Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Спортивная Тренировка

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование спортивной мотивации у теннисистов на начальном этапе подготовки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ.. 7
1.1.   Понятие спортивной мотивации, виды и
типы мотивов. 7
1.2.   Особенности мотивации к занятиям
спортивной деятельностью.. 18
1.3.   Специфика тренировочного процесса в
теннисе. 23
1.4.
Теоретические основы изучения мотивации к занятиям спортом в младшем школьном
возрасте. 27
ГЛАВА 2.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 38
2.1.   Методы исследования. 38
2.2.   Организация исследования. 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 41
3.1. Результаты исходного тестирования. 41
3.2.
Программа формирования мотивации к занятиям теннисом у детей 7-9 лет  59
3.3.
Субъективные причины ухода детей из секции тенниса и рекомендации для их
решения. 63
ВЫВОДЫ.. 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Понятие мотивации является одним из основных
понятий, характеризующих движущие силы поведения и деятельности человека (В.
Леонтьев, 2002; Ф. Кумба, 2006; Е.П. Ильин, 2008). К сожалению, до сих пор в
психологии вообще и в психологиии спорта частности не выработан единый подход к
изучению этой проблемы, существует множество толкований основных понятий
мотивации деятельности и значительное количество концептуальных и
методологических подходов (А. Реан, 2001; В.Г. Сивицкий, 2006).

Последователи Фрейда и бихевиористы в своих
теоретических положениях выделяют только активационные свойства мотивации. По
их мнению, мотивация обусловлена, как правило, естественными потребностями,
инстинктами и драйвами (Р.Франкин, 2003). Впрочем, для объяснения потребностей
более высокого порядка эти принципы не подходят. Впервые особенности мотивации,
характеризуются исключительно человеческими признаками изучали Ф. Олпорт Ж.
Нюттен, Г. Мерфи, П. Фрес и другие, которые поделили мотивацию на первичную и
вторичную. Согласно концепции Ж. Нюттена, первый уровень мотивации является
врожденным, он определяется биологической структурой организма, второй —
приобретенный, изменчивый и поддается формированию. Важным положением этой
концепции является утверждение о регулирующую функцию мотивации и возможность
ее формирования. По Х.Хекхаузен, мотивация — это активный процесс, в основе
которого лежит потребность. Поэтому направление действия мотивации тесно связан
с удовлетворением или неудовлетворением потребности, а сама мотивация — это
сочетание внешних воздействий с внутренним состоянием человека, его
потребностями и другими психическими образованиями (Д. Гоулд, 2001). Как
отмечают специалисты (Б.Ф. Ломов, 1986; G.Roberts, 1993; Т.А. Кононова, 2005;
Е.П. Ильин, 2011), мотивация является сложной и мало изученной проблемой
психологии спорта.

Высокие результаты, успех в спорте напрямую
связаны с мотивационной сферой спортсмена (Н.Б. Стамбулова, 1988; Д.Гоулд,
2001; А.Н. Леонтьев, 2002; С.И.Филимонова, 2003; В.Г.Сивицкий , 2007; Р.А.
Пилоян, 2007; Е.П. Ильин, 2008; Л.И. Лоскутова, 2008; Е.Н. Гогунов 2009; А.В.
Родионов, 2010; В.И. Воронова 2013; И.В.Грузевич, 2015; В. Коробейникова,
2018). Недооценка роли мотивационных факторов, пренебрежение динамикой
изменений мотивов тренерами, самими спортсменами нередко приводит к тому, что
спортсмен не может проявить свои возможности в полной мере, не в состоянии
реализовать в полном объеме тренировочные нагрузки и соответствующие указания
по соревновательной деятельности (В.С. Штефурак, 2000; И.П. Волкова, 2002; В.
Сивицкий, 2004; В.И. Гаврилов, 2005; Н.Ф. Пузенкова, Р. Пилоян, 2008). Кроме
того, недовольство спортивными достижениями нередко становится значительным
препятствием в реализации личного потенциала и социализации спортсмена в других
сферах жизнедеятельности после окончания спортивной карьеры (В. Сивицкий, 2000;
В.Н. Здутов, 2006; Д.Ю. Жихарев, 2007; Л.К. Серова, 2007).

На сегодня крайне мало исследований, раскрывающих
особенности формирования мотивации на различных этапах многолетней подготовки
спортсмена, и вообще отсутствуют такие исследования относительно этапа
начальной подготовки. В связи с этим, была избрана тему дипломной работы
«Формирование спортивной
мотивации у теннисистов на начальном этапе подготовки».

Цель исследования — определить психологические особенности
теннисистов на раннем этапе подготовки и обосновать средства активизации у них
мотивации к занятиям теннисом.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретико-методические особенности формирования мотивации к
спортивной деятельности.

2. Установить причины снижения мотивации детей-теннисистов.

3. Выявить уровень мотивации к занятиям теннисом у
детей на начальном этапе подготовки.

4. Разработать методику формирования мотивации юных теннисистов к
тренировочно-соревновательной деятельности на этапе начальной подготовки.

Объект исследования — тренировочная деятельность
спортсменов, занимающихся теннисом.

Предмет исследования — мотивация к занятиям теннисом на
начальном этапе подготовки.

В
основе рабочей гипотезы лежит
предположение о том, что формирование мотивации к занятиям теннисом на
начальном этапе будет более эффективным, если:

 — изучить интерес к спортивной деятельности
юных теннисистов, их потребности в достижении цели;

 — в тренировочном процессе использовать
теоретическую подготовку спортсменов, игровой и соревновательный метод;


разработанные рекомендации помогут сохранить детей на начальном этапе
подготовки, и сформируют более четкий мотив заниматься теннисом.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблемам исследования (для
выявления, обобщения и систематизации теоретических подходов, эмпирического и
практического опыта по теме диссертационной работы); экспериментальные:
педагогический эксперимент, анкетирование, психодиагностическое тестирование, методы
математической статистики.

Научная новизна:

— впервые теоретически обоснована и экспериментально проверена
эффективность разработанной методики формирования внутренней мотивации к
тренировочно-соревновательной деятельности юных теннисистов на начальном этапе
подготовки, в частности средств и методических приемов воздействия на
мотивационную сферу спортсменов;

— получили дальнейшее развитие данные об этапах мотивационного процесса в
спортивной деятельности и способы ведения самоконтроля тренировочного процесса.

Теоретическое значение полученных данных заключается в том, что результаты исследования объясняют
содержательные особенности мотивации на различных этапах подготовки. Полученная
информация о личных и психологические качества подопечных позволит тренеру
влиять на мотивационный уровень.

Практическое значение работы состоит в разработке методики воздействия на мотивационную сферу
юных спортсменов-теннисистов на начальном этапе подготовки.

Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, выводов
к разделам, общих выводов, списка литературы (50 позиций). Общий объем
диссертации — 85 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе проведенных исследований осуществлено
теоретическое обобщение научно-практической задачи, касающейся особенностей
мотивации к спортивной деятельности на начальном этапе многолетней подготовки и
формирования внутренней мотивации юных теннисистов на начальном этапе
подготовки, обоснованных в виде авторской методики, которая внедрена в практику
деятельности детско-юношеских спортивных школ и учебный процесс факультетов
физического воспитания высших учебных заведений.

1. Теоретический анализ истории исследовать
современного состояния проблемы мотивации спортивной деятельности позволяет
рассматривать мотивационной сферы личности спортсмена как структуру, в состав
которой могут входить образования, локализованные на разных уровнях личностной
организации. В связи с этим, ее необходимо считать системой с принципиально
вариативным содержанием на различных этапах многолетней подготовки. Самый
оптимальный способ воздействия на мотивацию к занятиям спортом лежит в
плоскости изучения взаимодействия личностных и ситуационных факторов. В то же
время важно модификация поведения спортсмена тренером и учета всей совокупности
мотивов, побуждающих к занятиям спортом, в том числе внешних условий (например,
влияние тренера, семьи, друзей, обучение, материальное поощрение и т.д.).

2. В результате проведенных исследований выделены пять
рангов категорий положительных мотивов, которые являются важными для занятий
спортом, а именно: первый ранг — это мотив достижения успеха, второй ранг —
эмоциональное удовлетворение; третий — патриотический мотив; четвертый — мотив
самоутверждения, желание проявить себя в спорте; пятый — мотив физических
качеств.

На начальном этапе подготовки, начиная со второго года
тренировок, доминантным мотивом в спортивной деятельности спортсменов
циклических видов спорта является эмоциональное удовлетворение как у ребят, так
и у девушек. Половая дифференциация доминанты мотивов занятий спортом
начинается в конце начального этапа подготовки, но четкие ее проявления
характерны для этапа специализации. В этот период доминанты мотивом становится
мотив достижения успеха, важность которого существенно уменьшается у
спортсменов-ветеранов.

Выявлено, что с возрастом мотив достижения успеха
существенно увеличивает свое значение. По мотиву эмоционального удовлетворения,
то роль его постепенно снижается, как и мотива физического совершенствования.
Непосредственно патриотический мотив и мотив славы, престижа с возрастом
приобретает все большую значимость, а мотив самоутверждения уже на этапе
специализации уступает другим мотивам.

3. Основная цель разработанной экспериментальной
методики формирования мотивации к занятиям теннисом- предотвратить любым
действиям, которые могли бы привести к возникновению негативных мотивов и
перерастания их в мотивационные кризиса. Авторская методика предусматривала
использование комплекса средств формирования мотивации, а именно: средства,
которые применяли в домашних условиях; средства, использовали во время
учебно-тренировочных занятий; средства, предусматривающие формирование мотивов
к занятиям спортом в школе.

По методическим приемам, которые применяли во время
тренировочных занятий, то главными из них были такие: оценка упражнений по
уровню сложности с последующей предложением самим выбирать личные
обязательства; индивидуальные и командные соревнования группы; игровой метод,
самоконтроль; релаксация и внушения. Эти методические приемы сочетали с
конкретными средствами, которые формируют определенные способности,
трансформируются в усиление мотивации к занятиям спортом (упражнения,
направленные на развитие специальных физических способностей, упражнения для
овладения техникой, подвижные игры и эстафеты, аутогенная тренировка первой
степени, ведение дневника спортсмена).

 

Фрагмент текста работы:

 

Каждый человек родившись на свет оставляет после себя
определенный след. Еще в 1935 психотерапевтом К. Гольдштейном в книге
«Организм. Холистический подход» было предложено понятие «самоактуализация».
Ученый считал, что каждый человек стремится к актуализации тех возможностей,
которые заложены в ней от природы. Процесс выявления этих возможностей он
назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве главного мотива и цели
человеческой жизни.

Психолог А. Маслоу утверждает, что в каждом человеке
заложена в виде особого инстинкта потребность в самореализации. Подавление этой
потребности ведет к возникновению неврозов, душевных расстройств.
Соответственно, преобразования обделенной личности в полноценную должно
рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации,
заложенных в природе человека. Впервые слово «мотивация» применил А. Шопенгаура
в статье «Четыре принципа достаточной причины». Позже этот термин прочно вошел
в психологической терминологии для объяснения причин поведения человека.

В настоящее время мотивация как психическое явление
трактуется по-разному (Гоулд Д.; Ильин Е.П.). В одном случае — как совокупность
факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (K.
Madsen; Ж. Годфруа,), во втором — как совокупность мотивов (К. Платонов), в
третьем — как побуждение, вызывая активность человека и определяет ее
направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической
регуляции конкретной деятельности (Магомед-Эминов), как путь действия мотива и
как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления
конкретных форм деятельности (И. Джидарьян), как совокупность системы
процессов, отвечая за возбуждение и деятельность (Вилюкас).

Живя в обществе человек не может не зависеть в своих
решениях и поступках от влияния окружения. Эта зависимость может быть
нескольких видов. Референтная зависимость проявляется тогда, когда человек, не
задумываясь, некритически заимствует установку, нормы поведения, образ жизни,
надеясь благодаря этому стать похожим на «избранных людей», быть причисленным к
определенного круга, определенной референтной для него группы. Здесь
срабатывает механизм подражания.

Повышение социального статуса является важным мотивом
поведения многих людей. Неудивительно, что большинство методов рекламы основаны
на том, что рекламируемый товар, оказывается любимым предметом пользования
людей с высоким социальным статусом. При желании присоединиться к этой
категории, потребитель пытается приобрести внешние признаки высокого статуса —
автомобиль определенной марки, соответствующий костюм, путевку на признанный
курорт и тому подобное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы