Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ   8
1.1. Сущность
профессиональных компетенций и их значение в профессиональной подготовке
студентов. 8
1.2. Возможности
занятий компьютерной графикой в формировании профессиональных компетенций
студентов. 13
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ.. 20
2.1. Диагностика
уровня сформированности профессиональных компетенций студентов. 20
2.2. Содержание и
организация экспериментальной работы по формированию профессиональных
компетенций студентов средствами компьютерной графики. 28
2.3. Анализ
результатов экспериментальной работы.. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Одним из приоритетных направлений
развития системы высшего образования является повышение качества подготовки
выпускников. Современное высшее учебное заведение обязано внедрять новые
подходы к обучению, которые вместе с его фундаментальным характером и
соответствием требованиям федеральных государственных стандартов образования
(ФГОС ВО) гарантируют личностное развитие, удовлетворение образовательных
потребностей студента на основе потенциальной многовариантности учебного
процесса с помощью современных компьютерных технологий. Произошел переход от
понятия «квалификация» к понятию «компетентность» в результате более высокой
профессиональной подготовки, более соответствующей новым условиям.

В то же время проблемы обучения
профессиональным компетенциям, измерения и оценки уровня освоенности этих
многокомпонентных характеристик до сих пор полностью не решены.

Тенденции востребованности профессионального
образования отражают тенденции развития науки и общества в целом, одна из
которых — компьютеризация.

Дальнейшие успехи в формировании
профессиональных компетенций специалисты связывают с более широким
использованием информационных методов в научно-теоретической и
предметно-практической деятельности. Формирование профессиональных компетенций
студентов должно осуществляться средствами компьютерной графики.

Технологическая модернизация
высшего образования предполагает существенное изменение содержания и
методологии образовательного процесса. Проблема совершенствования технологий
преподавания графических дисциплин с использованием компьютерных средств в
ВУЗах, где обучают техническим профессиям, актуальна в контексте подхода к
компетентности. Подготовка профессионально компетентного специалиста в рамках
выбранной профессии призвана способствовать появлению новых информационных и
коммуникационных технологий, связанных с процессом компьютеризации. При этом
одной из наиболее актуальных проблем является разработка методологических основ
теории и практики использования образовательных информационных ресурсов как
фактора эффективного обучения профессиональным компетенциям.

Анализ состояния проблемы
формирования профессиональных компетенций у студентов техникумов и ВУЗов в
процессе их обучения блоку графических дисциплин позволил выявить ряд противоречий:

• между компетентностным подходом
к профессиональному обучению студентов, заявленным Государственным
образовательным стандартом в условиях современной системы образования, и
недостаточной разработкой теоретических и методологических основ организации
компетентностного обучения;

• между объективной необходимостью
компьютеризации процесса формирования профессиональных компетенций у студентов
и отсутствием разработанных дидактических ресурсов и дидактически-методических
комплексов, обеспечивающих процесс компьютеризации.

Вышеуказанные противоречия
определили проблему исследования:
каковы педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов
средствами компьютерной графики?

Недостаточная разработанность
данной проблемы на практике и в теории, актуальность и социальная значимость
послужили основанием для определения темы
исследования: «Формирование профессиональных компетенции студентов средствами
компьютерной графики».

Объект
исследования: процесс формирования профессиональных
компетенций студентов.

Цель
исследования: теоретико-методологическое
обоснование, разработка и практическая апробация педагогических условий,
повышающих эффективность процесса формирования профессиональных компетенций
студентов с использованием средств компьютерной графики.

Объект
исследования: процесс формирования профессиональных
компетенций студентов.

Предмет
исследования: педагогические условия формирования профессиональных
компетенций студентов средствами компьютерной графики.

Гипотеза
исследования – формирование профессиональных
компетенций студентов в процессе их обучения средствами компьютерной графики
будет более эффективным, если:

· выявлена совокупность
профессиональных компетенций;

· определены средства
компьютерной графики.

Исходя из указанной цели
исследования, его основными задачами являются:

1.
Раскрыть сущность профессиональных
компетенций и показать их значение в профессиональной подготовке студентов,
будущих учителей технических специальностей.

2.
Рассмотреть возможности занятий компьютерной графикой в формировании
профессиональных компетенций студентов.

3.
Провести диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций
студентов.

4.
Проанализировать результаты экспериментальной работы

Методологической
основой исследования являются:

— компетентностный подход в
образовании (А.А. Андреев, Н.П. Аникеева, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский,
С.Я. Батышев, В.Ф. Башарин, В.И. Байденко, В.П. Беспалько, В.Н. Боголюбов, Б.
С. Гершунский, В. В. Давыдов, О. В. Довженко, И. К. Журавлев, И. А. Зимняя, И.
И. Ильясов, Ю. Колер, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, С. И. Макаров, А. Н. Матюшин,
В. М. Монахов, Н. Ф. Селезнева, Н. Ф., Ю.Г. Татур и др.);

— теория контекстного обучения
(А.А. Вербицкий), системная (В.Г. Афанасьев, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Ю.А.
Кустов, К.К. Платонов, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Ю.И.
Тарский, В.Хубка, У. Ашби, В.А. Якунин);

 — личностно-ориентированный подход (Л.Г.
Вяткин, Г.И. Железовская, Г.П. Корнев, В.В. Сериков, В.С. Сухомлинский, И.С.
Якиманская) деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л.
Рубинштейн);

— концепция компьютеризации
образования (В. П. Беспалько, Г. А. Кордовский, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов,
С. А. Жданов, В. А. Лапчик, С. И. Макаров, А. Э. Марон, Е. С. Полат, И. В.
Роберт, В. В. Рубцов, А. Я. Савельев, Е. Г. Скибицкий, А. В. Хуторской, В.Д.
Чернилевский и др.)

Методы исследования:

1) анализ научной литературы по
исследуемой теме;

2) анкетирование, наблюдение,
экспертное оценивание, тестирование;

3) метод статистической обработки
результатов исследования.

Опытно-экспериментальной
базой исследования послужил Бурятский
Государственный Университет им. Доржи Банзарова г. Улан-Удэ.

Этапы
исследования. Исследование осуществлялось с
08.02.21 г. по 24.03.21 г. в несколько этапов.

I
этап (08.02.21-24.03.21г.) Изучение
состояния проблемы в теории и на практике, анализ тематических исследований,
опыт преподавания инженерных и графических дисциплин в технических вузах.
Проведен анализ содержания профессиональной подготовки студентов в области
графической инженерии, различных методов и результатов его реализации,
послуживших основанием для определения темы исследования, его предмета и цели,
определения гипотезы, целей, методологии и методов исследования.

Этап
II (15.02.21г – 22.02.21г.). Проведено
исследование дидактических возможностей современных компьютерных технологий в
преподавании графических дисциплин. Сформулирован набор профессиональных
навыков студентов в области графического дизайна, сформированных в процессе
компьютерной графики. Разработана модельная образовательная система обучения
профессиональным навыкам в области графического дизайна.

III
этап (22.02.21г– 24.03.21г.).
Разработан комплекс занятий, направленных на обучение профессиональным навыкам
работы с компьютерной графикой. Проведен учебный эксперимент с последующим
анализом эффективности педагогической технологии для развития профессиональных
графических навыков студентов в процессе обучения компьютерной графике.
Уточнение выводов и оформление рукописи ВКР.

Практическая
значимость исследования состоит в том,
что его результаты способствуют совершенствованию процесса профессиональной
графической подготовки студентов технических вузов; Разработанная автором
образовательная технология формирования профессиональных компетенций в процессе
компьютерной графики и связанный с ней электронный учебно-методический комплекс
могут быть использованы в образовательных учреждениях данного типа.

Апробация
и внедрение результатов исследования осуществлялись
в процессе обучения студентов компьютерной графике в Бурятском Государственном
Университете им. Доржи Банзарова г.Улан-Удэ.

Объем
и структура исследования. ВКР состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 50 наименований,
содержит 1 приложение, 9 рисунков, 1 таблицы. Общий объем работы составляет 55
страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой части ВКР нами были рассмотрены теоретико-методологические основы
формирования профессиональных компетенций студентов.

Система профориентации помогает студентам выбрать
свою карьерную ориентацию, а также способствует сбалансированному рынку труда,
предоставляя необходимые профессии.

Развитие компетенций с помощью компьютерной
графики регулируется, в том числе, компетенциями в области ИКТ. Эти компетенции
определяют базовый уровень владения компьютером, который является обязательным
в современном мире, поскольку компьютеризация вторглась во все сферы
деятельности. Потенциал ИКТ в образовании огромен и используется повсеместно.
Современная педагогика не может игнорировать такое явление или использовать его
для обучения и повышения качества образования.

Компьютерная графика с каждым годом обновляется
все больше и больше, поэтому необходимо модернизировать существующие программы
и привлекать к этим видам деятельности все больше и больше студентов. На
практике использование компьютерной графики позволит оптимизировать процесс,
связанный с технологической стороной обучения, и улучшить творческие
способности студентов.

На
втором этапе эксперимента мы провели эмпирическое исследование по диагностике
уровней профессиональных компетенций студентов второго курса информационных и
прикладных факультетов.

На
этапе постановки эксперимента у большинства студентов был только начальный
уровень графически-адаптивных компетенций: они воспринимают, запоминают и
воссоздают только элементарные знания о схемах получения изображений, имеют
пространственные представления о конкретном предмете и плохо осведомлены о
требованиях. для графического образования в колледже. Полученные данные
свидетельствуют о недостаточном уровне графических компетенций. Большинство
студентов имеют базовые графические навыки, и лишь немногие из них являются
функциональными.

Проведенная
экспериментальная работа позволила в дальнейшем определить пути и средства
повышения уровня графических компетенций.

Для
формирования необходимого уровня графической компетенции предлагалось
разработать комплекс занятий по формированию компетенций в области компьютерной
графики с помощью информационных и компьютерных технологий.

На
контрольной фазе эксперимента у большинства студентов (60%) наблюдается
репродуктивный уровень графической компетентности — воспроизводство: они умеют
рационально выполнять рисунки, вносить в них изменения. Они владеют методами
трехмерного моделирования с использованием компьютерной графики. Кроме того,
40% студентов обладают продуктивным уровнем графо-творческой компетенции. Они
оценивают графическое обучение как неотъемлемую часть профессии, понимают свои
графические навыки как возможности профессионального успеха, используя
возможности программных пакетов для компьютерной графики в профессиональной
деятельности.

2.Полученные данные свидетельствуют о
повышении уровня графической компетентности студентов. Это подтверждает нашу
гипотезу о том, что на эффективность формирования профессиональных навыков у
студентов влияют средства компьютерной графики. Большинство студентов имеют
репродуктивный уровень графической грамотности, а также функциональный уровень
на этапе контроля опыта.

Основные
выводы исследования:

3.Набор профессиональных инженерных и
графических навыков, сформированный у студентов по курсу компьютерной графики,
воплощенный в нашем исследовании, гарантирует готовность студентов к грамотной
профессиональной инженерной и графической деятельности в области
автоматизированного машиностроения, выявленные компоненты компонентов PIGC позволяют
определение диагностических целей, разработка соответствующего им содержания
обучения и разработка соответствующих методов измерения результатов.

4.Разработанная теоретическая модель
педагогической системы формирования профессиональных компетенций в
мотивационно-целевых, содержательных, дидактических,
организационно-процессуальных, экспертно-оценочных и рефлексивно-продуктивных
рамках обеспечивает системную целостность процесса формирования
профессиональных навыков студентов при обучении компьютерной графике.

5.Разработанная и апробированная
педагогическая технология формирования профессиональных компетенций студентов в
процессе обучения при помощи компьютерной графики, представляющая собой
интегрирующий комплекс информационно-развивающих, активных и личностных методов
обучения, реализованных в учебных модулях, направленных на создание выявленных
ПИГК с использованием современные компьютерные устройства обеспечивают высокий
уровень образования профессиональных компетенций и повышают качество
профессиональной подготовки будущих специалистов.

6.Создана электронная
дидактически-методическая группа по курсу компьютерной графики в составе
информационно-содержательной, инструментально-оперативной, научно-контрольной
части, составляющая информационно-дидактическую базу для повышения профессиональной
квалификации студентов. Компетенции и средства диагностики для оценки уровней
формирования PIGC, позволяют реализовать компетентностный подход к процессу
целенаправленного формирования профессиональных компетенций студентов в
процессе обучения при помощи компьютерной графики.

Проведенное исследование не исчерпывает всех
возможностей научной разработки процесса формирования профессиональных
компетенций студентов в процессе обучения при помощи компьютерной графики.
Вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения, включают теоретическое обоснование
и практическую разработку мультимедийных учебных пособий и электронных диагностических
инструментов по изучаемым дисциплинам.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ 1.1. Сущность
профессиональных компетенций и их значение в профессиональной подготовке студентов Под компетенцией следует понимать личностную
способность специалиста решать определённый перечень профессиональных задач.
Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным,
профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании. В данном понимании
компетенция используется при оценке персонала. С развитием мира спрос на
компетенции все выше, исходя из чего формирование профессиональных компетенций
у студентов является важным фактором успешного трудоустройства и профессионального
роста.

В своих работах Э.Ф. Зеер понимает под
профессиональной компетентностью интегративное качество личности специалиста,
включающее систему знаний и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
По его мнению, профессиональная компетентность включает в себя
методологическую, профессионально-практическую, личностную компетентность.

Шапошников К.В. отмечал важную особенность,
которая выражалась в том, что при рассмотрении проблем модернизации образования
и определения требований к выпускникам вузов широко применяется термин
«профессиональная компетентность». По «профессиональной компетентностью» автор
отражает готовность и способность специалиста или выпускника принимать верные и
эффективные решения при осуществлении дальнейшей профессиональной деятельности.
По его мнению, профессиональная компетентность «в целом характеризуется
совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных
качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять
профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром», а в основу
показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены
характеристики

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы