Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
ФОРМИРОВАНИЯ словаря существительных у дЕТЕЙ с ОНР В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 6
1.1 Формирование словаря существительных у детей в онтогенезе. 6
1.2 Современные представления об общем недоразвитии речи. 16
1.3 Развитие словаря существительных у детей при общем недоразвитии речи 22
Выводы по
первой главе. 27
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 29
2.1 Организация и результаты диагностики состояния словаря
существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 29
2.2 Программа формирования словаря существительных у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня и использованием дидактических игр 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 46
Выводы по
второй главе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 54
Приложение 1. 59
Приложение 2. 60
Приложение 3. 61
Приложение 4. 62
Приложение 5. 72
Приложение 6 73
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема нарушений речи и их коррекции у
детей является одной из актуальных проблем логопедии, так как последние
десятилетия характеризуются ростом числа детей с ОНР. У детей с ОНР оказывается
несформированной речевая система речи на практическом уровне, что ограничивает
возможности их перехода к развитию речи на более высоком уровне и к усвоению более
сложных языковых закономерностей. На это указывают ученые, такие как Ю.Г. Демьянов,
В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко, и др.
Нарушения речи у детей общим недоразвитием речи зачастую носят системный
характер и затрагивают разнообразные стороны речевой системы. В частности, у
дошкольников с ОНР отмечается ряд проблем в формировании словаря
существительных.
Психическое
развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с
большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические
процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у
детей с нормальным развитием. В течение последних десятилетий проблемами детей
с ОНР занимались многие ученые, что нашло отражение в работах Г.А. Волковой,
В.П. Глухова, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, и др.
Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой
сферы таких детей экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и
Т.А. Бочкаревой, Е.О. Смирновой и Л.Н. Галиузовой, О.А. Козыревой.
Отставание
и нарушение формирования словаря существительных у старших дошкольников с общими
нарушениями речи к началу школьного обучения усложняет освоение программой по
русскому языку, способствуют возникновению нарушений формирования языковых
процессов анализа и синтеза, а также нарушениям письменной речи.
Практика
коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня речевого развития в области словаря
существительных требует углубления обоснованных и наиболее эффективных средств
и методов. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование словаря
существительных у детей с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр».
Цель исследования: теоретически
изучить особенности формирования словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи и разработать программу коррекционно-логопедической работы. Объект исследования: формирование словаря у детей с общим недоразвитием
речи. Предмет исследования: логопедическая работа по формированию словаря
существительных у детей с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. Гипотезой исследования
выступает предположение о том, что использование специальной логопедической
работы со старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи, включающей дидактические игры, будет
способствовать уточнению и обогащению у них словаря существительных. Для достижения поставленной цели и проверки
выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить формирование
словаря существительных у дошкольников в онтогенезе и современные
представления об общем недоразвитии речи.
2. Изучить теоретический материал по формированию словаря у
детей с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать специальную литературу по вопросам
формирования словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи.
4. Провести
обследование словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста в
норме и с ОНР.
5. Определить
пути коррекционно-логопедической
работы по формированию словаря существительных
у дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологической
основой исследования
послужили концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики
и психолингвистики о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе
(А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова и др.), о
закономерностях аномального развития детей (Т.А. Власов, М.С. Певзнер, У.В.
Ульенкова и др.), об особенностях
речевого развития детей с ОНР (Н.С. Жукова,
Р.Е. Левина, Е.
Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.).
Для достижения цели исследования и решения
поставленных задач использовались
следующие методы: анализ и обобщение теоретической литературы по
проблеме исследования; наблюдение; методика
исследования словаря по Р.И. Лалаевой, коррекционная работа с дошкольниками с ОНР.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности применения комплекса дидактических
игр для формирования словаря существительных у детей, имеющих нарушения речи, а
также в возможности использования полученных данных в процессе логопедической
работы в ДОО.
Базой исследования являлось ……………………. г…………………
В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III вида и 10
детей того же возраста с нормой речевого развития.
Структура исследования включает: введение, две главы,
заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
Таким образом, проведённое
нами исследование способствует уточнению и обогащению словаря
существительных у детей с общим недоразвитием речи, позволяет обеспечить формирование лексической стороны речи на более
высоком уровне.
В
последнее время отмечается рост числа детей с общим недоразвитием речи среди
воспитанников дошкольных учреждений, поэтому встает необходимость разработки
эффективных путей преодоления речевого недоразвития у рассматриваемой категории
детей старшего дошкольного возраста с целью их качественной и своевременной
подготовки к обучению в школе.
Одним
из важнейших критериев овладения ребенком речью и родным языком является
состояние лексики. Прежде всего, это касается словаря существительных. Следует
говорить о понимании лексического значения слов, непосредственно связанного с
отражением в сознании ребенка предметов и явлений окружающего мира.
При
обозначении слово выполняет главную функцию – номинативную, то есть функцию
называния, благодаря которой предмет выделяется как особый из ряда других
предметов. Для детей дошкольного возраста ведущее место здесь занимают
существительные. Доля существительных в словаре старших дошкольников с общим
недоразвитием речи является преобладающей.
К
характеристикам лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня относятся: ограниченный
словарный запас, значительное преобладание объема пассивного словаря над
активным, неточное употребление значений существительных, многочисленные
вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации
словаря существительных.
Оценка
уровня и качества словаря существительных у детей с ОНР III уровня осуществляется на основе
анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на
определение объема словаря и его системной организации. По сравнению с
нормально развивающимися сверстниками, у старших дошкольников с ОНР III уровня выявлен преобладающий низкий
уровень словаря существительных. Данную специфику недоразвития лексики
необходимо учитывать при планировании коррекционно-логопедической работы.
Логопедические
занятия должны опираться на ведущую деятельность старших дошкольников – игру, в
частности хорошие результаты показывает использование комплекса дидактических
игр, что подтверждается положительной динамикой в формировании словаря
существительных у детей с ОНР III уровня.
Для дидактических
игр на обогащение словаря отбирается словарный материал, вызывающий наибольшие затруднения
при понимании и употреблении. Логика игры связана с ознакомлением ребенка с
новым словом, пониманием им значения этого слова, многократного повторения
названия предмета и, наконец, его самостоятельного использования в речи.
Словарь
существительных у дошкольников с ОНР III уровня можно обогащать с помощью различных видов игровых
заданий: называние предметов, изображенных на картинках или предъявленных в
натуральном виде; подбор соответствующих предметов к названному действию;
называние частей целого предмета; образование в игре имен существительных при
помощи уменьшительных суффиксов. Важное место в процессе формирования словаря
существительных у данной категории детей занимают дидактические игры на
классификацию и обобщение существительных, способствующие расширению активного
словаря.
Проведенное теоретическое и эмпирическое
исследование позволило реализовать поставленные задачи, гипотеза в целом
подтвердилась, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ФОРМИРОВАНИЯ словаря
существительных у дЕТЕЙ с ОНР В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1.1 Формирование словаря существительных у детей в онтогенезе в настоящее
время Важнейшим периодом, на протяжении которого
происходит интенсивное расширение круга общения и взаимодействия со взрослыми и
сверстниками, требующего всё более совершенного владения речью, является
дошкольное детство. Успешное общение
дошкольника со взрослыми и другими детьми в социальной сфере связано с освоением
моделей социального поведения, а в речевой сфере – с овладением достаточным
словарем, с обогащением словарного запаса.
К
середине ХХ в. в научных исследованиях сложилось общее
представление о клинической картине, характерной для детей с нарушениями речи,
которые в психическом отношении не являются умственно отсталыми, хотя и имеют
патологическую задержку в развитии познавательных процессов (мышления,
памяти, внимания). С точки зрения коммуникативной теории,
расстройство речи представляет собой нарушение вербальной коммуникации.
«Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от
языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством
нормального функционирования психофизиологических механизмов в речевой
деятельности» [8, с.63].
Проблема ОНР детей раннего и дошкольного возраста достаточно подробно
освещена в научных исследованиях Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой,
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской и др.
К ОНР относят различные, сложные речевые расстройства при нормальном
слухе и интеллекте детей, при которых у них нарушено формирование всех
компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне [36,
с.23].
Исходя из общетеоретических представлений о том, что мозг работает как
единое недифференцированное целое, А. Куссмауль и П. Мари объясняли природу
речемыслительных нарушений либо расстройством распределения внимания, идущим от
общемозговых изменений, либо общеорганической интеллектуальной дефектностью.
Например, А. Куссмауль считал, что основной причиной речемыслительной
недостаточности у плохо говорящих детей и взрослых является нарушение
«распределения внимательности между мыслями, синтаксисом и словами» [21, с.33].
В дальнейшем в научных исследованиях было подтверждено, что органические
поражения, ведущие к речевым расстройствам у детей, вызывают нарушение
внутренней речи и абстрактного мышления, понимаемого как функционирование
целостной «абстрактной установки». Так, А. Пик и Ф. Лотман в анализе соотношения
речи и мышления обращали особое внимание на промежуточные внутренние формы
поиска нужного слова, которые могут протекать в чисто словесном или чисто
предметном плане. При этом, как считает А. Пик, мыслительные процессы,
возникая ассоциативно, задерживаются из-за отсутствия нужного слова, приводя,
таким образом, к искажению внешней речи, которая в свою очередь влияет на
неправильное течение мыслей [цит. по 16, с. 44].
Таким образом, авторы придерживались точки зрения прямой обусловленности
расстройств мышления речевыми нарушениями. В то же время эта точка зрения
основана на представлении о независимости этих «функций» в норме.
Наряду с подробным описанием нарушений речи и мышления, а также их
взаимоотношений, авторами ставится проблема изучения специфических
структурно-психологических особенностей расстройства у (лиц с различными формами
речевой недостаточности [45]. Отечественные ученые уже в прошлом веке отличали
детей с тяжелыми нарушениями речи от умственно отсталых по существенному
признаку – их потенциальной интеллектуальной сохранности и перспективности
дальнейшего речевого и общего психического развития [44].
Современные исследователи объясняют причины ОНР следующим образом.
Н.С. Жукова считала причиной ОНР различные неблагоприятные
воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а
также в первые годы жизни ребенка. Причины ОНР очень разнообразны. Сюда относят
и недоразвитие мозга, и какой-либо его секции, и общую диспластичность
телосложения в сочетании с различными пороками развития внутренних органов, что
вызывает помимо общего недоразвития речи синдром расторможенности, аффективной
возбудимости в сочетании с недостаточной умственной работоспособностью [14, c.
11].
В
исследованиях Р.Е. Левиной причинами системного нарушения речи
рассматриваются неблагоприятное окружение, недостатки воспитания, и
наследственность ребенка. Результатом многоаспектных исследований различных
форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной, стало
теоретическое обоснование и формулировка определения общего недоразвития речи
[41, с. 61]. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как
нарушение развития, протекающее по законам иерархического строения высших
психических функций.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в основе, различных
соотношений первичных и вторичных нарушений привело к введению инклюзивного
обучения, ориентированного на подбор наиболее эффективных приемов коррекции и
предупреждения возможных осложнений в дальнейшем школьном обучении.
У данной категории детей, несмотря на различную природу дефектов, имеются
типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.
Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова
появляются у детей в 3-4 года, а иногда и в 5 лет. Их речь недостаточно
фонетически оформлена и аграмматична. Наиболее выраженным показателем является
отставание экспрессивной речи при относительно благополучном понимании
обращенной речи, следствием чего является малопонятная речь таких детей. В
целом, у детей с недоразвитием речи наблюдается недостаточная речевая
активность, которая без специального обучения резко падает с возрастом. Также
важным показателей является достаточно критичное отношение детей к своему
дефекту [11; 48]