Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование системы гидрологических знаний в школьном курсе географии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 5
1.1 Система гидрологических знаний в школьном курсе географии 5
1.2 Анализ содержания и специфика изучения системы гидрологических знаний в современных школьных программах и учебниках по географии 11
1.3 Формы, методы и средства формирования системы гидрологических знаний в школьном курсе географии 19
Выводы по первому разделу 28
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 30
2.1 Формирование гидрологических знаний в курсе «Физическая география» в 6 классе 30
2.2 Формирование гидрологических знаний в курсе «География материков и океанов» в 7 классе 38
2.3 Формирование гидрологических знаний в курсе «География России» в 8 классе 52
Выводы по второму разделу 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Введение:
В ХХI веке образование постоянно претерпевает изменения, направленные на создание условий для успешного развития личности ребёнка. Как известно, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской Федерации изменился подход к преподаванию учебных предметов, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, развивающий умения и навыки у школьников, необходимые им в практической жизни.
Одним из предметов в школе, готовящих учащихся к будущей жизни, является учебный предмет «География». Именно здесь формируются географические представления и понятия, в том числе необходимые на практике. Важными знаниями в географии являются знания о природных водах нашей планеты, страны и малой Родины. Простейшие гидрологические представления и понятия формируются ещё в начальной школе в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир». В основной школе в курсе «Географии» формируются понятия о гидрологических явлениях и процессах, происходящие в природе и влияющие на жизнь людей. В старших классах формируются базовые знания о гидрологических объектах России и своей местности. Таким образом, система гидрологических знаний в школьном курсе географии представляет одну из важнейших ступеней в обучении и воспитании ребёнка и является актуальной темой для исследования.
Проблема исследования – обозначить основные условия, от которых зависит эффективность формирования системы гидрологических знаний в школьном курсе географии.
Объект исследования: система гидрологических знаний в школьном курсе географии.
Предмет исследования: особенности формирования системы гидрологических знаний в школьном курсе географии.
Цель исследования: проанализировать методику формирование системы гидрологических знаний в школьном курсе географии.
Задачи исследования:
— Раскрыть теоретические аспекты формирования системы гидрологических знаний в школьном курсе географии.
— Выделить методические аспекты формирования гидрологических знаний у учащихся в школьном курсе географии.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (разработка методических рекомендаций для формирования гидрологических знаний в разных курсах географии).
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении методических аспектов формирования гидрологических знаний в школьном курсе географии.
Эмпирческая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями в целях формирования системы гидрологических знаний у школьников на уроках географии.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Заключение:
В ходе анализа педагогической литературы по исследуемой проблеме, были выделены особенности системы гидрологических знаний, среди которых можно отметить их многообразие и структурность. Система гидрологических знаний представляет собой совокупность теоретических и эмпирических знаний, раскрывающих гидрологические основы.
Анализируя современные учебно-методические комплекты по географии и общеобразовательные программы, отметим, что они имеют свои индивидуальные особенности. Подробное изучение внутренних вод наблюдается в учебнике географии автора А.И. Алексеевой. Водные ресурсы и охрана вод рассматривается более детально углублено у таких авторов, как И.И. Баринова, В.П. Дронов. В учебник М.Н. Рыжакова внимание учащихся акцентируется на формировании знаний о значении воды в природе и жизни человека, также данного автора более подробно изучаются подземные воды.
В процессе изучения форм, методов и средств формирования системы гидрологических знаний в школьном курсе географии были выявлены самые эффективные, позволяющие повысить не только мотивацию учащихся к изучению предмета, но и сформировать прочные знания по теме. Сюда относятся работа с картинами, географические рассказы, географические наблюдения и экскурсии, работа с опорными конспектами и схемами. Огромную роль при изучении новых понятий и анализа закономерностей играют географические карты, развивающие пространственное мышление. Активизировать познавательную деятельность обучающихся позволяют наглядные, информационные и практические средства обучения.
Базовые гидрологические знания формируются при изучении начального курса географии в 6 классе, где учащиеся знакомятся в основными понятиями, географическими закономерностями, раскрывая взаимосвязь гидросферы с различными оболочками Земли.
Более детальное изучение региональных аспектов природных вод и водных ресурсов происходит при изучении курса «Народы. Страны. Материки. Океаны», где школьники знакомятся с особенностями Мирового океанов, существующих океанов планеты, а также с внутренними водами всех континентов. Школьники узнают интересные факты о новых водных объектах и их особенностях, продолжают развивать навыки работы с картой материков и океанов, совершенствуют умения анализировать и сравнивать, давать характеристику объекта по плану описания и многое другое.
Изучение внутренних вод и водных ресурсов России происходит в курсе «География России», где у учащихся формируется представление о гидрологических особенностях нашей страны. Ученики обладая достаточными гидрологическими знаниями, свободно формируют необходимые при изучении курса понятия, при этом подкрепляя обоснованными выводами в ходе анализа карт атласа. Умение работы с текстом учебника, опорными схемами и картами позволяет учащимся развивать навыки читательской и естественно-научной грамотности. Также развиваются умения работы с картой, опорными схемами, диаграммами. Сформированные метапредметные, предметные и личностные результаты в конечном итоге отражают работу учителя в данном направлении.
Таким образом, формирование гидрологических знаний в школьном курсе географии является неотъемлемой частью изучения предмета, интегрирующий в себе несколько областей знаний, и являющийся универсальным предметом из всех изучаемых дисциплин. В процессе проведённого исследования были решены поставленные задачи, цель работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
1.1 Система гидрологических знаний в школьном курсе географии
География представляет универсальный учебный предмет в школе, потому что способствует формированию у школьников естественно-научное мировоззрение на всё происходящее вокруг.
Универсальность географии в школьном образовании можно отметить и исходя из её содержательного аспекта, поскольку этот учебный предмет включает два вектора развития: естественно-научное (физическая география) и общественно-научное (социальная и экономическая география). Одной из основных отраслевых физико-географических наук является гидрология, место которой показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Система географических наук [11]
Природные воды на Земле, изучает комплекс наук, объединяемых общим понятием «гидрология».
Термин «гидрология» впервые появился в 1694 г. в книге, содержащей «начала учения о водах», изданной Мельхиором во Франкфурте-на-Майне. В действительно самостоятельную науку гидрология оформилась лишь в 1920-1930-х гг.[31]. Однако гидрология занимается исследованием не особенностей воды как таковой (физического вещества или химического соединения), а изучением распространения природных вод на Земле, их режима и происходящих в них процессов.
Формирования географических знаний у учащихся является одним из задач основного общего образования, где особая роль принадлежит гидрологическим знаниям. Развитие знаний о природных водах всегда было в приоритете, что связано со многими факторами. Во-первых, люди с давних пор стремились узнать неизведанное в природе; во-вторых, потребности людей в воде всегда были на первом месте [11].
Одни из первых простейших наблюдений в области гидрологии начали проводить в глубокой древности. И, несмотря на это, нужно отметить сравнительную молодость гидрология в качестве самостоятельной дисциплины. Объяснение этому скрывается в том, что лишь 80-100 лет назад началось наиболее активное применение водных ресурсов, что и способствовало развитию необходимости в гидрологических знаниях с целью решения определённых и значимых в жизни человека проблем [7].
Изучение водных объектов было важным с древних времён. Современное время отличается всё более усиливающей ролью воды в развитии общества, соответственно это привело к возрастанию значения гидрологических знаний в географии.
Система гидрологических знаний, показанная на рисунке 2, достаточно объёмна. Рассмотрим гидрологические знания более подробно и организации научного знания. Элементами гидрологического эмпирического знания являются факты, полученные с помощью наблюдений и эксперимента, которые относятся к гидрологическим объектам. Теоретический уровень знания отражает сущность объектов и явлений, методологию и методику их познания с использованием идей, законов, понятий, гипотез и теорий.
Рисунок 2 – Система гидрологических знаний (составлено автором по [39])
Рассматривая выше приведённую систему знаний, отметим, что каждому понятию в содержании школьной географии соответствует определённое представление, которое может быть либо обобщённым, либо единичным. Так, в процессе изучения начального курса географии у школьников должны быть сформированы как единичные гидрологические представления (например, о ледниках Антарктики или Васюганская равнина как крупнейшей болотистой местности в Западной Сибири), так и обобщённые представления (например, гидросфере как оболочке Земли, о течениях и волнах, о морях и заливах) и т.п. Представления можно формировать с помощью наглядных пособий, карт атласа, видеофильмов и других средств обучения. Образы каждого компонента гидросферы и наиболее важных явлений и процессов, имеющих место в географической оболочке, могут быть сформированы на уроках географии [39].
На уроках географии учитель может использовать факты – это различного рода эмпирические сведения, которые привлекаются в обучении географии для большей доказательности основных теоретических положений, гипотез или научных истин. Факты могут быть научные. Например, доказано, что Байкал является самым глубоким озером в мире глубиной 1642 м. Или ещё один факт — около 20% всей пресной воды на планете сосредоточено в озере Байкал. Или самая мутная река в мире — Хуанхэ. Это объясняется множеством разрушенных горных пород, которые попадают в неё и переносятся в Жёлтое море [28].
Рассматривая гидрологическую науку, можно отметить, что здесь выделяют огромное количество различных понятий. К примеру, сама наука о природных водах – гидрология делится на два больших раздела — это гидрология суши, изучающая практически все водные объекты континентов, и гидрология моря, называемая океанологией. Одна из важных частей гидрологии – наука о средствах и методах определения величин, которые характеризуют перемещение воды и режим водных объектов — это гидрометрия. Даже рассмотрев деление самой гидрологической науки можно отметить различие между общими и единичными понятиями.
Общие понятия — это целый класс однородных предметов, явлений или процессов, носящих одно и то же наименование. Единичные понятия – это понятия о конкретных объектах или регионах, имеющих собственное географическое название (имя). Как правило, среди общих понятий в школьном курсе можно отметить понятия, формируемые в 5-6 классе, например, гидросфера, океаны, реки, озёра и т.п. Единичные понятия включают гидрографические топонимы, к примеру, река Волга, Тихий океан, Аравийское море, течение Гольфстрим и т.п.
Все понятия в содержании школьной географии взаимосвязаны, как отражение законов диалектической логики. В системе понятий имеются главные и подчинённые. Так, понятие «Мировой океан» является главным по отношению к понятиям «море», «залив», «Индийский океан». Понятия «озеро» и «река» являются подчинёнными по отношению к понятию «воды суши», и главным по отношению к понятиям «озёрная котловина», «устье» и «притоки» — правые и левые, и т.д.
Как известно, в мировом круговороте воды в природе задействована практически вся вода на нашей планете, которая в основном представлена водными объектами — совокупностью природных вод, находящихся на поверхности Земли, а также в верхнем слое земной коры.
Природные водные объекты классифицируются по строению, гидрологическим характеристикам и экологическим условиям на 3 группы: водоёмы, водотоки и особые водные объекты.
Водотоки характеризуются поступательным перемещением воды по земной поверхности или в её верхнем слое в определённом направлении (уклон), сюда относят реки, ручьи, искусственные реки (каналы). Водоёмы представлены водными объектами в природных углублениях. Именно в таких углублениях замедлено движение воды. К таким водоёмам относят: океаны, моря, озера, водохранилища, искусственные озёра (пруды), болота. К особым водным объектам относят всё, что не составляют водотоки и водоёмы – это ледники и подземные воды (к примеру, артезианские бассейны).
Классификация водных объектов по их расположению на Земле включает также 3 группы: 1) поверхностные воды суши, включающие реки, ручьи, озёра, водохранилища, ледники, болот); 2) океаны, моря; 3) грунтовые воды [11].
Исходя из наполняемости водных объектов выделяют: постоянные и временные или пересыхающие.
Большинство водных объектов имеют водосборы, т.е. часть земной поверхности, горных пород, почвы, обеспечивающая водой конкретный водный объект. Все океаны, моря, реки и озёра имеют водосборные бассейны, между которыми располагается граница, называемая водоразделом. Выделяют орографический и подземный водоразделы.