Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование регулятивных универсальных учебных действий у второклассников в процессе выполнения домашнего задания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ВТОРОКЛАССНИКОВ.. 6
1.1. Сущностно-содержательная
характеристика понятия «регулятивные универсальные учебные действия». 6
1.2. Психолого-педагогические
особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий. 12
1.3. Педагогический опыт
использования домашнего задания как средство формирования регулятивных
универсальных учебных действий. 19
Выводы по главе 1. 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ВТОРОКЛАССНИКОВ.. 28
2.1. Диагностика уровня
сформированности у второклассников регулятивных универсальных учебных действий. 28
2.2. Система домашних заданий для
формирования регулятивных универсальных учебных действий у второклассников. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной
работы по формированию у второклассников регулятивных универсальных учебных
действий в процессе выполнения домашнего задания. 50
Выводы по главе 2. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 59
ЛИТЕРАТУРА.. 61
Введение:
Актуальность темы
исследования. В Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) отражены новые
социальные запросы, которыми определяются цели образования – общекультурное,
личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую
компетенцию образования, как «научить учиться».
«ФГОС НОО устанавливает
требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную
программу начального общего образования: «метапредметным, включающим освоение
универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями»» [39, с.41].
Регулятивным
универсальным учебным действиям в данном контексте отведено значительное место.
В связи с этим современная система образования ставит своей задачей не только
освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Сформированность регулятивных
универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных
трудностей.
О.А. Карабанова отмечает,
что «Приоритетной целью школьного образования является развитие у младших
школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути
их реализации, контролировать и оценивать свои достижения» [23 с. 11-12].
Теоретические основы
проблемы формирования регулятивных умений и навыков отражены в трудах
выдающихся психологов, педагогов, ведущих методистов. Регулятивные
универсальные учебные действия как условие развития личности ребенка, а также
как один из основных структурных компонентов учебной деятельности школьников
рассмотрены в работах В. Давыдова, А. Усовой, Д. Эльконина,
А. Люблинской, А. Марковой, В. Репкина и др. Дидактический аспект
данной проблемы изучали Ю. Бабанский, С. Баранов, В. Онищук, А. Усова.
В современной дидактике разработаны различные подходы к классификации
регулятивных умений, созданы программы их формирования, в которых умения
группируются по разным логическим основам (Ю. Бабанский, И. Лернер,
Н. Лошкарева, В. Паламарчук, А. Савченко).
По мнению А.Г. Асмолова:
«Формирование и развитие регулятивных универсальных действий должно
осуществляться на основе учета возрастных особенностей младших школьников» [3,
с.151].
Однако вопрос использования домашнего задания как средства
формирования регулятивных универсальных действий остается недостаточно
разработанным. Это и обусловливает актуальность темы данного исследования,
поскольку современное общество испытывает потребность в личностях со
сформированными универсальными учебными действиями, в частности, регулятивным.
Это, в свою очередь, представляется невозможным без теоретического обоснования
и методических разработок в данном направлении.
Объектом исследования
является процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у
второклассников.
Предметом исследования
является формирование регулятивных универсальных учебных действий у
второклассников средствами использования домашнего задания.
Цель исследования
состоит в теоретическом обосновании, разработке и практической проверки
использования домашнего задания как средства формирования регулятивных
универсальных учебных действий у второклассников.
Гипотеза исследования:
формирование регулятивных универсальных учебных
действий у второклассников в процессе выполнения домашнего задания будет
осуществляться более эффективно, если:
—
систематично применяются домашние задания, направленные на формирование
регулятивных универсальных учебных действий;
—
систематически проводится подготовительная работа по выполнению домашнего
задания.
Задачи
исследования:
1) Дать
сущностно-содержательную характеристику понятия «регулятивные универсальные
учебные действия».
2) Описать
психолого-педагогические особенности формирования у второклассников
регулятивных универсальных действий.
3) Проанализировать
педагогический опыт использования домашнего задания как средства формирования
регулятивных универсальных учебных действий.
4) Провести
опытно-практическое исследование возможностей домашнего задания в формировании
регулятивных универсальных действия второклассников.
5) Разработать и
апробировать систему домашних заданий для формирования регулятивных
универсальных учебных действий у второклассников.
Методы исследования: теоретические
методы (анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение),
эмпирические методы (эксперимент; анализ работы обучающихся; количественная и
качественная обработка данных; проектирование).
База практики: Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №399 (ГБОУ гимназия 399).
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель – теоретически обосновано, разработано и
экспериментально проверено использование домашнего задания как средства
формирования регулятивных универсальных учебных действий у второклассников.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Дана
сущностно-содержательная характеристика понятия «регулятивные универсальные
учебные действия». В результате решения данной задачи было установлено, что во
ФГОС к основным видам универсальных учебных действий относятся следующие виды:
личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Регулятивные УУД –
действия регуляции деятельности, а также действия саморегуляции. Данный блок
содержит УУД, которые способствуют организации учебной деятельности, в
частности целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
корректировка, оценка, волевая саморегуляция.
2. Описаны
психолого-педагогические особенности второклассников, особенности формирования
у них регулятивных универсальных действий, в результате чего выяснили, что у второклассников
регулятивные УУД заключаются в: осознании того, что было сделано; возможности
задуматься над повышением качества работы; отношении учебной деятельности – в
анализе собственного процесса учения. На этапе начального обучения
второклассник должен овладеть такими умениями учебной деятельности, как:
самоконтроль (самоанализ и самокоррекция); самооценка.
3. Рассмотрено выполнение
домашнего задания как средство формирования регулятивных универсальных учебных
действий у второклассников, что позволило определить возможности использования
домашнего задания для успешного формирования у обучающихся регулятивных УУД.
Выполнение домашнего задания позволяет второклассникам усваивать и закреплять
учебный материал, способствует формированию регулятивных универсальных учебных
действий в силу своей специфике и требований, которые выдвигаются учеными к
процессу выполнения домашнего задания.
4. Проведено
опытно-экспериментальное исследование возможностей домашнего задания в
формировании регулятивных универсальных действия второклассников, которое
показало положительную динамику уровней сформированности регулятивных УУД у
второклассников.
5. Разработана и
апробирована система уроков для формирования регулятивных универсальных
действий у второклассников в процессе выполнения домашнего задания. Для
домашнего задания использовались различные тексты и поисковая работа
обучающихся на основе данных текстов. При разработке и апробации системы уроков
были учтены возрастные особенности и потенциал второклассников. Работа носила
системный характер.
Таким
образом, гипотеза исследования была подтверждена: домашнее задание является
эффективным средством формирования регулятивных универсальных учебных действий
у второклассников при следующих условиях:
–
учёт возрастных особенностей и потенциала второклассников;
–
систематичность работы по формированию регулятивных универсальных учебных
действий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ВТОРОКЛАССНИКОВ
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«регулятивные универсальные учебные действия» Федеральный
государственный образовательной стандарт ставит перед современной школой
основную задачу – это обеспечить обучающихся умением учиться, а не только
овладением теоретических и практических знаний по школьным дисциплинам.
В ФГОС прописаны результаты
образования, ими являются универсальные учебные действия (далее УУД). Они
включают способы действия обучающихся, обеспечивающих самостоятельному усвоению
новых знаний, формирования умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные
действия в широком смысле определяются в качестве способности обучающихся
учиться, способности к самостоятельному приобретению новых знаний. Данный
термин учеными трактуется по-разному:
– способность личности
саморазвиваться и самосовершенствоваться через активное и сознательное
присвоение учащимися нового социального опыта;
– способы действий
обучающихся, в совокупности обеспечивающие их способность самостоятельно
приобретать новые знания и умения, к которым также относится организация этого
процесса [23].
Н. А. Овчинникова, Т. Н.
Балабанова, Ю.А. Саева, высказывали мнение, что «Универсальные учебные действия
– это совокупность действий обучающихся, гарантирующих их социальную
компетентность, культурную идентичность, толерантность, способность
самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе организацию
процесса усвоения знаний. Универсальный характер учебных действий находит свое
отражение в том, что действия эти:
– обладают надпредметным,
метапредметным характером;
– способствуют целостному общекультурному, личностному и познавательному
развитию и саморазвитию личности обучающегося;
– обеспечивают преемственность всех ступеней процесс образования в
общеобразовательной школе;
– составляют основу организации и регуляции любой деятельности
обучающихся независимо от специфика её предметного содержания» [28, с. 76].
Исследователь Ю.К.
Бабанский выделил «общеучебные (касаются всех предметов: работа с книгой,
чтение, письмо и т.д.) и специальные (характерные для конкретного предмета)
умения. Овладение совокупностью основных учебных умений и навыков педагог определил,
как умение учиться» [4, с.10].
Многообразие и характер
видов учебных действий определяет
качество обучения. Образовательно-воспитательный процесс в школе будет
высокоэффективным, когда обучающиеся будут иметь возможность и готовность
реализовывать универсальные учебные действия [28].
В начале 80-х годов
советские ученые и практики активно присоединились к разработке проектов новых
учебных программ. В ходе работы были уточнены названия и распределение учебных
навыков и умений. Условно их разделили на две большие группы:
– специальные
(предметные), необходимые для изучения конкретной учебной дисциплины;
– общеучебные
(межпредметные) – необходимые для изучения любой учебной дисциплины, а также
для осуществления рациональной учебно-познавательной деятельности вообще [6].
Навыки и умения по своей
природе неоднородны. В настоящее время принято различать две основные группы
учебных навыков и умений — общие и специальные. Общеучебные навыки и умения
характеризуются широкой сферой применения, формируются и развиваются в системе
нескольких дисциплин, основанных как на предметных (специальных), так и на
прикладных знаниях.
Специальные связаны со
спецификой отдельных предметов, специфические для конкретных учебных предметов
или их циклов.
Общеучебные умения и
навыки довольно разнообразны, поэтому ученые по-разному их классифицируют. Так,
Ю.К. Бабанский выделяет: учебно-организационные; учебно-информационные;
учебно-интеллектуальные умения и навыки [4].
«И. Лернер вычленил: «организационные;
практические; умственные; психолого-характерологические умения» [13, с.31].
Также известна
классификация учебных умений и навыков по характеру деятельности: познавательные;
практические; организационные; умение проводить самоконтроль; оценочные [25].
К основным видам универсальных учебных действий являются следующие блоки
умений: «личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные» [7, с.41].
Но в 2019 году к ним были добавлены – информативные и работа в группе.
Личностные УУД учат детей ценностно – смысловой ориентации (способность
соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение выделять нравственный (моральный) аспект поведения) и ориентацию в
отношениях, межличностных и выполняемых социальных ролей.
К личностным УУД относятся: познавательная самостоятельность,
интеллектуальные и творческие навыки, сформированные у обучающихся;
убежденность в возможности познания, в необходимости использования достижений
науки и технологии для дальнейшего развития; готовность обучающихся выбирать
жизненный путь в соответствии со своими интересами и способностями; мотивация к
учебной деятельности у обучающихся, основанная на личностно — ориентированном
подходе; ценностные отношения обучающихся как друг к другу, так и к обучению [13].