Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Начальное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование российской гражданской идентичности у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Теоретические
основы формирования российской гражданской идентичности у обучающихся начальной
школы во внеурочной деятельности

1.1.
Сущностная характеристика понятия «гражданская идентичность»

1.2.
Особенности организации внеурочной деятельности младших

школьников

1.3.
Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности младших
школьников в процессе внеурочной деятельности

Выводы
по главе 1

Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию

российской гражданской
идентичности у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

2.1.
Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию российской
гражданской идентичности младших школьников в процессе внеурочной деятельности

2.2.
Организация опытно-экспериментальной работы

2.3.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы
по главе 2

Заключение

Список использованной
литературы

Приложения

  

Введение:

 

Одним из главных факторов, определяющих
развитие любого государства и обеспечивающих духовное единство проживающих
этносов, является духовно-нравственное и патриотическое воспитание будущего
поколения, сущность которых определяются государственными образовательными документами
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования
третьего поколения,  Стратегией развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Современные преобразования в нашем
обществе невольно заставляют задуматься о будущем России, о её молодом
поколении. Отсутствие духовности и низкие показатели нравственности,
гражданственности, агрессивность детей ежедневно можно увидеть в средствах массовой
информации. В стенах школы можно заметить, как падает интерес у младших
школьников к чтению отечественной художественной литературы, к изучению
культуры разных народов. Всё больше времени дети проводят за экранами
компьютеров, играя в виртуальные игры, они практически не читают художественную
литературу, не смотрят познавательные передачи. Можно с уверенностью сказать,
что именно подобная бездеятельность детей способствует снижению
духовно-нравственной культуры, а порою деградации тех нравственных качеств,
которые родители заложили в детстве. Каждый из нас знает, как значимы в наше
время ценности духовно-нравственного воспитания в формировании личности
человека, его гражданского самосознания. Как важно то, каким образом ребёнок
относится ко всему вокруг себя, к своей Родине, как ведёт себя в обществе, как
чувствует всё происходящее вокруг. Психологи доказали, что дети принимают
только те знания, которые затрагивают чувства ребёнка, вызывают у него интерес,
или преподнесены в доступной и интересной его возрасту форме.

Актуальность формирования
гражданской идентичности школьников с начальных классов связана с тем, что возникновение
любви к своему Отечеству, воспитание патриотизма происходит постепенно, в результате
усвоения и накопления определённых знаний об окружающем ребёнка мире, об
исторических особенностях государства, традициях и быте проживающих на
территории России народов, о природе родного края. Условия для
духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития ребёнка возможно
создать через реализацию внеурочной деятельности с многообразием видов, форм.

В
настоящее время опыт работы педагогов-практиков в данном направлении очень
актуален в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций.

Проблема исследования – обозначить основные
условия, от которых зависит эффективность формирования российской гражданской
идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Рассматриваемая проблема определила выбор темы
нашего исследования: «Формирование российской
гражданской идентичности у обучающихся начальной школы во внеурочной
деятельности».

Цель
— анализ формирования основ гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста
во внеурочной деятельности.

Объектом
исследования: гражданская идентичность у детей младшего школьного возраста.

Предмет
исследования: формирование российской гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста во
внеурочной деятельности.

Гипотеза
исследования: эффективность формирования российской гражданской идентичности у
младших школьников во внеурочной деятельности будет зависеть от:


создания соответствующей среды в образовательном учреждении;


организации систематической и целенаправленной воспитательной работы
духовно-нравственного и патриотического направления в начальной школе;


разнообразия форм и методов проведения занятий внеурочной деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой
были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить понятие
гражданской идентичности в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть особенности
организации внеурочной деятельности младших школьников.

3. Выделить
педагогические условия формирования российской гражданской идентичности младших
школьников в процессе внеурочной деятельности.

4. Выявить начальный уровень сформированности
гражданской идентичности у младших школьников.

5.
Предложить комплекс мероприятий, способствующий формированию российской
гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста посредством
внеурочной деятельности.

6. Провести анализ эффективности
работы по формированию российской гражданской идентичности у младших
школьников  во внеурочной деятельности.

Теоретико-методологическая основа. Вопросам становления гражданской идентичности детей и молодёжи
посвящены научные труды многих педагогов-практиков, в частности, Т.В.
Водолажской, Г.Ф. Гаврилычевой, Э.Г. Захаровой, Е.Н. Землянской, В.А. Тишкова,
М.В. Шакуровой, основанные на различных позициях авторов к понятию гражданской
идентичности и её структуре, особенностям педагогической деятельности в
качестве участников процесса формирования гражданской идентичности школьников.

Практическая значимость исследования в том, что
материалы исследования могут быть использованы учителями, родителями и
студентами в целях формирования гражданской идентичности у младших школьников.

Площадка для проведения исследования
– муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крыловская основная
общеобразовательная школа Тацинского района Ростовской области. В исследовании
принимали участие ученики 3 класса. Возраст участников опытно-экспериментальной
работы: 9-10 лет. Количество участвующих в эксперименте: 8 человек (5 мальчиков
и 3 девочки).

Методы исследования: теоретические (анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по
проблеме исследования); экспериментальные (педагогическое наблюдение, беседа,
анкетирование, педагогический эксперимент); количественный и качественный
анализ полученных в ходе исследования данных.

Структура выпускной квалификационной работы
представлена: введением, двумя главами, разделёнными на параграфы, заключением,
списком использованных источников и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы
формирования российской гражданской идентичности у обучающихся начальной школы
во внеурочной деятельности

1.1Сущностная
характеристика понятия «гражданская идентичность» Проблема
гражданской идентичности, учитывая её этническую и конфессиональную
составляющие, сравнительно недавно появились в отечественной науке. Впервые
мысль об общероссийской гражданской нации появилась в официальных источниках в
90-е годы прошлого столетия, когда  этнолог
В.А. Тишков в одном из своих изданий говорил о том, «гражданское самосознание у
человека должно быть одно, в то время как 
этническая самоидентификация может быть различной, в том числе —
двойной, тройной или вообще никакой» [Тишков, 1997].  Изначально выдвинутая им мысль, была
воспринята в общественных кругах очень остро и даже в своём роде отрицательно.
Однако в последствии стала одной из самых распространённых идеологий в науке и
создании российских граждан. На сегодняшний день можно утверждать, что данная
идея заложила фундамент современной политики Российской Федерации в национальной
сфере, а также отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.

Рассмотрим
определение понятия «гражданская идентичность».

В
социологическом энциклопедическом словаре понятие гражданской идентичности
представлено двумя определениями, раскрывающие два аспекта данного термина. С
позиции личности – гражданская идентичность представляет осознание
принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для
индивида значимый смысл. С позиции общности – феномен надындивидуального
сознания, признак гражданской общности, характеризующее её как коллективного
субъекта [Социология: энциклопедия].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы