного мышления и работы с информацией (интеллектуальное умение) охватывают следующее:
1. Ориентировка в собственной структуре знаний и осознание необходимости новых знаний.
2. Навыки по созданию и предварительного отбора источников информации для поиска новых знаний (энциклопедия, словарь, справочник, СМИ, Интернет-ресурс и пр.).
3. Получение новых знаний (информации) из разных источников и различными методами (наблюдения, чтения, слушания).
4. Навыки по переработке полученной информации (анализ, обобщение, классификация, сравнивание, выделение причин и следствия) для достижения необходимых результатов, включая и для разработки новых продуктов.
5. Навыки по преобразованию информации из одной формы в другую (текстовая, табличная, схематичная, графическая, иллюстрация и др.) и подбирать наиболее удобную для себя форму. Осуществляя работу с информацией, навыки по передаче ее содержание в сжатом либо развернутом виде (план текста, тезис, конспект).
В настоящее время есть 5 главных систематизаций общеучебных умений (по Н.А. Лошкаревой, В.Ф. Паламарчук, А.В. Усовой, Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, С.Г. Воровщикова и Д.В. Татьянченко).
В соответствии с классификацией общеучебных умений по С.Г. Воровщиковому и Д.В. Татьяничевой можно определить учебно-информационные умения. Классификация основывается на понятии информации в качестве сведений – объекта передачи, преобразования, применения и хранения. С данной точки зрения источник информации может быть рассмотрен в качестве подсистемы, генерирующей, собирающей и передающей информацию; сведения в качестве собственно информации, закодированной при помощи определенного знака; канал – средство передачи сведений; получатели (либо потребители) в качестве подсистемы получающей и интерпретирующей сведения.
Под информационно-интеллектуальными умениями можно понимать умения, которые обусловили оптимальность работы с информацией в процессе строгого соблюдения логико-информационных закономерностей языка на уровне описаний, объяснений и прогноза для достижения познавательной цели. Информационные основы данных умений заключаются в отборе, конкретизации, структурировании информации для практического использования в учебно-познавательной работе. Интеллектуальные основы данных умений заключаются в реализации интеллектуально-познавательных возможностей на уровне знаний, пониманий и прогнозирований в учебно-познавательной работе .
Анализируя образование в качестве деятельности учащегося, которая включает получение информации от педагога либо в итоге самообразования, ее преобразование и представление в ходе исполнения образовательных задач, тогда учебно-информационными умениями являются общеучебные умения, гарантирующие определение, переработку и применение информации для решения образовательных задач.
В качестве обоснования для группировки учебно-информационных умений авторами были выбраны основные источники информации: текст и реальный объект. Под реальным объектом можно понимать предмет, процесс, явление, объективно существующий в реальности. Под текстом можно понимать целостную последовательность знаковых единиц. Тексты подразделяются на устный (вербальный) и письменный (документальный). Таким образом, умения, ориентированные на работу с текстом, также подразделяются на данные группы .
В соответствии с этим учебно-информационные умения – это:
навыки по работе с письменным текстом;
навыки по работе с устным текстом;
навыки по работе с реальным объектом в качестве источника информации (умения, связанные с наблюдением и реализацией эксперимента; умения по моделированию).
Однако, информационная деятельность намного шире учебно-информационных умений, которые указаны в ФГОС в рамках универсальных учебных действий. Она охватывает такие умения:
работы с различными источниками информации;
разработки и наполнения первичных форм для сбора информации;
систематизации информации для достижения поставленной цели, ориентированности на результат;
структурирования и анализа первичной информации;
без искажений воспринимать и передавать информацию;
выделение ключевой информации;
анализ большого объема информации, расставлять приоритеты, обращать внимание на детали;
делать выводы на базе полученной информации, а кроме того навыки создания системы проверки информации на достоверность и достаточность.