Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование словесно-логического мышления младших школьников в проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
1.1. Сущность
понятия словесно-логическое мышление младших школьников. 7
1.2. Особенности
формирования словесно-логического мышления младших школьников в проектной
деятельности. 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ
ГЛАВЕ. 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 30
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по
формированию словесно-логического мышления младших школьников в проектной
деятельности. 30
2.2. Выявление эффективности опытно-экспериментальной
работы по формированию словесно-логического мышления в проектной деятельности. 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 57
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………
Введение:
Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает наличие
интеллектуально развитой личности, которая будет обладать способностями
эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы.
Вместе с введением ФГОС, предъявляются и новые требования к ученикам начального
общего образования. Федеральный
государственный образовательный стандарт опирается в первую очередь на «формирование
каждой личностной характеристики ученика: любознательности, активности и заинтересованности
в окружающем мире, учащегося владеющего основой умения обучаться, способного к
организации своей деятельности, усвоения учениками логических действий по
сравнению, анализу, синтезу, обобщению, классификации в соответствии с
родовидовыми признаками, определения аналогий и причинно-следственной связи».
Вместе с тем, период
обучения в начальной школе обладает
особым значением для формирования каждой из мыслительных операций и приемов:
сравнение, определение существенного и несущественного признака, обобщение, выявление
понятий, выведение следствий. Не до конца сформированная мыслительная
деятельность может привести к тому, что осваиваемые учащимся знания могут стать
фрагментарными, а в некоторых ситуациях и даже ошибочными. Данный факт
значительно усложняет образовательный процесс, уменьшает эффективность данного
процесса. Поэтому, можно отметить, что перед каждым образовательным
учреждением поставлена важная задача по формированию у подрастающих поколений умений точно, логично и ясно уметь изложить
собственные мысли. К числу одних из самых эффективных средств по формированию
словесно-логического мышления учащихся можно отнести проектную деятельность.
Проектная деятельность
представляет собой эффективную педагогическую технологию, целью которой
выступает актуализация имеющихся знаний у обучающихся, а также приобретение
новых знаний для активного освоения окружающего мира. В проектной деятельности
происходит формирование самостоятельности учащихся, развитие их логического
мышления, активности в достижении поставленных целей, стремлении непрерывно
пополнять свои знания при помощи расширения общего и специального кругозора.
Изучением общих
закономерностей и операций словесно-логического мышления занимались многие
отечественные и зарубежные исследователи: А.Н. Леонтьев, Л.А. Пономарева, С.Л.
Рубинштейн, В. Келер, Ж. Пиаже и другие. Оно предполагает развитие умения
оперировать словами, понимать логику рассуждения. Для словесно-логического
мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые
иногда не имеют прямого образного выражения.
Проектная деятельность
как средство формирования логических универсальных учебных действий учащихся
представлена в трудах И.Ю. Банщиковой, Е.В. Калиткиной, М.И. Ларских, Н.А.
Семёновой, Л.А. Сундеевой, А.С. Сорокиной.
Особенности организации
проектной деятельности в
процессе учебной деятельности в начальной школе изучается в трудах таких
исследователей как П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, Е.М. Муривьев, М.Б.
Павлова, В.Д. Симоненко и многих других.
Между тем сама проблема включения проектной деятельности в учебный
процесс является прогрессивной, поскольку в ней содержится огромный развивающий
потенциал, что особенно важно в условиях современной начальной школы,
нацеленной на развивающее обучение младших школьников. Методических разработок
по ведению проектной деятельности в начальной школе большое количество, поэтому
актуальность темы не вызывает сомнений.
Однако, несмотря на
широкую разработку указанных авторов, в современном состоянии вопроса сложилось
неразрешенное противоречие между
большим количеством рекомендаций по организации проектной деятельности, выбора
наиболее эффективных направлений для достижения высоких результатов обучения и
недостаточной практической разработанностью использования проектной
деятельности в младшем школьном возрасте при формировании словесно-логического
мышления.
Данное противоречие определило проблему исследования: какова роль
проектной деятельности для формирования словесно-логического мышления у младших
школьников.
Объектом исследования выступает учебный процесс, ориентированный на формирование
словесно-логического мышления младших школьников.
Предметом исследования является педагогические условия организации проектной
деятельности с детьми младшего школьного возраста для формирования
словесно-логического мышления.
Цель исследования заключается в исследовании особенностей организации
проектной деятельности детей младшего школьного возраста для формирования
словесно-логического мышления.
Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «словесно-логическое мышление
младших школьников».
3. Охарактеризовать особенности применения проектной
деятельности для формирования словесно-логического мышления в младшем школьном
возрасте.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по
формированию словесно-логического мышления младших школьников в проектной
деятельности.
5. Выявить эффективность опытно-экспериментальной работы по
формированию словесно-логического мышления в проектной деятельности.
Гипотеза исследования. Формирование словесно-логического мышления младших
школьников в процессе проектной деятельности будет эффективным средством, если:
— выявлены условия формирования словесно-логического
мышления: учет возрастных особенностей учащихся при подборе заданий; поэтапное
знакомство младших школьников с каждой логической операцией;
— проводится диагностика уровня сформированности
словесно-логического мышления по следующим методикам: Тест «Словесные
пропорции» для детей 7-10 лет. По Марцинковской Т.Д.; Методика «Четвертый лишний» (Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.); Методика «Умозаключения по
аналогии» (авторы — Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрова);
— в учебном процессе реализуются проекты, направленные на
формирование словесно-логического мышления младших школьников.
Методы исследования, используемые в работе:
‾ теоретический
анализ литературы;
‾ психолого-педагогический
эксперимент;
‾ тест «Словесные пропорции» для детей
7-10 лет. По Марцинковской Т.Д.;
‾ методика «Четвертый лишний» (Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н.);
‾ методика «Умозаключения по аналогии» (авторы — Л. И.
Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрова).
Экспериментальная база исследования – муниципальное казённое образовательное
учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» п. Кировский, 16 учеников
третьего класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что практические
разработки и результаты исследования по использованию проектной деятельности в
начальной школе могут быть применены педагогами начального образования для формирования
словесно-логического мышления. Структура работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и
приложений.
Заключение:
В результате выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Словесно-логическое мышление является определенным типом
мышления, который помогает ребенку проводить анализ, сравнение явлений,
предметов, ситуаций, оценивать предметы, ситуации, явления, по своему мнению, и
с иных позиций. Каждая операция, входящая в состав словесно-логического
мышления тесным образом, теснейшим образом связана с каждой другой операцией.
Адекватное развитие этих операций может быть проведено лишь в совокупности.
Лишь обусловленное их формирование может способствовать формированию словесно-логического
мышления в общем. Специфика развития словесно-логического мышления у детей в
начальной школе заключается в каждой операции мышления, которую они выполняют.
В данный период развития дети могут исполнять следующие мыслительные операции:
сравнения, обобщения, классификации, поиска причинно-следственной взаимосвязи,
делать выводы и умозаключение. Организованная и систематическая
интеллектуальная работа учащихся способствует развитию интеллекта ум, развития
познавательной деятельности ребенка..
2. Анализируя процесс
осуществления проектной деятельности можно отметить следующее. Данная
деятельность отличается наличием определенной этапности и
личностно-ориентированным характером. В ходе реализации проекта учащиеся
начальной школы развивают свои способности, навыки и умения. Проектная
деятельность выступает в качестве оптимального и результативного инструмента в
поддержании и развитии познавательной активности учащихся. При этом знания
учащихся расширяются по разным научным областям. У детей формируются навыки
командной работы, повышает уровень самостоятельной деятельности, повышается
уровень развития практико-ориентированных знаний, формируются творческие
способности и когнитивные процессы. В проектной деятельности можно успешно
формировать словесно-логическое мышление.
3. Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в определении
достоверности гипотезы исследования. Опытно-экспериментальная работа по
формированию словесно-логического мышления младших школьников в проектной
деятельности проводилась в соответствии с тремя этапами: констатирующим,
формирующим, контрольным.
Экспериментальная база исследования – Муниципальное казённое
образовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» п.
Кировский, 16 учеников третьего класса.
На формирующем этапе для формирования словесно-логического мышления
учащихся начальной школы были разработаны и проведены учебные проекты.
4. По результатам констатирующего этапа можно отметить, что в
результате проведенной диагностики был выявлен недостаточный уровень развития словесно-логического мышления
младших школьников. Недостаточно высокие показатели развития словесно-логического мышления младших школьников вызвали
необходимость в разработке экспериментальной методики обучения, направленной на
повышения уровня развития этого мышления в проектной деятельности.
Исходя из сравнительных
результатов опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что количество
учащихся с высоким уровнем развития словесно-логического мышления повысилось.
Полученные результаты
свидетельствуют о положительных изменениях в уровне развития
словесно-логического мышления учащихся начальной школы. Следовательно, можно
говорить об эффективности проведенной
работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников при помощи
проектной деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия словесно-логическое мышление младших
школьников
Изучением словесно-логического мышления занимались многие педагоги
и психологи. Авторы и педагоги раскрывали данный тип мышления с точки зрения
разных методологических положений. Определенный вклад в исследование
словесно-логического мышления был внесен такими авторами, учеными и педагогами
как: П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.Н.
Леонтьевым, А.А. Люблинской, О.К. Тихомировым, К.В. Макаровой, О.А. Таллиной и
многими другими.
С точки зрения К.В. Макаровой и О.А. Таллиной человеческое
познание включает в себя формы восприятия, воображения, памяти и в том числе и
мышление [19]. По мнению авторов, все познавательные процессы, включая
мышление, являются определенным отражением действительности. Кроме того, авторы
указывают на то, что мышление является высшим познавательным процессом, который
направлен на выявление общих и существенных характеристик, признаков предметов
и явлений и существующих среди них закономерных взаимосвязей.
Как указывает О.К. Тихомиров, при помощи мышления каждый человек
может познать то общее, что есть в окружающем нас мире. При этом также с
помощью мышления человек может понять значимые взаимные связи между чем-либо,
что нельзя узнать напрямую через чувства [33].
О.К. Тихомиров отмечается определение мышления с позиции
психологии: «мышление является специальным процессом психики также тесно
связанным с речевой деятельностью, который ориентирован на поиск и открытие абсолютно
чего-то нового, ориентирован на процедуру опосредованного и обобщенного отображения
реальности в ходе анализирования и синтезирования» [33].
В психолого-педагогических исследованиях принято различать такие
типы мышления:
1) наглядно-действенный тип.
2) наглядно-образный тип.
3) словесно-логический тип мышления [33].
Наглядно-действенный тип мышления является первым видом
мышления, который появляется у человека, начиная с самого раннего детства. При
помощи данного типа мышления дети могут решать определенные познавательные задачи
за счет фактических преобразований ситуаций, а также за счет реализации
двигательного действия.
Начиная с периода дошкольного развития ребенка, начинается
формироваться следующий тип мышления – наглядно-образный, который позволяет
ребенку управлять чувственным образом и представлением, определяя таким образом
скрытую от наблюдения характеристику и взаимоотношения объектов в познании.
Начиная с периода старшего дошкольного развития ребенка,
начинает формироваться следующий тип мышления – словесно-логический тип мышления.
Данный вид мышления характеризуется тем, что оно совершается в виде абстрактного
понятия и рассуждения [16].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна словесно-логическое мышление можно
изучать с позиции операциональности [28]. По мнению автора, мышление
осуществляется при помощи определенных операций мышления, за счет которых
определяются существенные признаки механизма логики. К числу таких операций можно
отнести: анализа, синтеза, отождествления и различения.
По мнению С.Л. Рубинштейна, каждая логическая операция может быть
реализована в соответствии с несколькими уровнями (с самими предметами, с их параметрами
и также с их отношениями). Автор указывал на то, что данный разноуровневый путь
даст возможность исследовать механизм логического мышления [29].