Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ И ИНТЕРЕСА К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формированию трудолюбия и интереса к труду в дошкольном образовании ………………………………………………..
1.2. Особенности формирования у детей трудолюбия и интереса к труду в старшем дошкольном возрасте…………………………………
1.3. Современные формы и методы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста……………
Выводы по главе 1……………………………………………………
8
8
13
20
30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ И ИНТЕРЕСА К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………….
2.1. Цель и задачи, методы исследования …………………………
2.2. Диагностика сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………….
2.3. Программа формирующего эксперимента по и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста………………………..
2.4. Результаты экспериментальной работы (контрольный эксперимент)………………………………………………………………..
Выводы по главе 2……………………………………………………
32
32
34
37
44
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………… 60
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время вопросы трудового воспитания и формирования у дошкольников заинтересованности в труде, формирования у них трудолюбия остаются актуальными для современного общества. В дошкольном возрасте трудолюбие тесно связано с развитием самостоятельности детей. Также трудолюбие является одним из главнейших морально-нравственных качеств ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) также содержат задачи, относящиеся к трудовому воспитанию детей. Трудовая деятельность в соответствии с ФГОС ДО относится к области социально-коммуникативного развития детей. Исходя из этого, в трудовой деятельности у детей развиваются социальные навыки, коммуникативные умения, самостоятельность, ответственность, настойчивость, старательность.
Для полноценного развития дошкольников в труде важно правильно организовать процесс трудового воспитания, а также сформировать у детей положительное отношение к трудовой деятельности. В процессе формирования трудолюбия у детей развиваются различные трудовые навыки, умения целеполагания, умения достигать поставленных целей, умение радоваться полученному результату.
Период развития детей старшего дошкольного возраста является благоприятным периодом в развитии интереса к труду и формировании трудолюбия. Трудовая деятельность обладает богатым образовательным потенциалом, поэтому может считаться актуальными средством в социальном и личностном развитии старших дошкольников.
В процессе трудового воспитания дети ближе знакомятся с разными профессиями, учатся бережному отношению к результатам трудовой деятельности, оказывают посильную помощь взрослым в труде, учатся уважительно относиться к труду.
Степень разработанности темы исследования. В психолого-педагогических исследованиях вопросам трудового воспитания детей были посвящены работы таких авторов как Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, С.А. Козловой, Л.Б. Касперской, Г.М. Киселевой и т.д. Вопросы формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста рассматривали различные авторы, такие как Т.А. Маркова, С.А. Крохина, И.Ф. Свадковский, Д.А. Шингаркина, С.А. Юзеева, М.А. Истратова, С.А. Шатрова, Р.Н. Кузьмин, Я.З. Неверович, Е.И. Сухова, В.В. Карих, О.А. Балабаева, Л. Е. Образцова, О.Ю. Бутвина, Е.М. Шевчук и т.д.
Формирование положительного отношения к труду исследовали такие авторы как Т.И. Тарабарина, А.Г. Тулегенова, Г.М. Киселева, Н.М. Турчина, Е.И. Тимошина и т.д.
Исходя из представленных различных психолого-педагогических исследований, можно отметить, что степень разработанности данной проблемы является довольно высокая. Однако при этом большинство вопросов в формировании трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста является недоработанными и не рассмотренными. При этом в настоящее время появляется все больше современных форм и методов в развитии любви к труду и заинтересованности в трудовой деятельности.
В дошкольном образовании трудовое воспитание в настоящее время не является ведущим направлением и часто отличается второстепенным характером. Педагоги дошкольного образования мало уделяют времени формированию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста и используют недостаточно современных методов и форм развития интереса к труду.
Поэтому, можно определить сложившееся противоречие между высокой педагогической и социальной ценностью развития интереса к труду и трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста и недостатком осуществления данного процесса на практике в дошкольном образовании.
В соответствии с появившемся противоречием определяется проблема исследования, состоящая в следующем: каковы современные формы и методы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и на основе экспериментального исследования определить эффективность использования различных современных методов и форм формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: современные методы и формы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
включить родителей дошкольников в процесс трудового воспитания детей;
использовать современные методы и формы организации трудовой деятельности детей в различных видах труда, в процессе игр и занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методические основы проблемы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Теоретические основы исследования:
— особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста (С.А. Козлова, В.А. Мешкова, Л.А. Увалиева, Л.В. Куцакова, В.Г. Евтюшкина, С.Р. Гимранова);
— психолого-педагогические основы формирования интереса к труду и трудолюбия (Л.Ш. Алиева, Э.А. Рамазанова, Н.А. Андреева, О.Ю. Бутвина, Е.М. Шевчук, М.А. Истратова, В.В. Карих, О.А. Балабаева, О.В. Кириллова, Т.В. Кириллова, Ю. А. Корона, И.Ю. Осипян, О.В. Сорокина, Е.А. Шанц, И.Б. Тукашева, М.С. Шумковская, Е.А. Шанц, В.А. Хренов, В.И. Бычков).
Научная новизна исследования заключается в том, что утончены теоретические и методические основы проблемы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста. Определены эффективные современные методы и формы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан и апробирован комплекс педагогических мероприятий по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы и результаты работы могут быть использованы в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций, а также в работе с родителями.
Методы исследования:
1) теоретические методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников и их сравнение; интерпретация научных данных; обобщение полученной информации, классификация, структурирование, абстрагирование и др.;
2) эмпирические методы такие, как: наблюдение за деятельностью детей; анкетирование педагогов и родителей; анализ продуктов детской деятельности, беседы, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); математическая и графическая обработка данных; сравнительный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Детский сад №124
г. Дзержинск, Нижегородская обл. В исследовании приняло участие 27 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Структуры работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Во Введении определяется актуальность формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста. В первой главе представлен теоретический и методологический анализ проблемы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста, определяются особенности их развития, педагогические условия формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе анализируется система работы с детьми, представлены методики и результаты формирования трудолюбия и интереса к труду у детей дошкольного возраста, дается описание комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию данного процесса. В Заключении подводятся итоги работы, делаются выводы. Список литературы включает 50 наименований. В Приложении представлены вопросы для беседы с детьми, вопросы анкеты для педагогов, вопросы анкеты для родителей.
Заключение:
Научно-теоретический анализ позволяет определить проблему формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста как востребованную в современных условиях.
Анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, процесс формирования трудолюбия и интереса к труду в дошкольном образовании регулируется ФГОС ДО. Для этого целесообразно использование различных средств (самостоятельный труд дошкольников, знакомство дошкольников с трудовой деятельностью взрослых, использовать разнообразные художественно-творческие технологии). Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста включает несколько компонентов: когнитивный компонент; поведенческий компонент; эмоционально-мотивационный.
Во-вторых, особенности формирования готовности к различным видам трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют, что ребенок по мере освоения трудовых процессов постепенно овладевает различными видами труда, что обуславливает правильную организацию трудовой деятельности старших дошкольников.
В-третьих, современные методы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста включают метод проектов, проблемный метод, игровые методы, ИКТ. К современным формам организации деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста относят художественно-творческую и самостоятельную деятельность, экскурсии, непосредственно образовательную деятельность, встречи с людьми разных процессий и др.
Сочетание различных методов и форм организации трудовой деятельности способствует поддержанию у детей старшего дошкольного возраста интереса к разным видам труда, развитию положительного отношения к трудовой деятельности.
Экспериментальное изучение проблемы осуществлялось в процессе педагогического эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Определены цели и задачи каждого этапа, диагностические методики по изучению сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста (авт. Куцакова Л.В.).
Обобщенные данные, полученные по результатам исследования на констатирующем этапе, показывают, что на начало экспериментальной работы у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень сформированности трудолюбия и интереса к труду. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента и в соответствии с выдвинутой нами гипотезой, целью формирующего этапа экспериментального исследования является разработка и апробирование комплекса педагогических мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.
Формирующий этап осуществлялся только с детьми экспериментальной группы (14 человек).
Предлагаемый комплекс по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду включает педагогические мероприятия с детьми, родителями и педагогами.
На основании данного комплекса составлен тематический план работы по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста и обеспечена его реализация с детьми старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями.
На третьем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика с использованием той же программы исследований, что и на этапе констатирующего эксперимента с целью выявления эффективности предлагаемого комплекса педагогических мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.
Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста проходила на основе сравнительного анализа результатов участников экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента и после его завершения.
Сравнительный анализ, проведенный на контрольном этапе, свидетельствует о положительной динамике в сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей экспериментальной группы значительно увеличился высокий уровень (в 7 раз) и отмечается существенное уменьшение низкого уровня (в 4 раза). После обучения мы отметили, что дети проявляют более высокий интерес к труду, умеют выполнять различные поручения, участвовать в трудовых занятиях в группе, аргументируют свои ответы, ответы достаточно полные и точные.
В контрольной группе значимых изменений не произошло.
В анкетировании педагогов и родителей заметны положительные улучшения по сравнению с анкетированием на констатирующем этапе.
Полученные данные позволяют оценить разработанный комплекс педагогических мероприятий по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста и его целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс как результативный и эффективный.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, все задачи решены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ И ИНТЕРЕСА К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формированию трудолюбия и интереса к труду в дошкольном образовании
В настоящее время проблема формирования трудолюбия и интереса к труду у детей дошкольного возраста сохраняет свою актуальность. Данную проблему рассматривали в своих исследованиях многие педагоги и психологи. Вопросы трудового воспитания и формирования интереса к трудовой деятельности составляют важную часть дошкольного образования.
Требования к формированию трудолюбия и интереса к труду у детей дошкольного возраста представлены и в содержании ФГОС ДО. В соответствии с данным документом, формирование трудолюбия и интереса к труду в дошкольном образовании входят в основные цели такой образовательной области как «Социально-коммуникативное развитие» [1].
На актуальность воспитания трудолюбия у детей указывает и Федеральный закон «Об образовании». Данное требование содержится в основных принципах политики государства.
К числу авторов рассматривающих вопросы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей дошкольного возраста в различные годы можно отнести Я.З. Неверовича, Р.С. Буре, В.Г. Нечаеву, Д.В. Сергееву, Г.Н. Годину, В.И. Логинову и т.д.
В современных исследованиях и статьях можно также найти различные взгляды на проблему формированию трудолюбия в дошкольном образовании у таких авторов: Е.И. Тимошина, Н.А. Лосева, О.Ю. Бутвина, С.З. Жабборова, Д.А. Шингаркина, Ю.А. Петрова и т.д.
В педагогике можно выделить следующие направления по формированию трудолюбия и интереса к труду в дошкольном образовании:
по мнению Л.Ш. Алиевой педагогу важно проводить систематическую работу с детьми на основе соответствующего планирования данного процесса [3];
по мнению О.В. Кирилловой у детей важно формировать трудолюбие и интерес к труду на основе желания оказывать помощь и пользу для других людей [21];
с точки зрения Ю.А. Короны важно использовать привлекательность определенных видов труда для формирования трудолюбия дошкольников [24];
с точки зрения Н.А. Лосевой в этом процессе могут помочь различные трудовые поручения для детей [29];
по мнению В.В. Карих можно успешно формировать у детей трудолюбие через использование этических бесед [19].
В исследованиях Е.В. Бреславец отмечается, что в период развития детей старшего дошкольного возраста трудовая деятельность опирается на уровень самостоятельности самого ребенка. Также в этом возрасте, по мнению автора, для формирования трудолюбия и интереса к труду могут использоваться игры, но уже не так часто, как для детей младшего возраста [8].
При этом актуальность использования игры в формировании трудолюбия и интереса к труду у детей дошкольного возраста подтверждает и Е.В. Бродникова [9]. Автором отмечается, что различные виды деятельности дошкольников могут способствовать формированию трудолюбия. В свою очередь игра также сохраняет свою актуальность в данном направлении. В игре дети могут воспроизвести отношения между взрослыми в определенном виде труда, при этом получая необходимые представления о трудовой деятельности. В процессе игры дошкольникам становится легче понимать значимость труда для общества и необходимость трудовой деятельности. В процессе приобщения детей дошкольного возраста к труду через игры, дошкольники учатся ставить перед собой определенные цели, учатся понимать, к какому результату можно придти, тем самым идет активный процесс развития трудолюбия [9].
О.В. Сорокина, Е.А. Шанц указывают на важность формирования трудолюбия именно в условиях детского сада, так как именно в данном образовательном учреждении дети могут быть задействованы в самых разных видах труда. Авторы отдельно выделяют ручной труд, как самый значимый для старших дошкольников [38].
По мнению таких авторов как А.Ш. Шахманова и С.А. Козлова для успешного формирования трудолюбия у дошкольников важно знакомить с людьми, которые трудятся в разных отраслях, с их отношением к трудовой деятельности [23]. Важно сформировать у дошкольников основные представления о различных видах труда и профессиях, а также о том, что может выполнять человек работая по той или иной профессии. К примеру, важно сформировать у детей понимание того, что педагог – обучает детей, повар – готовит еду, пожарный – тушит пожары и т.д.
В.А. Мешкова, Л.А. Увалиева указывают на необходимость приобщения дошкольников к труду взрослых, а также на то, что в процессе трудовой деятельности могут быть созданы разные продукты. Авторы отмечают, что тем самым у детей будут сформированы представления о самой структуре труда по определенной профессии, будет развито уважительное отношение к трудовой деятельности [30].
Ю.А. Корона отмечает, что средства трудового воспитания в дошкольном образовании могут быть самыми разнообразными. К примеру, автор предлагает использовать: самостоятельный труд дошкольников, знакомство дошкольников с трудовой деятельностью взрослых, использовать разнообразные художественно-творческие технологии. При этом отмечается, что трудовое воспитание дошкольников возможно только через трудовую деятельность. В ее процессе у дошкольников развиваются определенные навыки и умения, а также формируются определенные знания, тем самым дети становятся ближе к трудовой деятельности взрослых [24].
С точки зрения психологии, особенности дошкольников также влияют на процесс формирования трудолюбия и интереса к труду. С точки зрения Н.А. Тафинцевой, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева у детей дошкольного возраста уже формируется способность к тому, чтобы дать оценку труду других людей. За счет этого у детей происходит активизация интереса к трудовой деятельности взрослых, к ее результатам, а также к способам реализации трудовой деятельности [39].
Кроме того, психологи отмечают важность формирования трудолюбия и интереса к труду для психического развития детей. По мнению известных психологов, таких как О.Ю. Бутвина, Е.М. Шевчук, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн основные психические качества детей формируются в процессе воспитания и получения определенного социально-коммуникативного опыта, в процессе овладения определенными способами трудовой деятельности. При этом активно развивается мышление, творческие способности, морально-нравственные качества детей [10].
И.Ю. Осипян утверждает, что процесс формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста заключается в развитии уважительного отношения к трудовой деятельности взрослых, в воспитании стремлений к труду, в развитии у детей определенного положительного отношения к трудовой деятельности, в воспитании морально-нравственных чувств [33].
Многие педагоги указывают на то, что процесс формирования трудолюбия у детей и интереса к труду должен сопровождаться созданием определенных положительных установок, благоприятной атмосферы для самих детей. Важно чтобы в процессе такой работы в группе была доброжелательная атмосфера, важно создавать различные ситуации успеха для детей [2, 4, 6, 11].
Л.Ш. Алиева рассматривает трудолюбие как определенное личностное качество детей дошкольного возраста [3]. С точки зрения В.В. Карих и Л.Ш. Алиевой, формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста включает несколько компонентов: