Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование процесса рассказывание с использованием репродукций картин у детей с ТНР среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
формирования процесса рассказывание с использованием репродукций картин у детей
с ТНР среднего дошкольного возраста. 7
1.1. Рассказывание как вид речевой
деятельности детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей с ТНР среднего дошкольного возраста. 14
1.3. Особенности рассказывания детей
среднего дошкольного возраста с ТНР 25
1.4. Содержание, методы и приемы
формирования процесса рассказывание с использованием репродукций картин у детей
с ТНР среднего дошкольного возраста 29
Выводы по 1 главе. 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию процесса рассказывание с использованием репродукций
картин у детей с ТНР среднего дошкольного возраста 45
2.1. Изучение состояния навыка
рассказывания у детей среднего дошкольного возраста с ТНР. 45
2.2. Коррекционная работа по
формированию процесса рассказывание с использованием репродукций картин у детей
с ТНР среднего дошкольного возраста 53
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы. 66
Выводы по 2 главе. 73
Заключение. 75
Список использованной литературы.. 78
Приложение. 89
Введение:
Актуальность исследования.
Формирование личности предполагает этапы становления, дошкольный возраст
является начальным этапом, на котором речь является одной из главных линий
развития ребенка. Развитие речи непосредственно связано с формированием всех
психических процессов, в частности развитие речи и мышление тесно взаимосвязаны
(Л. С. Выготский).
В настоящее время проблема развития речи
является актуальной. Половина детей дошкольного возраста, отличаются
недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Формирование связной речи у детей с нормативным речевым развитием — сложный
процесс. Отсюда следует, что у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) этот
процесс занимает больше времени и усилий.
Проблемой формирования связной речи у
дошкольников с ТНР занимались В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф.
Спирова, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.
Исследователи отмечают, что детям с ТНР
характерны аграмматизмы, трудности в планировании развернутых высказываний и их
языкового оформления. Несмотря на интерес в изучении связной речи у
дошкольников с ТНР, проблема формирования творческого рассказывания как одного
из видов связной монологической речи, является мало изученной.
Рассказывание является одним из видов
словесного творчества, наравне со словотворчеством, которое появляется намного
раньше, чем способность детей к сочинительству собственных творческих
рассказов. Спецификой рассказывания является способность ребенка придумать
содержание рассказа, используя при этом свой опыт, знания и немного фантазии,
которые нужно вербализовать в связное повествование.
Поэтому рассказывание чем-то похоже на
литературное творчество. Вопрос формирования творческого рассказывания у детей
с ТНР исследовали М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Е.В. Аханькова, Н.А. Ветлугина,
Ж.И. Журавлева, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, А.Е. Шибицкая, Е.А. Флерина и др.
Они отмечают, что у детей с ТНР отсутствует структура рассказа (завязку, ход
события, кульминация и развязка), а также несформированность речевого
оформления своих рассказов.
Актуальным становится потребность в
разработке инновационных методов логопедической работы для модернизации
коррекционно-педагогической работы по развитию навыка рассказывания у старших
дошкольников с ТНР. Особенности применения метода моделирования для развития
навыков рассказывания дошкольников рассматривались в работах Ткаченко, Т.А.,
Ткаченко Д.Д. Гербовой В.В.
Поскольку сензитивным периодом для
речевого развития является дошкольный возраст, на дошкольные учреждения
возлагается особая ответственность по развитию речи у подрастающего поколения.
Объект исследования
— процесс развития навыков рассказывания у детей среднего дошкольного возраста
с ТНР.
Предмет исследования
— развитие навыков рассказывания у детей среднего
дошкольного возраста с ТНР с использованием репродукций картин.
Перед началом исследования нами была
выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями навыков рассказывания у
детей среднего дошкольного возраста с ТНР с использованием репродукций картин
являются:
1) содержание сюжетных картинок должно
быть функционально: связано с жизненным опытом дошкольника (пребыванием в
детском саду, посещением общественных мест и др.);
2) постепенное усложнение содержания
сюжетной картинки, словаря в зависимости от возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка;
3) ослабление педагогической помощи,
содержащейся в модели (описание свойств и качеств предметов- составление
небольших связных относительно самостоятельных повествований — передача
временной и логической последовательности событий на картине — самостоятельное
придумывание событий и высказывание элементарных оценочных суждений);
4) соблюдение алгоритма работы с картинкой
(рассматривание картинки — усвоение структуры высказывания- составление
рассказов);
5) использование проблемно ориентированной
модели обучения рассказыванию по картинке, учитывающей основные виды
монологической речи дошкольников (пересказа, рассказа — описания, рассказа по
картинке, творческого рассказа и др.).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности рассказывания как
вид речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику
детей с ТНР среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности рассказывания детей
среднего дошкольного возраста с ТНР.
4. Рассмотреть содержание, методы и приемы
формирования процесса рассказывание с использованием репродукций картин у детей
с ТНР среднего дошкольного возраста.
5. Изучить состояния навыка рассказывания у
детей среднего дошкольного возраста с ТНР.
6. Разработать и провести коррекционную работу
по формированию процесса рассказывание с использованием репродукций картин у детей
с ТНР среднего дошкольного возраста.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной
работы.
Теоретико-методологическая основа
исследования: работы по изучению детей с ТНР Р.Е.
Левиной, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской; положение
о взаимосвязи речи и мышления Л.С. Выготский, А.Р. Лурия; методы и приемы
формирования навыка творческого рассказывания (Е.В. Аханькова, Ж.И. Журавлева,
Т.А. Ткаченко, В.И. Логинова, Л.М. Ворошнина, А.И. Максаков, Л.А. Пеньевская,
М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Е.И. Тихеева).
Для решения поставленных задач
использовались следующие методы: теоретический анализ литературы,
педагогическое наблюдение, методы обработки данных – количественный и
качественный анализ, структурный метод – для интерпретации полученных
результатов, констатирующий эксперимент – как основной метод исследования.
Исследование проводилось в несколько
этапов.
На первом – теоретико-поисковом этапе был
проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по
теме исследования, выдвинута гипотеза, определены цели и задачи исследования,
разработан понятийный аппарат исследования.
На втором — эмпирическом этапе
исследования проведено исследование развития навыков рассказывания у детей
среднего дошкольного возраста с ТНР.
На третьем — теоретико — обобщающем этапе
обработаны результаты исследования, разработаны коррекционная работа по
формированию навыков рассказывания у детей среднего дошкольного возраста с ТНР с
использованием репродукций картин и проанализированы результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается
в том, что выводы и результаты работы по совершенствованию навыков
рассказывания у детей среднего дошкольного возраста с ТНР могут быть
использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Заключение:
Процесс обучения рассказыванию и дальнейшее
развитие речи в этом направлении являются основой формирования монологической речи,
поскольку рассказ – это самостоятельное развернутое ребёнком изложение определенного
содержания, самостоятельно созданный детьми монолог типа описания, повествования,
рассуждения или контаминация их. В зависимости от источника высказывания дошкольники
учатся составлять монологи по восприятию игрушек и предметов, по картине, на основе
собственного опыта, а также творческие рассказы (рассказывание по описанию, по памяти,
по воображению).
Нарушения речи представляют собой 8 видов нарушений,
обусловленных физиологически или факторами патологического характера. В раннем и
дошкольном возрасте нарушения речи патологического характера воспринимают как «легкие
нарушения речи», так как это заявляется задержкой в развитии, к тяжелым нарушениям
речи относят нарушения, обусловленные анатомией. Психологическими особенностями
развития детей с ТНР выступают: ощущение наличия дефекта; высокая потребность в
заботе, внимание и уходе; нарушения речи влияют на деятельность мыслительных процессов,
социальную адаптацию.
У детей с ТНР выделяют следующие особенности
связной речи: при составлении рассказа по заданной теме выделяют нарушения логической
последовательности, уделения внимания второстепенных деталях, пропуски главных событий,
повтор отдельных эпизодов; при составлении рассказа на свободную тему с элементами
творчества дети с ТНР пользуются малоинформативными предложениями. возникают трудности
при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Рассказывание по картине рассматривается как
деятельность, способствующая овладению структурой связного рассказа и развитию связной
речи. Картина может быть рассмотрена в самом широком смысле как вид двухмерного
плоскостного изображения, выражающий на плоскости характеристику трёхмерного предмета.
В то же самое время, картина представляет собой изобразительный текст, знаково-символическую
систему, заключающую в себе представления о модели мира, сложившиеся в этнокультурной
общности людей. Учитывая взаимосвязь в процессе познания действительности и знаковых
систем, опосредующих деятельности человека, важной представляется возможность рассматривать
картину как модель, обеспечивающую познание действительности и развивающую знаково-символическую
деятельность дошкольника.
В процессе теоретического анализа определено,
что разработка содержания, форм и методов коррекционно-логопедической работы по
обучению рассказыванию по картине дошкольников с ТНР, должна быть направлена на
обеспечение процесса социализации детей с ТНР. В процессе обучения рассказыванию
по картине важно учитывать специфические особенности данных категорий детей в эмоциональном,
социально-личностном, умственном, речевом, эстетическом развитии в дошкольном возрасте.
По результатам констатирующего этапа
экспериментального исследования пришли к выводу, что для большинства
дошкольников 4-5 лет с ТНР характерным является низкий уровень сформированности
связной речи, он составил 50% испытуемых, для 30% характерен уровень ниже
среднего, для 10% средний уровень и 10% имеют очень низкий уровень.
Дошкольники с ТНР отличаются своеобразием
сформированности связной речи, по сравнению с детьми того же возраста, не
имеющих каких-либо нарушений. У детей среднего дошкольного возраста с ТНР
отмечается недостаточное понимание главной мысли рассказа, составление
пересказа по вопросам, односложные ответы, ошибочное употребление слов,
преобладание простых предложений, наличие аграмматизмов, соскальзывание на
побочные темы, наличие ошибок при раскладывании серии картинок, частичное
соответствие рассказа изображенной ситуации, пропуск смысловых звеньев,
искажение смысла, отсутствие временных и причинно-следственных связей между
событиями, нарушения логичности и последовательности высказываний и др.
На основании полученных результатов
диагностики был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие
умений связной речи детей среднего дошкольного возраста с ТНР. В данном
комплексе мероприятий присутствует работа над всеми типами связной речи:
описание, повествование, рассуждение. Условиями для повышения эффективности
комплекса мероприятий являются: разработка перспективного планирования по
развитию связной речи для детей среднего дошкольного возраста с ТНР;
организация предметно-развивающей среды; взаимодействие педагога с другими
специалистами дошкольного учреждения; взаимодействие с семьей.
По результатам повторно исследования
связной речи у дошкольников 4-5 лет с ТНР выявили, что для 60% детей
характерный средний уровень и 30% детей характерен уровень ниже среднего. Таким
образом, результаты повторного исследования показали, что дети среднего
дошкольного возраста с ТНР преимущественно средний уровень сформированности
навыка рассказывания. Большинство детей с ТНР на контрольном этапе смогли
рассмотреть внимательно картинки, самостоятельно исправлять допущенные ошибки,
основные смысловые звенья рассказа были сохранены, последовательность не
нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечаются
нерезко выраженные нарушения связности повествования, но при этом,
недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в
грамматическом оформлении допускает ошибки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
формирования процесса рассказывание с использованием репродукций картин у детей
с ТНР среднего дошкольного возраста 1.1. Рассказывание как вид
речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Одной из центральных задач воспитания детей
дошкольного возраста является развитие связной речи. Под связной речью понимается
развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется точно, логично,
последовательно, грамматически правильно и образно.
Развитию связной речи детей дошкольного возраста
посвящено много исследований. На сегодняшний день многие из них являются фундаментальными
трудами (Н.М. Конина, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и
другие) и на их основе проводится огромная исследовательская работа по различным
аспектам связной речи (Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, Н.Г. Смольникова,
Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и другие).
О.С. Ушакова отмечает, что связная речь неотделима
от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение мыслить,
осмысливать свое место в окружающей его действительности, воспринимать и правильно
выражать процессы, явления, происходящие вокруг него. Поскольку это играет важную
роль в развитии ребенка [86].
Речь и мышление ребенка развиваются в единстве.
Значительные изменения в мышлении детей происходят в период дошкольного детства.
У детей расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются
новые знания и умения, которые необходимо систематизировать. В результате чего совершенствуется
и речь дошкольника. Постепенно общение ребенка усложняется по своему содержанию,
что, в свою очередь, влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает
[84].
Для того чтобы ребенок мог построить связный
рассказ, ему нужно не только ясно представлять объект, предмет, событие рассказа,
но и уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные
отношения между предметами и явлениями. Дошкольнику также необходимо уметь подбирать
подходящие для выражения данной мысли слова, строить как простые, так и сложные
выражения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и
частей высказывания [1].
В связной речи отражается логика мышления ребенка,
его умение осмыслить воспринимаемую информацию и правильно выразить ее. Об уровне
речевого развития ребенка можно судить по тому, как ребенок строит свои мысли и
высказывания в устной речи.
В исследованиях Ф.А. Сохина, Е.Н. Тихеевой,
О.С. Ушаковой, посвященных развитию связной речи, отмечается, что умение связно
говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога, а также путем
систематического обучения на занятиях. Овладение связными формами высказываний –
длительный процесс, который требует умного, педагогического руководства и воздействия
[75, 78, 88].
Вопросы формирования детского рассказывания
как вида речевой деятельности детей дошкольного возраста исследовались Л.М. Ворошниной,
М.М. Кониной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, О.С.
Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику
и виды рассказывания, приемы и последовательность обучения.