Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью сказкотерапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты исследования проблемы формирования
связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью сказкотерапии. 6
1.1
Становление связной речи в онтогенезе. 6
1.2
Особенности формирования связной речи
старших дошкольников с ОНР III уровня. 11
1.3 Роль сказкотерапии в развитии
связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. 19
Выводы по 1 главе. 29
Глава 2. Исследование связной речи у
старших дошкольников с ОНР III уровня 30
2.1 Изучениесвязной речи у старших
дошкольников с ОНР III уровня. 30
2.2 Анализ результатов исследования. 31
Выводы по 2 главе. 35
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с
ОНР III уровня с помощью сказкотерапии. 36
3.1 Содержание работы по развитию
связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью сказкотерапии. 36
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента. 48
Выводы по 3 главе. 52
Заключение. 53
Список литературы.. 55
Введение:
Актуальность
исследования. Развитие речи становится все более
актуальной проблемой в нашем обществе. Связная речь занимает важное место в
общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка,
его способность понимать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В
процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности,
способности к концептуальному мышлению. У детей с нормой речевого развития в
старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.
Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе и всестороннего
развития личности ребенка.
В настоящее время с каждым годом
возрастает количество детей, имеющих тяжелые формы нарушения речи. К таким
формам относят и общее недоразвитие речи (ОНР). Столкнувшись с данным
нарушением в дошкольном возрасте и оставшись без логопедической поддержки,
дети, поступающие в школу, могут испытывать трудности в обучении письму и
чтению. Также среди частых проблем, которые возникают у младших школьников,
встречается неспособность связно и логично выстраивать свои высказывания,
формулировать мысли, пересказывать тексты, составлять свои рассказы. Данные
навыки должны формироваться у детей до начала школьной поры, однако при ОНР
связная речь всегда нарушена, поэтому важно уже в дошкольном возрасте помимо
коррекции звукопроизношения заниматься с дошкольником развитием связной речи.
При общем недоразвитии речи
наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой
и смысловой стороне, низкий уровень развития связной речи. В то же время одним
из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень
сформированности связной речи. Это обуславливает актуальность проблемы
выявления особенностей связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
для построения наиболее эффективной коррекционной работы по ее развитию. Одним
из эффективных и доступных методов развития связной речи у детей с ОНР является
сказка. В дошкольной педагогике, изучением роли сказки в развитии связной речи
у детей занимались В. П. Аникин, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В. Я. Пропп, К. Д
Ушинский.Многие ученые исследовали развитие связной речи у детей старшего дошкольного
возраста и факторы ее развития: Р.Е. Левина, А. Г. Ипполитова, О.В. Правдина, Е.П.
Короткова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Э.И. Радина Е.А. Флерин и другие.
Актуальность нашего исследования
определяется той огромной ролью, которую играет сказка в развитии связной речи
детей старшего дошкольного возраста вообще и детей с ОНР в особенности. Она
имеет важнейшее значение для подготовки детей к школе, где развитая связная
речь является необходимым условием успешного обучения. Цель
исследования: теоретически и экспериментально изучить
особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Объект
исследования: связная речь детей старшего дошкольного
возраста с ОНРIII уровня.
Предмет
исследования: развитие связной речи у старших
дошкольников с ОНР III уровня с помощью сказкотерапии.
Гипотеза
исследования: предполагаем, что развитие связной речи старших
дошкольников будет проходить наиболее эффективно при условии использования в
процессе работы с детьми метода сказкотерапии.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать
научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики и провести исследование
связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Проанализировать результаты
исследования, сделать выводы.
4.Провести работу по формированию
связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью сказкотерапии.
5. Сравнить результаты исследования
на контрольном этапе.
В своем исследовании использовали
следующие методы: теоретические:
анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме
исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ; эмпирические:
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный
этапы), беседы с детьми; методы обработки результатов: качественный и количественный
анализы результатов исследования.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что предложенная
серия занятий по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня
посредством сказки может применяться логопедами как базовый материал для работы
с дошкольниками имеющие ОНР III уровня по формированию связной речи.
Структура
работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Связная речь занимает важное место в
общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка,
его способность понимать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В
процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности,
способности к концептуальному мышлению. У детей с нормой речевого развития в
старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.
Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе и всестороннего
развития личности ребенка.
Речевое развитие ребенка в дошкольном
возрасте с ОНР является медленным и своеобразным процессом. Задержки в развитии
языка, трудности в освоении словарного запаса и грамматической структуры в
сочетании с особенностями обратного языкового восприятия ограничивают речевой
контакт ребенка со взрослыми и сверстниками и препятствуют развитию полноценной
коммуникативной деятельности. Речь дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными
лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими ошибками.
В сочетании с другими методами
коррекции связной речи сказкотерапия представляется мощным оружием,
направленным на постепенное устранение блоков в восприятии новой информации,
расширение кругозора дошкольников, улучшение использования ими эмоциональной
окраски речи, ее лексическое наполнение, снятия эмоционального напряжения. Все
это, безусловно, способствует улучшению качества диалогической речи
дошкольников с ОНР III уровня. Использование сказкотерапии
в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо,
так как такая форма деятельности является новой технологией в
психолого-педагогической коррекции детей.
Для изучения связной речи детей с ОНР
III уровня использовали задания И.Н. Лебедевой, В.П. Глухова и Л.Н.
Ефименковой. В результате констатирующего эксперимента были получены следующие
результаты: высокому уровню развития связной
речи соответствует 4% детей, среднему уровню развития связной речи
соответствует 46% обследованных и низкому уровню — 50% детей.
Результаты показали,
что связная речь дошкольников с ОНР III уровня развита недостаточно и нуждается в целенаправленной и
систематической корректирующей работе по формированию связной речи у детей
дошкольного возраста с OHP III уровня.
Проведение формирующего
эксперимента выявило положительную динамику в развитии связной речи детей
экспериментальной группы. Результаты экспериментальной группы на контрольном
этапе – 44% детей дошкольного возраста имеют высокий уровень развития связной
речи, 56% — средний уровень, на низком уровне учащихся не выявлено. Из этого
можно сделать следующий вывод: число детей с низким уровнем развития связной
речи снизилось в три раза, а число детей с высоким уровнем увеличилось.
Также было выявлено, что
сказкотерапия дает возможность на основе одного и того же сюжета сказки
построить несколько занятий с разнообразными заданиями и упражнениями, направленными
на развитие связной речи. Это способствует постепенному развитию связной речи
детей с ОНР, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ 1.1 Становление связной
речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи
изучались в разных аспектах Е. И.Тихеевой, Э. П.Коротковой, А. М.Бородич, А. П.
Усовой, О.И. Соловьевой и другими. По мнению А.В. Текучева,
под связной речью в широком смысле слова следует
понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой
(знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой
организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое
целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение
можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.
М.Р. Львов считает, что связная речь
организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой
единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию, обладает
относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или
менее значительные структурные компоненты[34].
Связность, по определению С. Л. Рубинштейна,
это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки
зрения ее понятности для слушателя и читателя. Следовательно, основной
характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника[43].
Связная речь неотделима от мира
мыслей: связность речи – это связность мыслей.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение
осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной,
четкой, логичной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве
содержания и формы.
Исследователи различают
разные этапы развития детской речи, по-разному называя их и указывая на разные
возрасты границ каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность
появления в речи различных частей речи, словосочетаний, разных видов
предложений и на этой основе выделяет несколько этапов[7].
В. К. Воробьева
рассматривает генетическое развитие связной речи, которая формируется на основе
ситуационной коммуникации и постепенно переходит от диалога к формам монологической
речи: повествования, а затем к описанию и рассуждению[4].
Диалог как форма речи
состоит из реплик, из цепочки речевых реакций, выполняется либо в виде
последовательных вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или
более участников. Диалог основан на общем восприятии собеседников, общности
ситуации, знании того, что поставлено на карту.
Монологическая речь
понимается как связная речь одного человека, коммуникативная цель которого —
передача любых фактов действительности. Монолог — это самая сложная форма речи,
служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства
монологической речи включают в себя: односторонний характер высказывания,
произвол, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное
использование невербальных средств передачи информации, произвол,
разворачивание, логическую последовательность изложения.
Сравнивая диалогическую и
монологическую речь, исследователи выделяют некоторые общие черты и различия,
которые подчеркивают особенности этих форм речи. Структура диалога (реплики) и
структура монолога (литературный язык) различны. Диалог имеет свои
специфические особенности, проявляющиеся в использовании лингвистических
средств, приемлемых в разговорной речи (простые предложения, необычные
словообразования, синтаксические формы, фонетические сокращения), но
неприемлемые при построении монолога, который строится в соответствии с
законами литературный язык. В диалоге принимают участие два человека, которые
понимают друг друга, а монолог чаще всего адресован нескольким лицам, и это
заставляет говорящего прибегать к литературному языку.
Монологическая устная
речь по интонационной схеме и порядку слов часто ближе к письменной речи, чем к
устной диалогической речи. Эта речь всегда более продуманна как с точки зрения
содержания, так и с точки зрения средств выражения этого содержания, поскольку
она не предназначена для общения, а для общения. Н. А. Васильева в своей работе
отмечает, что диалог о происхождении является первичным, речь рождается как
обмен сигналами, реакции на реальность, он рассматривает компоненты, которые коррелируют
в этих видах речи[6].
В монологе есть два компонента:
предмет речи и субъект речи, существующий в сознании субъекта. Окружающая
реальность является пассивной составляющей. Это очень важно для вербальной
регистрации монолога, потому что эскиз речи очерчен в уме, вывод и основные
аргументы известны, задача состоит в том, чтобы привести собеседника к такому
выводу.
В диалоге активны три, часто четыре
компонента; и собеседник, и объект, отраженный в их сознании, и обстоятельные
обстоятельства. Можно сказать, что монолог — стимулирует использование форм и
приемов книжной речи, а диалог — разговорный. Однако в официальной научной речи
диалог превращается в ряд небольших монологов. Разговорный монолог почти всегда
«диалогичен», не имея реального собеседника, оратор мысленно обсуждает с мнимой
или с самим собой. С точки зрения О.А. Лаптевой в повседневной разговорной речи
широко распространены монологические формы, которые не могут быть предотвращены
постоянной доступностью адресата речи. В.В. Виноградов говорит о монологе как о
продукте «индивидуального построения», где «момент сознательного выбора
выражений форм их связи, взвешивая семантические нюансы слов и их эмоциональную
окраску, выражать себя более резко[32].
Развитие обеих форм (диалог и
монолог) связной речи играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и
занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском
саду. Учение о последовательной речи можно рассматривать как цель и как
средство практического овладения языком. Освоение различных аспектов речи
является необходимым условием для развития когерентной речи, и в то же время
развитие когерентной речи способствует независимому использованию ребенком
отдельных слов и синтаксических конструкций.У детей без речевой патологии
развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано
с развитием активности и общения.
Процесс формирования речевой
активности (и, соответственно, ассимиляции системы родного языка) в онтогенезе
в понятии «речевой онтогенез» А. А. Леонтьева делится на ряд последовательных
периодов или «этапов»:
1-й — подготовительный (от рождения
до одного года);
2-й — преддошкольный (от одного года
до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-я школьный (от 7 до 17 лет)[31].
Итак,
первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В
подготовительный период развития речи, в первый год жизни, в процессе прямого
эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей
последовательной речи.У всех нормально развивающихся детей есть определенная
последовательность в овладении звуковой формой языка и в развитии предречевых
реакций и связана с криком, гулением, лепетом. Крик — это первая речевая
реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активируют активность артикуляторных,
вокаль