Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование речевой культуры младших школьников в условиях СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические основы формирования
речевой культуры младших школьников 6
1.1 Проблема формирования речевой культуры младших
школьников в научной психолого-педагогической и методической литературе. 6
1.2 К вопросу о нормах русского литературного язык. 10
1.3 Специфика формирования культуры речевого общения
младших школьников в условиях СМИ.. 14
1.4 Анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования. 18
2. Формирование речевой культуры у детей младшего
школьного возраста в условиях СМИ.. 29
2.1 Описание методик и результатов диагностики речевой
культуры у детей младшего школьного возраста. 29
2.2 Формирование речевой культуры у детей младшего
школьного возраста в условиях СМИ.. 39
Заключение. 53
Список
использованной литературы 56
Введение:
Сложившаяся в России на
сегодняшний день социокультурная ситуация свидетельствует о недостаточно
высоком уровне речевой культуры современных школьников, в частности, это
касается учащихся младшего школьного возраста. В речи детей отмечается
тенденция к уходу от норм русского литературного языка. Кроме этого, довольно
часто речь младших школьников характеризуется бессвязностью, логической
непоследовательностью, невыразительностью.
Отметим, что культура
речевого общения является весомой частью культуры поведения человека, которая в
большой степени находит свое выражение в речи.
Состояние современной
культуры речи СМИ такова, что характеризуется многочисленными нарушениями норм
современного русского языка, наличием языковых ошибок и смешиванием
лексико-стилистических средств. Кроме того, причины появления этих ошибок
остаются невыясненными, поэтому негативные языковые образования не устраняются,
а продолжают иногда появляться как в устной, так и в письменной речи
представителей масс-медиа.
Похожая тенденция
наблюдается и в процессе языкового образования школьников. Отрицательное
языковое влияние внешних источников информации влечет немотивированное
появление лингвостилистических ошибок различного характера во всех видах
речевой деятельности младших школьников. Проблема появления ошибок в
ученических высказываниях и способы их устранения пока остается
малоисследованной, потому действенных средств ее решения в методической науке
разработано не много.
Актуальность темы
исследования обусловлена состоянием современной
культуры речи российский средств массовой информации, а также общим уровнем
культуры речи учащихся начальной ступени общеобразовательных школ, одним из
факторов формирования которой является речь СМИ как субъектов
общественно-информационной деятельности.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данной работы: теоретически обоснованы и
экспериментально проверены возможности СМИ в формировании
речевой культуры младших школьников.
Достижению этой цели способствовало решение
ряда задач исследования:
1. Рассмотрена проблему формирования речевой
культуры младших школьников в научной психолого-педагогической и методической
литературе. В результате проведенного анализа литературы мы пришли к выводу,
что «культура
речевого общения» является способностью субъекта общения четко, безошибочно и
выразительно передать свои мысли, используя средства языка.
2. Описаны нормы русского литературного
язык. В результате решения данной задачи мы пришли к выводу, что установление
литературных норм – это необходимое условие развития системы знаний, овладения
основами наук. Русский литературный язык на современном этапе – это
нормированный язык, используемый в различных сферах: художественная литература,
наука, телевидение, система образования, госакты и пр. Нормированность
литературного языка предполагает строгий отбор состава словаря. Значение,
употребление, произношение и правописание слов, образование грамматических форм
подчиняются общепризнанному образцу.
3. Раскрыта специфика формирования
культуры речевого общения младших школьников в условиях СМИ. Проведенный анализ
литературы позволяет нам сказать, что формирование культуры
речевого младших школьников является одновременно и процессом, и результатом
овладения учащимися нормами русского литературного языка, культуры речи и
речевого этикета, основу которых составляет уважение, доброжелательность и
вежливость, использование словарного запаса и форм речевого этикета в
соответствии с ситуацией общения.
4. Проведен анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования. Было установлено, что интегрирование СМИ
в образовательный процесс будет способствовать подготовке младших школьников к
жизни в современном информационном социуме.
5. Проведено
исследование, направленное на формирование речевой культуры у детей младшего
школьного возраста в условиях СМИ.
Базой для исследование послужило
МОУ «Гимназия № 23 г. Саранска.
Выборку исследования
составили: дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек, среди
которых 10 девочек и 10 мальчиков; учителя начальных классов в количестве 18
человек.
Для достижения цели
исследования были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение и
индивидуальные беседы, анкетирование.
Учащиеся,
принимавшие участие в исследовании, были разделены на три группы относительно
их уровня сформированности речевой культуры: младшие школьники с низким
уровнем речевой культуры – 7 учащихся (35%); со средним уровнем – 8
учащихся (40%); с высоким уровнем – 5 учащихся (25%).
Проведенное исследование
на констатирующем этапе исследования показало, что у младших школьников уровень
речевой культуры сформирован недостаточно, большинство учащихся показали
средний уровень.
В связи с чем нами был
разработан комплекс занятий (12 занятий) по формированию речевых умений
обучающихся (умение грамотно говорить, умение пользоваться определенным
терминологическим аппаратом, умения в области речевой творческой деятельности);
по формированию аудиовизуальной культуры у детей младшего школьного возраста
(качественное расширение зрительского кругозора, усвоение определенного
терминологического аппарата); по формированию основ информационной культуры:
знания о разнообразных источниках информации (радио, телевидение, печатные СМИ,
книги, обучающие СD- и DVD-диски и другие электронные носители, виртуальные
библиотеки и другие ресурсы сети Интернет), умение классифицировать информацию,
выбирать нужное и отсеивать лишнее.
На
контрольном этапе было повторное проведено исследование уровня сформированности
речевой культуры у учащихся младшего школьного возраста. Была выявлена
положительная динамика: низкий уровень речевой культуры выявлен у 5
учащихся (25%) по сравнению с 7 младшими школьниками (35%) на констатирующем
этапе исследования; средний уровень – у 9 учащихся (45%) по сравнению с 8
учащимися (40%)на констатирующем этапе исследования; высокий уровень – у 6
младших школьников (30%) по сравнению с 5 учащимися (25%) на констатирующем
этапе исследования.
Таким образом, гипотеза
исследования была подтверждена: использование СМИ в работе с младшими школьниками
способствует формированию у них речевой культуры.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема формирования
речевой культуры младших школьников в научной психолого-педагогической и
методической литературе Наблюдения за речью детей позволяют говорить о спаде
уровня их речевой культуры, свидетельством чего являются трудности, возникающие
у детей и связанные с: восприятием и обработкой текстовой информации; навыками
организации речевого общения в определенной коммуникативной ситуации; незнанием этикетных формул, исключающих наиболее
часто употребляемые; плохим усвоением литературных норм; широким использованием
жаргонной лексики. Все это вызывает потребность в проведении целенаправленной
работы по формированию и совершенствованию речевой культуры у младших
школьников.
В отечественной психолого-педагогической науке проблемами
формирования речевой культуры детей занимались Е.В. Баринова, Б.С. Волков,
О.М. Курочкина, Н.С. Малетина, Т.А. Налимова,
М.Н. Разумова, Н.И. Формановская и др. Исследователи
отмечают, что младшие школьники склонны к взаимодействию со сверстниками, частому
общению с ними, они хорошо владеют речью как средством общения, поэтому данный
возраст благоприятен для формирования культуры речевого обращения.
Под формированием в психологии в
основном понимают «придание окончательной формы», «достижение полной зрелости,
окончательного развития» [16,
с. 391].
В широком смысле понятие «формирование» определено
И. П. Подласым: «формирование — это сложный процесс положительных
качественных изменений во всех сферах индивидуально-психологических и
социальных связей и отношений, обусловленный влиянием множества
целенаправленных и организованных воздействий» [22, с.
204].
По словам Д. А. Серегиной, термин «формирование»
рассматривается в узком смысле – целенаправленный и организованный процесс
овладения человеком (ребенком) целостными, устойчивыми чертами и качествами,
необходимыми для успешной жизнедеятельности» [26, с.16].
Существует довольно много трактовок понятия «речевая
культура», учитывающих различные аспекты данного феномена. В контексте нашей
работы мы будем учитывать определение, предложенное А.Н. Ксенофонтовой.
Согласно точке зрения ученого, речевая культура рассматривается как правильность
речи, при которой соблюдаются общепринятые литературные нормы языка. Также
А.Н. Ксенофонтова речевую культуру расценивает в качестве мастерства, суть
которого состоит в следовании нормам литературного языка, в умении осуществления
выбора наиболее точного варианта из соответствующих в смысловом отношении и
т.п. [18].
Овладение речевой культурой включает не только понимание значения слов,
словосочетаний, интонаций, но и умение уместно и грамотно использовать
литературные нормы языка.
Речевая культура включает в себя как процесс создания речи (говорение,
письмо), так и ее восприятие (слушание, чтение). По мнению, Т.М. Воителевой,
для совершенствования уровня культуры речи необходимо получать знания и навыки
общения, иметь образцы совершенной речи, знать ее признаки и принципы
построения [7].
Т.С. Бочкарева подробно описала показатели речевой культуры: ясность
речи, точность, логичность, содержательность, системность, выразительность,
богатство словарного запаса, образность речи, эмоциональность, правильность [26].
Н.М. Разумова под «культурой
речевого общения младшего школьника» понимает такое поликомпонентное личностное
качество, структура которого представлена речевой культурой, культурой
мышления, эмоциональной культурой; культурой речевого поведения предусматривается
овладения учащимися нормами литературного языка, наличие умения