Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование творческой самостоятельности учащихся 6 класса на уроках технологии ( при обучении вязанию)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Психолого-педагогические
основы формирования. 7
творческой самостоятельности. 7
1.1. Сущность творческой
самостоятельности и ее структура. 7
1.2. Возможности формирования
творческой самостоятельности учащихся. 14
на уроках технологии в 6 классе. 14
Выводы по первой главе. 26
Глава II. Экспериментальная работа по
формированию творческой самостоятельности у учащихся 6 класса при обучении
вязанию.. 27
2.1. Диагностика уровня
сформированности творческой самостоятельности учащихся 6 класса. 27
2.2. Обучение вязанию с целью
формирования творческой самостоятельности учащихся на уроках технологии. 37
2.3. Анализ результатов
экспериментальной работы.. 47
Выводы по второй главе. 52
Заключение. 54
Список использованной литературы.. 56
Приложения. 63
Введение:
Актуальность исследования.
Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную
практику на формирование творческой личности, развитие творческих способностей
обучающихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса
воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Современное образование характеризуется
высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том
числе и на уроках технологии, перенасыщено теоретическими и фактическими
сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что
традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной
деятельностью обучающихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение
полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов
приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют
представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой
образование не обеспечивает должного развития обучающихся. Такое обучение
формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который,
столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается
недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные
педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы
способствовала развитию обучающихся и их творческих способностей, воспитанию
каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к творческой
самостоятельности.
Проблема формирования
творческой самостоятельности уже на протяжении долгого времени привлекает
внимание многих зарубежных и отечественных педагогов и психологов. Актуальность
этой проблемы вызвана изменениями содержания обучения. Период обучения в школе
заключает в себе большие возможности для формирования и развития творческой
самостоятельности детей. Известно, что подростковый возраст, является наиболее
сенситивным периодом для развития многих способностей личности, включая и
способность к творчеству. Закон об образовании в РФ, Национальная
доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года и ФГОС ООО выдвигают в
требованиях приобщение обучающихся к творческой деятельности и развитие у
учащихся творческой самостоятельности.
Данной проблеме посвящены работы Д.Б.
Богоявленской,
Л.С. Выготского, В.Н.Дружинина, М.М. Зиновкиной, А.Н. Леонтьева,
А.А.Нестеренко, А.И. Савенкова, Т.А. Сидорчук, Г.В. Тереховой,
В.В.Утёмова, Д.В. Ушакова и многих других исследователей.
Понятие «творческая деятельность»
используется во многих сферах человеческой деятельности. Но нет общепризнанного
учёными определения. В работах Л.С. Выготского, В.Н.Дружинина, А.Н.Леонтьева,
Д.В.Ушакова раскрыты вопросы творческого мышления, структуры и динамики
развития творческой деятельности. Д.Б. Богоявленская говорит о соотношении
интуитивного и рационального мышления в процессе развития творческой
самостоятельности.
М.М. Зиновкина, А.А.Нестеренко,
Г.В.Терехова, Т.А.Сидорчук,
В.В.Утёмов разработали систему заданий, способствующих развитию творческих способностей
и проявлению творческой самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
Данные работы отражают научные идеи и практические подходы к организации
самостоятельной творческой деятельности у учащихся в образовательном процессе. Однако
описание конкретных педагогических условий процесса формирования творческой
самостоятельности в литературе представлено в малой степени. И тем более вопрос
формирования и развития творческой самостоятельности учащихся на уроках
технологии освещен недостаточно. Отсюда можно сделать
вывод, что представленная тема: «Формирование творческой самостоятельности
учащихся 6 класса на уроках технологии» является актуальной.
Цель
исследования
– выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования
творческой самостоятельности учащихся 6 класса на уроках технологии.
Объект
исследования –
процесс формирования творческой самостоятельности у учащихся средних классов.
Предмет
исследования –
процесс сформирования творческой самостоятельности учащихся 6 класса на уроках
технологии.
Гипотеза
исследования: формирование
творческой самостоятельности у учащихся средних классов на уроках технологии
будет осуществляться эффективно, если:
—
использовать активные методы обучения, повышающие интерес к урокам технологии;
—
использовать творческие задания с элементами исследования.
Задачи
исследования:
1.
Раскрыть сущность и структуру творческой самостоятельности учащихся.
2.
Рассмотреть особенности формирования творческой самостоятельности учащихся на
уроках технологии.
3.
Выявить уровень сформированности творческой самостоятельности у учащихся 6-х
классов.
4.
Провести экспериментальную работу поформированию творческой самостоятельности
учащихся при обучении вязанию.
5.
Проанализировать результаты экспериментальной работы. Теоретико-методологическая основа исследования:
—
положения и подходы, раскрывающие философско-психологические аспекты творчества
как высшей формы деятельности человека (Л.С. Выготский, И. Кант, Н.Н. Конышева,
А.Н. Лук, А.Г. Маслоу, С.Л. Рубинштейн);
—
концептуальные идеи о необходимости целенаправленного развития
самостоятельности детей (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптерев, И.Я.
Лернер, P.C. Немов, Т.И. Шамова);
— теории и психолого-педагогические исследования процесса формирования творческой самостоятельности личности (Э.А. Голубева, М. Джеймс, И.В. Дубровина, Т.Н. Мальковская).
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и
методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент:
формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение (прямое и
косвенное), тестирование, беседа, обобщение и систематизация полученных данных.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями на уроках
технологии с целью формирования творческой самостоятельности учащихся.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ», учащиеся
6 классов в количестве 25 учеников.
Структура
работы. В соответствии с поставленной целью и задачами выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложений.
Заключение:
Школьный возраст является благоприятным
для формирования творческой самостоятельности. В этот возрастной период
учащиеся ищут собственные способы самовыражения.
В ходе исследования нами была изучена и
проанализирована психолого-педагогическая литература. Нами были определены
понятия «творчество», «творческая деятельность», «самостоятельная творческая
деятельность». На основе теоретического анализа психолого-педагогической
литературы, мы сделали вывод, что формирование творческой самостоятельности у
учащихся связано с развитием всей личности в целом, ее характером, мотивами,
эмоциями.
В современной школьной практике
используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию
творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология»
наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В
процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и
усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует межпредметные знания,
способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности
учащихся, то выполнение школьниками творческих заданий является интересным и
очень важным для жизни. При проектировании у школьника реализуются возможности
проявить свои знания, способности и креативность мышления.
Первый этап экспериментальной работы
подтвердил, что творческая самостоятельность у учащихся находится на низком
уровне. Это обусловлено тем, что учащиеся не хотят действовать по определенному
шаблону. Очень важно направить деятельность учеников в нужное русло, погрузив в
увлекательный творческий процесс.
Для этого нами была разработана и
реализована система заданий, развивающих творческую самостоятельность у
учащихся на уроках технологии в процессе обучения вязанию. Нами были определены
и теоретически обоснованы условия, необходимые для этого. Результат
эксперимента свидетельствует, что систематическая и целенаправленная работа
способствует формированию творческой самостоятельности при соблюдении следующих
педагогических условий:
Формирование положительной мотивации к
творчеству, создание ситуации успеха, включение учащихся в самостоятельную
деятельность по созданию творческого продукта.
Создавая эти условия для формирования творческой
самостоятельности, мы заметили, что у учащихся появился устойчивый интерес к
творчеству, повысился уровень самостоятельности, потребности в познании,
мотивации к достижению успеха.
Педагогический эксперимент нами был
организован и описан. Результаты его были проанализированы. Таким образом,
поставленные задачи исследования нашли свое подтверждение и решение. Исследование позволяет утверждать, что при соблюдении
выделенных нами условий, творческая самостоятельность у учащихся на уроках
технологии заметно повышается. Проведенное исследование раскрывает лишь
определенную часть возможностей по формированию творческой самостоятельности у учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
Психолого-педагогические основы формирования
творческой
самостоятельности 1.1. Сущность творческой самостоятельности и ее структура
Понятие «творчество» является предметом
анализа многих наук: философии, психологии, культурологи, педагогики и
искусствознания. Однако, кроме научной области, слово «творчество»
употребляется и в повседневной деятельности людей.
Л.С. Выготский считал, что элементы
творчества присущи любой деятельности человека. Он писал: «творчество
существует не только там, где создаются великие исторические произведения, но и
везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое [9].
Анализируя сущность творчества, Е.В.
Абросимова определяет его как высшую форму активности человека в его
самостоятельной деятельности [1].А.Н. Аверин, А.А. Беляев и др. трактуют
творчество как деятельность, связанную с созданием, преобразованием объекта
интереса, порождением нового, качественно оригинального результата.
Л.Р. Гилязиева, Г.А. Замалетдинова дают
определение творчества с учетом единства интеллектуальных и специальных
способностей и подчеркивают, что творчество немыслимо без активности и
самостоятельности личности в деятельности [10].
И.А. Емельянова в сущностной
характеристике особенностей творческой деятельности выделил два ведущих
признака: первый — это новизна результатов деятельности, в чем и проявляется ее
отличие репродуктивной деятельности, ибо творчество — это высшая форма активности
и самостоятельности человека; второй — развитие личности индивида, т.к. в
процессе творчества раскрываются способности,
происходит самоутверждение и
самореализация личности [19].
Из сказанного очевидно, что основными
признаками творческой личности являются интеллект, самостоятельность мышления и
деятельности, способность к напряженной продуктивной деятельности и
критическому ее анализу, способность к волевому усилию для достижения
поставленных в деятельности целей, а творческие способности – это специальные
способности, проявляющиеся на высоком уровне интеллектуального развития
личности.
Таким образом, творчество можно
рассматривать как деятельность, порождающую что-то новое, отличающееся
неповторимостью, ценностью и оригинальностью. Кроме того, творческий процесс
включает в себя умение анализировать, исследовать, фантазировать.
Основой творчества человека является
развитое ассоциативное мышление, развитая фантазия. Б. М. Неменский писал: «В
организованном, целенаправленном ее формировании больше всего, естественнее
всего может помочь художественное творчество. Даже дошкольникам можно ставить
задачу действовать не по стереотипу, задачу наивных, но творческих, не по
образцу поисков личностных решений» [40,
с. 10].
Американский психолог Д. Гилфорд отмечает
проявление в творчестве шесть способностей художника: беглости мышления,
аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умение быстро переключаться с
одного класса объектов на другой, оригинальности, умение придавать
художественной форме необходимые очертания [25].
По мнению некоторых психологов, творчество,
основанное на комбинирующей способности мозга, можно назвать воображением.
Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не
соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой
творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной
жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество [31].