Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование понятия «Глагол» на уроках русского языка в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..…………..
3

Глава 1. Лингвометодические основы
формирования понятия «глагол» на уроках русского языка в начальных классах………………………………………………………………………5

1.1. Грамматическое
понятие «глагол» в лингвистической литературе………………5

1.2. Особенности изучения
глагола как самостоятельной части речи в начальной школе………………………………………………………………………………….…….…..10

1.3. Использование
средств наглядности при формировании понятия «глагол» на уроках русского языка…………………………………………………………………………19

Глава 2. Практические основы
формирования понятия «глагол» на уроках русского языка в начальных
классах………………………………………………………………….…….…24

2.1. Анализ рабочей
программы и учебников УМК «Школа России» с точки зрения формирования
грамматического понятия «глагол»…………………………………….……24

2.2. Комплекс упражнений,
способствующих формированию понятия «глагол» у младших
школьников…………………………………………………….…………………….38

Заключение…………………………………………………………………………..………….46

Список
литературы………………………………………………………………..……………48

Приложения……………………………………………………………..………………………52

  

Введение:

 

В
условиях современного образования, реализующего требования ФГОС НОО, когда
перед учителем начальной школы стоит важнейшая задача научить каждого ученика
учиться самостоятельно, особую важность приобретает вопрос обучения младших
школьников русскому языку.

Усвоение
грамматических норм родного языка, формирование соответствующих практических
умений на начальном этапе школьного языкового образования дают возможность
достичь важнейшей цели — сформировать у младших школьников умение правильно
оформлять собственные высказывания и повысить уровень их общей культуры устной
и письменной речи. Изучение русского языка младшими школьниками является
начальным этапом воспитания языковой личности, и важную роль в этом процессе
играет знакомство с частями речи. Согласно цели изучения начального курса
родного языка и одного из его разделов — грамматики — важное место в
деятельности учителя занимает работа над формированием понятия о глаголе,
правилах его употребления и написания. Эта работа направлена на развитие у
младших школьников умений правильно пользоваться формами глаголов во время
общения, на совершенствование грамматического строя их речи. Глагол как часть
речи характеризуется разнообразием значений, форм и функций, поэтому является
одной из самых сложных лексико-грамматических категорий для усвоения учениками
начальных классов и с методической стороны требует особого внимания [6].

В
современной методической науке различные аспекты изучения глагола младшими
школьниками нашли отражение в работах Д.Н. Богоявленского, М.Р. Львова, В.Г.
Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, О.В. Сосновской и других.

В
начальной школе ученики узнают, что такое глагол, что он изменяется по
временам, лицам, родам, что в состав глагольных форм входят спрягаемые и
неспрягаемые глаголы. Как видим, лингвистические особенности глагола
представляют собой известную сложность, в этой связи младшие школьники знакомятся
лишь с некоторыми из них.

Таким
образом, актуальность исследования определяется необходимостью
совершенствования методики изучения темы «Глагол» в начальной школе, а также
поиска средств, которые способствуют более успешному формированию знаний.

Таким
образом, возникает проблема исследования: каковы наиболее эффективные средства
формирования понятия «глагол» у учеников на уроках русского языка?

Поскольку
самый высокий уровень сложности изучаемого материала по теме «Глагол»
представлен в содержании УМК по предмету «Русский язык» на завершающем этапе,
мы обратились к изучению особенностей знакомства детей с этой темой в 4 классе.

Объект
исследования – формирование понятия «глагол» у младших школьников на уроках
русского языка в общеобразовательной школе. Предмет
исследования – процесс формирования понятия «глагол» у младших школьников на
уроках русского языка.

Цель
исследования заключается в том, чтобы выявить эффективные средства формирования
понятия «глагол» у учеников начальных классов на уроках русского языка.

Мы
предполагаем, что процесс формирования понятия «глагол» у учеников начальных
классов на уроках русского языка будет проходить более успешно, если будут
соблюдены следующие условия:

1.
формирование понятия «глагол» должно происходить поэтапно «от простого к
сложному»,

2. в
процессе формирования понятия следует использовать различные средства
наглядности и современные технологии, позволяющие наиболее эффективно
сформировать представления младших школьников о глаголе.

Сформулированные
объект и предмет исследования, поставленная цель и выдвинутые предположения
определили научно-практические задачи исследования:

1.
Рассмотреть содержание понятия «глагол» в лингвистической литературе.

2.
Описать грамматические особенности глагола как части речи.

3.
Рассмотреть методику формирования понятия «глагол» у младших школьников.

4.
Проанализировать возможности УМК «Школа России» в аспекте изучения младшими
школьниками темы «Глагол».

5.
Предложить систему работы по формированию понятия «глагол» у младших
школьников.

В
ходе осуществления теоретической и практической части исследования нами
использовались следующие методы:


анализ лингвистической, методической, психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;


наблюдение за деятельностью обучающихся; элементы опытного обучения;
проектирование уроков и заданий по теме «Глагол», обобщение и анализ
результатов.

Практическая
значимость данной работы заключается в том, что ее выводы и положения могут
быть использованы в практике работы учителя начальных классов, а практические
разработки и методические рекомендации позволят оптимизировать процесс изучения
младшими школьниками глаголов.

Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Главная цель уроков
русского языка заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как
субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самостоятельном поиске  и освоении знаний. Роль учителя становится
более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения
использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для
организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их
индивидуальности.

Период обучения в
начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества
грамматического материала, в котором значительное место занимает изучение темы
«Глагол». Работа над данной темой представляет собой длительный,
целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения,  его морфологических категорий, синтаксической
функции.

В процессе развития
связной речи и обогащения лексического состава у учащихся начальных классов
важную роль играет умение оперировать глагольной лексикой в соответствии с
задачами языкового и речевого характера, а также в повседневной коммуникативной
практике. Установка связей глагола с другими словами в словосочетаниях и
предложении, осознание того, что глагол является одним из основных компонентов
предложения, способствуют выражению главной идеи высказывания, обеспечивают
наиболее точное и удачное его оформления, являются основной задачей в
формировании коммуникативных умений у учащихся начальной школы.

В своем исследовании мы
проанализировали глагол как часть речи, его лексическое значение,
морфологические категории, роль в развитии речи младших школьников, методику
изучения глагольных форм в начальных классах. 
Раскрыв особенности изучения глагола как знаменательной части речи и
трудности в усвоении учебного материала младшими школьниками, мы определили,
что глагол изменяется по временам, числам, лицам (в настоящем времени), по
родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагола входят
изменяемые и неизменяемые формы. Глагол выполняет функцию сказуемого в
предложении, главного члена предложения, сообщает о подлежащем какую-то новую
мысль.

Изучение глагола является
одной из самых сложных тем, которые изучаются в начальной школе. В связи с этим
рекомендуется логически определенная последовательность в работе по усвоению
грамматических категорий глагола. Исходя
из анализа УМК «Школа России» и учебников по русскому языку В.П. Канакиной,
Горецкого В.Г., мы можем утверждать, что эти учебники ориентируют на
организацию работы по теме «Глагол» по следующим направлениям:

1. формирование общего понятия о глаголе, развитие умений
устанавливать его связь предложении с другими словами;

2. наблюдение за функционированием неопределенной формы
глагола;

3. развитие представлений о грамматических категориях
глагола, их взаимосвязи;

3. усвоение правописания глаголов, в том числе – личных
окончаний;

5. формирование умений использовать глаголы, соответствующие
ситуации общения.

Особую роль играет
наглядный материал (таблицы, схемы, иллюстрации), используемые при формировании
у младших школьников понятия о глаголе как лексико-грамматического класса слов.

Нами разработан комплекс
упражнений для формирования у детей более четких представлений о глаголах. С
помощью этих упражнений ученики научатся находить глаголы, распознавать их, с
интересом, творчески подходить к анализируемому материалу. Упражнения
способствуют также развитию орфографической зоркости и формированию навыков
правильного правописания глагольных форм.

Таким образом, цель
выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 1.1. Грамматическое понятие «глагол» в
лингвистической литературе

Глагол
– это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и
характеризуется определенными морфологическими категориями. Основными
категориями в современном русском языке являются категории залога, вида,
времени, наклонения и лица. Некоторые формы характеризуются также категориями
рода и числа.

«Основанием для сопоставимости глаголов с
другими группами слов является их функциональная, смысловая и формальная
принадлежность к частям речи, основой для противопоставления — особенности
функционирования, значений и форм, характерные именно для глаголов» [29, с.
56]. Главный признак глаголов, отличающий их от других частей
речи, называется в современной лингвистической литературе процессуальностью.
Варианты терминологии не являются противоречащими, так как процесс и действие
трактуются в данных случаях в грамматическом значении. Все слова, входящие в
часть речи «глагол», обладают значением процессуального признака (действия или
состояния как процесса), они называют признаки (действия или состояния)
независимо от лексических значений (движения, состояния, отношения): бежать,
холодеет, любить.

Значение процессуальности выражается в грамматических
категориях глагола.

Основными категориями в современном русском языке являются
категории залога, вида, времени, наклонения и лица. Глагол обладает также
категорией числа и в формах единственного числа прошедшего времени и
сослагательного наклонения — категорией рода.

Грамматические
категории глагола имеют характер системы.

«Системность грамматических категорий глагола многопланова.
Она проявляется как в морфологическом, так и в синтаксическом плане, в
контексте в речевой ситуации, содержащей как языковые, так и внеязыковые
элементы. Системность категориальных признаков связана с содержанием
высказывания и имеет две стороны: связь системы с другими элементами
высказывания и связь между категориями» [23, с. 
44].

Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность,
переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм
глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и
времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.

Непостоянные грамматические признаки: наклонение,  а также (если есть) время, лицо, число, род.
Эти признаки  присутствуют не у всех форм
глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем
времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода;
категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не
являются собственно-глагольными.

Все
глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют
характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут
изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по
родам.  Причастие (глагольно-именная
форма) может изменяться также по падежам и родам.

Вид
глагола –
грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия.
Категория вида присуща любому глаголу во всех его формах, спрягаемых и
неспрягаемых. Категорию вида составляют глаголы совершенного и
несовершенного вида.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы