Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование социокультурной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на среднем этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Социокультурная компетенция как доминирующая цель обучения иностранному языку на современном этапе. 8
1.1 Современные подходы к определению
целей обучения иностранному языку 8
1.2 Спецификация обучения
иностранному языку на среднем этапе. 16
Выводы по 1 главе. 24
Глава 2. Характеристика внеурочной деятельности по иностранному языку на бреднем этапе. 26
2.1 Формы и функции внеурочной
деятельности по иностранному языку на среднем этапе. 26
2.2 Организация внеурочной
деятельности по иностранному языку на среднем этапе 39
Выводы по 2 главе. 50
Заключение. 53
Список
литературы. 56
Приложение. 61
Введение:
Концепция модернизации образования, которая
заложена в Федеральном государственносм образовательном стандерте (ФГОС),
определяет цели и задачи общего среднего образования и подчеркивает
необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися
определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и
творческих способностей.
Согласно основным положениям ФГОС школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также
личной ответственности ученика за результаты обучения, то есть ключевые
компетентности, определяющие современное содержание и качество обучения.
Таким образом, внедрение компетентностного подхода
в образование — это попытка привести в соответствие потребности общества с
одной стороны и потребности интеграции личности с другой.
Введение компетентностного подхода, по мнению
А.В.Хуторського, в нормативную и практическую составляющую учебного процесса
позволит решить проблему, когда ученики владеют теоретическими знаниями, но
испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования их
знаний для решения конкретной задачи или проблемной ситуации.
Компетентностный подход к изучению иностранных языков
следует рассматривать как способ организации учебно-познавательной деятельности
учащихся, обеспечивает усвоение ими содержания обучения и тем самым достижения
целей обучения при решении определенных проблемных задач.
Главной целью обучения иностранным языкам в школе
является формирование коммуникативной компетенции.
Поскольку иностранный язык имеет непосредственное
отношение к современной жизни, то задача учителя иностранного языка состоит в
том, чтобы дать учащимся представления о культуре стран изучаемого языка. А это возможно при
достаточно высоком уровне развития социокультурной компетенции, т. е.
готовности и способности к ведению диалога культур.
В настоящее время при обучении иностранным языкам делается
значительный акцент на социокультурной компетенции обучающихся (Г.В. Елизарова,
В.В. Сафонова, М.А. Богатырева и др.), т.е. на приобщение к культуре стран
изучаемого языка и на формирование умений представлять культуру своей страны в
рамках межкультурного общения.
Изучением понятие
«социокультурная компетенция» занимались ученые в различных аспектах. Так, И.
А. Зимняя, А. В. Хуторской, С. Ю. Николаева, Н. Г. Муравьева, А. А. Лазарева
рассматривают ее в контексте компетентностного подхода к обучению иностранному
языку. Г. П. Мильруд, И. Г. Максимова рассматривают проблему культуры как
содержания обучения иностранному языку, объекта тестирования и характеристики
учебной деятельности, Е.И. Пассов отмечает изучении языков в сочетании с
изучением культур. С. Г. Тер-Минасова считает, что главный ответ на вопрос о
решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средства коммуникации
между представителями разных народов и культур заключается в том, что
иностранные языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой
народов, говорящих на этом языке.
Актуальность
исследования заключается в том, что существует необходимость в создании определенных
педагогических условий для формирования и развития иноязычной социокультурной компетенции
обучающихся в школе; разработке методических рекомендации для повышения данного
аспекта в методике преподавания. В настоящее время система образования уделяет
большое внимание проблеме формирования социокультурной компетенции на уроках
иностранного языка, однако ее формирование во внеурочной деятельности на
среднем этапе обучения, до сих пор остается за рамками научных исследований.
На
основании вышесказанного, можно выявить противоречия между:
—
требованиями ФГОС к формированию компетенций в рамках изучения иностранного
языка и недостаточным формированием социокультурной компетенци при изучении
иностранного языка;
—
между накопленной богатой теорией и практикой формирования социокультурной
компетенции на уроках иностранного языка и отсуствием методики по ее
формированию во внеурочной деятельности на среднем этапе обучения.
На
основании выделенных противоречий, можно обозначить проблему исследования:
каковы особенности формирования социокультурной компетенции во внеурочной
деятельности по иностранному языку на среднем этапе.
Объектом исследования является процесс формирования социокультурной
компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на среднем этапе.
Предметом исследования является методика формирования социокультурной
компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на среднем этапе.
В
соответствии со спецификой избранного объекта исследования основная цель исследования заключается в теоретическом
обосновании и разработке методики формирования социокультурной компетенции во
внеурочной деятельности по иностранному языку на среднем этапе.
В
соответствии с поставленной целью гипотеза
исследования формулируется следующим образом:
Формирование
социокультурной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на
среднем этапе будет более эффективным при выполнении следующих условии:
—
если во внеурочной деятельности будут активно использоваться интерактивные
формы и средства обучения,
—
если во внеурочной деятельности по иностранному языку будет использоваться
актуальная и интересная для учащихся социокультурная информация.
В
связи с выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1.
изучить современные подходы к определению целей обучения иностранному языку,
2. выявить специфику обучения иностранному языку на среднем этапе,
3. определить потенциал внеурочной деятельности по иностранному
языку на среднем этапе,
4. определеть эффективность внеурочной деятельности в формировании
социокультурной компетенции учеников на среднем этапе обучения.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы:
— анализ
психологической, психолингвистической, методической и педагогической литературы
по теме исследования;
— наблюдение
за ходом процесса обучения по английскому языку;
— реализация
педагогических условий в формировании социокультурной компетенции во внеурочной
деятельности по иностранному языку на среднем этапе;
— анализ
полученных экспериментальных данных и подведение итогов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
в работе представлены формы, методы и средства по формированию социокультурной
компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на среднем этапе,
которые могут быть использованы в практической деятельности учителей.
Структура работы. Исследование состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В
научной литератере на сегодняшний день основной целью преподавания иностранных языков в
средней общеобразовательной школе является обучение языку как реальному
средству общения, с учетом знаний о стране изучаемого
языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения
носителей язика, то есть
полностью оражает социокультурный компонент.
Общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество
содержания образования. Компетентность-реализованное умение, не просто
способность, а действие.
Основополагающая
цель обучения иностранному языку-развитие коммуникативной компетентности, то
есть готовности и способности которых обучают осуществлять иноязычное общение.
Тенденции в обучении иностранному языку как средству общения соответствуют
современным потребностям общества и проявляются в коммуникативной
направленности целей, содержания, принципов и методов обучения.
Согласно
образовательному стандарту среднего полного образования по иностранному языку,
изучение ИЯ направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетентности в
совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной и учебно-познавательной.
Для
того чтобы общение состоялось, необходимо овладеть фонетическими, лексическими,
грамматическими и структурно-композиционными средствами и уметь употреблять в
основных видах речевой деятельности. Это означает формирование лингвистической
компетенции (речевых навыков и умений) как составной части коммуникативной
компетенции. Общение с носителями языка обусловлено также социальными,
психологическими и культурными факторами. Его успешность во многом зависит от
знания страноведческих реалий, особенностей национальных стилей поведения,
принципов мышления, морально — нравственных ценностей и культурных норм,
межкультурных различий невербального общения, норм этикета. Все это определяет
суть социокультурной компетенции — еще одной составляющей коммуникативной
компетенции.
Наряду
с формированием социокультурной компетентности необходимо работать над
следующими развивающими и воспитательными задачами:
— развитие
эмоционально-оценочного отношения к миру;
-формирование
способности к самонаблюдению, самооценке;
— развитие
таких личностных качеств, как целеустремленность, умение работать в
сотрудничестве, толерантность, ответственность, самостоятельность, творческая
активность;
-обеспечение
личностного самоопределения учащихся, их социальной адаптации;
-обеспечение
развития интеллектуальных и познавательных способностей, готовности к
самообразованию с помощью языка;
-совершенствование
опыта продуктивной творческой деятельности с использованием ИЯ.
В ходе написания работы было
исследовано, что внеклассная работа является частью учебно-воспитательного
процесса. Это одна из форм организации свободного времени учащихся. Было
обнаружено, что при изучении ИЯ внеклассные
занятия имеют одинаковые цели и функции как и в курсе учебной программы, но
внеклассная работа предоставляет такой опыт, который не Путешествия, клубы,
проведение мероприятий с использованием игр, конкурсов, викторин, и т. п.,
публикации, инсценировки литературных произведений, организация театральных
постановок очень популярно среди учеников на среднем этапе обучения, т.к. они
уже имеют навыки разговорного языка, и могут понимать аудиовизуальный материал,
который использует при проведении мероприятий.
Привлечение учащихся к таким видам
деятельности могут улучшить социокультурную компетенцию.
Также внеклассная работа может
компенсировать недостатки классной работы, которые трудно устранить из-за
того,что она насыщена обязательными занятиями. Поэтому важной частью являются
организационные принципы. Были выделены следующие принципы внеклассной работы:
принцип добровольности, массовости, принцип учета индивидуальных особенностей и
интересов учеников и связь в классе и вне класса.
Развивающий и воспитывающий потенциал
процесса обучения иностранным языкам во внеурочной деятельности в рамках
формирования социокультурной компетенции, можно охарактеризовать с помощью
определения следующих целей обучения:
-формирование у учащихся уважения и
интереса к культуре страны изучаемого языка;
-воспитание культуры общения и
потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
vjy-развитие языковых, интеллектуальных и познавательных
способностей,ценностных ориентации, чувств и эмоций ученика, то есть раскрытие
гуманистического и гуманитарного потенциала его личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социокультурная компетенция как доминирующая цель обучения иностранному языку на современном этапе 1.1 Современные подходы к определению целей обучения
иностранному языку Цели
обучения иностранным языкам определяются:
1)
социальным заказом общества, государственными интересами образования, развития
и воспитания учащегося как личности в целом и требованиями к иноязычному
образованию в частности;
2)
уровнем развития методики и других смежных наук (педагогики, психологии,
лингводидактики, страноведения и лингвострановедения, др.);
3)
условиями обучения, изменение которых приводит к изменению целей [7].
Анализ
современных подходов к целеполаганию показывает, что единой точки зрения на эту
проблему среди методистов нет. Так, в течение многих лет приоритетной была идея
комплексной реализации практических, образовательных, воспитательных и
развивающих целей при ведущей роли практических целей (JI.B. Щерба [49], И.В.
Рахманов [37], А.А. Миролюбов [29], И.Л. Бим [6] и др.), однако само понятие «практическое
владение иностранными языками» уточнялось в зависи¬мости от уровня развития
методики и смежных с нею наук.
В
определении целей обучения в российской методической модели существует два
подхода.
Одними
ее представителями в качестве цели обучения выдвигается иноязычная культура,
т.е. все то, что способствует познанию, развитию, воспитанию и учению учащихся
средствами иностранного языка (ИЯ) (Е.И. Пассов [33]).
Другие же
представители определяют цели обучения как формирование у учащихся основных
черт вторичной языковой личности, способной к общению на межкультурном уровне,
и рассматривают их в трех аспектах: