Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Музыка

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование первоначальных вокально-джазовых навыков в работе детского хора на материале произведений М. И. Славкина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ВОКАЛЬНО-ДЖАЗОВЫХ НАВЫКОВ В
РАБОТЕ ДЕТСКОГО ХОРА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. И. СЛАВКИНА.. 7

1.1…………………………………… Детский
хор: специфика вокальной работы7

1.1… Комплекс вокально-джазовых
навыков хорового исполнительства19

1.3
Произведения М. И. Славкина в репертуаре детского хора. 26

ВЫВОДЫ
ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 28

ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ
ВОКАЛЬНО-ДЖАЗОВЫХ НАВЫКОВ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ХОРА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.
И. СЛАВКИНА.. 30

2.1.
Организация и методы исследования процесса формирования первоначальных
вокально-джазовых навыков в работе детского хора на материале произведений М.
И. Славкина. 30

2.2.
Ход и результаты опытно-экспериментальной работы.. 35

2.3.
Рекомендации по использованию произведений М. И. Славкина в процессе
формирования первоначальных вокально-джазовых навыков в работе детского хора  48

ВЫВОДЫ
ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 55

  

Введение:

 

Ключевые
слова: вокальное-хоровые навыки, интонационные навыки, хоровое пение, урок
музыки, общеобразовательное учреждение, хоровой коллектив.

Уже более 100 лет интерес к джазовой
музыке не угасает, а растёт с каждым годом. Если в начале своего появления,
джазом больше интересовались профессиональные музыканты, инструменталисты, а
затем и вокалисты, то с распространением 
этого стиля  привлекло  внимание и хоровые коллективы. В связи с этим
встала проблема приобретения  навыков
пения джазовых композиций. Как известно, наработка опыта идёт с детского
возраста, поэтому и обучаться исполнению джаза следует в детском возрасте.

Актуальность исследования. На лицо
возникает актуальность данной работы. Если в детском возрасте начинать обучение
джазовому исполнительству, то нужны соответствующие произведения, то есть написанные
специально для детей.

С распространением в нашей стране джаза,
появились и джазовые композиторы, работающие в этой стилистике. Но, к
сожалению, произведения для детей в джазовом стиле появились далеко не сразу. Конечно
же, первыми появились песни для исполнителей соло и только спустя время стали
появляться произведения для хорового исполнения в стиле джаз.

Михаил Исаакович Славкин один из не
многих композиторов, который стал решать эту проблему, в то время как руководил
хоровой студией «Преображение». Он автор многих произведений для детского хора
в стилистике джаза. Его произведения предназначены для учащихся разного
возраста, начиная с дошкольников и заканчивая старшеклассниками. Свои
произведения он выпускал в сборниках весьма небольших количествах, и достать их
составляло большую проблему.

Отсюда вытекает Проблема исследования – недоступность этого музыкального материала
широкому пользователю.

-каковы особенности формирование первоначальных вокально-джазовых
навыков в работе детского хора на материале произведений М. И. Славкина?

­­­-какие средства музыки влияют на активизации
младших школьников в процессе обучения

-каковы условия развития ритмических
навыков у детей младшего возраста с применением техники «Body percussion»?

Цель исследования – определить уровень
или степень  формирования первоначальных
вокально-джазовых навыков в работе детского хора на материале произведений М.И.
Славкина

Объект
исследования: процесс  формирования
первоначальных вокально-джазовых навыков в работе детского хора на материале
произведений М.И. Славкина.

Предмет:
особенности формирования первоначальных вокально-джазовых навыков в работе
детского хора на материале произведений М.И. Славкина.

В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой формирование
вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов будет продуктивным при
соблюдении таких педагогических условий,
как:

Регулярность занятий 2-3 раза в неделю по
1 астрономическому часу;

Последовательное усложнение музыкального
материала;

Общее музыкально-эстетическое развитие
школьников;

Задачи
исследования: это всегда глаголы и отражают название параграфов 1 и 2
главы. Например:

1. Изучить процесс формирования вокально-джазовых навыков
у школьников.

2. Определить влияние произведений М. И. Славкина на
развитие вокально-джазовых навыков.

3. Выявить закономерности формирования вокально-джазовых
навыков у младших школьников.

4. Разработать методику формирования первоначальных
вокально-джазовых навыков в работе детского хора на материале произведений М.И.
Славкина

Методологическая
база исследования была составлена из трудов таких авторов разных
компетенций как:

теория периодизации возрастных этапов
развития личности (А.С. Белкин, Н.С. Лейтес, В.С. Мухина); основные идеи
культурологии и музыкознания об истории эстродно-джазового искусства (Д.А.
Браславский, Ю. Верменич, Е.П. Гершуни, Г.Б. Зайцев, Ю.Г. Кинус, С.С. Клитин,
А.С. Козлов, В.Д. Конен, Е.М. Кузнецов В.С. Симоненко); основные положения
теории и методики развития голоса детей (Н.А. Ветлугина, А.А. Егоров, В.И
Краснощеков, Е.М. Малинина, А.Г. Менабени, Д.Е. Огороднов); основные положения
о методах и приемах обучения эстрадному вокалу (Е.Ю. Белоброва, А.М. Вербов,
О.Н. Головина, Л.Б. Дмитриев, А.В. Карягина, В.П. Морозов, С. Риггс). Для подтверждения гипотезы исследования и решения
поставленных задач  нами были
использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме
исследования, обобщение, сравнение полученной информации.

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, , опытно-экспериментальная работа .

База
проведения исследования

База исследования находится в Центре проектного творчества «Старт-ПРО»
МГПУ. В «Старт-ПРО» базируется Ансамбль песни и танца под управлением Алексея
Анатольевича Губарева. Ансамбль довольно молодой по сегодняшним меркам, но
весьма перспективный в плане успехов в работе. В Ансамбле работают 3 отделения:
оркестр, хор и хореография. Также ведётся индивидуальная работа с участниками
ансамбля ( инструментальная подготовка, вокальная подготовка). В связи со
сложной эпидемиологической

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, вокально-джазовая экспрессия является
относительно молодым направлением, включающим в себя поддержку дыхания,
вокальную интонацию, характерную фразировку, джазовый ритм, артикуляцию и
сценическую речь, визуальную подачу музыкального материала, драматургию
исполнения, индивидуальность певца и его харизму. В современном мире это один
из самых важных и популярных видов деятельности, которые активно развиваются,

Мы рассмотрели навыки общего вокального исполнительства,
которые применимы для всех типов вокала, в том числе и для вокально-джазового:
певческая установка и дыхание, звукообразование, дикция и артикуляция, слуховой
самоконтроль, эмоциональная выразительность. Помимо общих навыков, вокально-джазовый
вокал характеризуется специфичными приемами и техниками (гроулинг, субтон,
йодль, штробасс и др.), а также добавляется навык работы с микрофоном, так как
для остальных типов вокала этот навык не актуален.

Осуществление опытно-поисковой работы потребовало от нас разработки
диагностики, соответствующей цели исследования. В число показателей
разработанной нами диагностики вошли основные навыки, присущие вокально-джазовому
певческому исполнительству: вокальные навыки, сценическое движение, актерское мастерство
и навык работы с микрофоном. Они были ранжированы по трем уровням, для каждого
из которых были определены критерии. Начальная диагностика показала, что, по
обобщенной оценке, обучающиеся находятся преимущественно на среднем уровне
владения указанными навыками, а по отдельным критериям у каждого из них навыки
проявлены неравномерно, при более уверенном владении одними, слабое владение
другими. Какой-либо общей тенденции мы при этом не обнаружили. Все это доказало
необходимость проведения систематической работы по обучению участников группы
указанным навыкам.

Осуществлявшийся нами процесс формирования навыков вокально —
джазового исполнительства опирался на принципы, общие для обучения навыкам
музыкального исполнительства, независимо от стиля и жанра: активности и
регулярности занятий, последовательности и постепенности в усложнении задач,
сочетания коллективной и индивидуальной форм, непринужденности звучания и
избегания форсированности звучания в пении; учет особенностей детского голоса.

Разработанная нами
диагностика оказалась целесообразной. С ее помощью были получены количественные
данные о начальном и конечном уровнях владения обучающимися навыками вокально-джазового
певческого  исполнительства. Дополненные
наблюдениями за динамикой освоения участниками группы навыками вокально -джазового
исполнительства, мы получили представление о результативности проведенной
опытно-поисковой работы.

В процессе итоговой
диагностики высокий уровень владения навыками вокально -джазового
исполнительства показали почти половина обучающихся, остальные участники группы
оказались на среднем уровне, а участников с низким уровнем обнаружено не было.
Оказалось, что по всем показателям имеется значительный прирост качества
владения навыками.

Проанализировав
результаты по отдельным критериям, мы обнаружили  общую тенденцию во владении навыками –
равномерность и уверенность в уровне их сформированности.

Все это позволило
заключить, что проведенная нами опытная работа оказалась достаточно эффективной
для успешного формирования у детей навыков вокально-джазового исполнительства.

Таким образом, поставленные в настоящей выпускной работе задачи были
выполнены, а цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ВОКАЛЬНО-ДЖАЗОВЫХ НАВЫКОВ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ХОРА НА МАТЕРИАЛЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. И. СЛАВКИНА

1.1. Детский хор: специфика вокальной работы Особое место в музыкальном
развитии детей занимает формирование певческих навыков. На проблему
формирования певческих навыков у детей обращали внимание педагоги: О.А.
Апраксина, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Т.И. Глушакова, В.В. Емельянов,
В.О. Каменский, Г.П. Штулова, В.А. Шереметев и др. Вокал (лат. Vocalis. od vox, vocis — хлас). По отношению к голосу, воспетому человеческим голосом,
у певцов: наоборот, инструментальный. Словарь иностранных слов, входящих в состав
русского языка. Чудинов А. В словаре русского языка
Д.Н. Ушакова — Вокал, пение, вокал (лат. Vocalis — голос) (музыка) —
предназначенный для пения, пения, относящийся к певческому искусству. Вокальная
музыка. Вокальное искусство. Вокальный вечер. Термин вокал T.Ф. Ефремов
констатировал очень кратко: вокал — связан с пением. А в русском словаре И.С.
Ожегова и Н.Ю.Шведова — вокал -й, -й. Пение, связанное с пением.

Весьма специфический термин
дает определение хора в толковом словаре русского языка Д. Н. Ушаковой — хор,
хор, хор. Исполняется хором, предназначена для выступления хоров. Хоровая
музыка. Хоровое повествование. Хоровое исполнение.

Хор (греч. choros). Группа,
группа певцов, которые вместе исполняют вокальную музыку. Женский хор. Мужской
хор. Оперный хор. церковный хор. Твой припев — ерунда. Крылов. Птичий корпус
замолчал. Крылов.

В словаре Т.Ф.Ефремовой дано
подробное описание слова  хоровой –
прилагательное:

1) Относительно основного
меню: хор (1, 3, 6) связан с ним.

2) Тот, где поется — хор (о
кружке, секциях и т.п.).

3) Предназначен для хора
(1).

4) и — в служении церкви (1,
3, 6); выражено в церкви.

 Хор — 1) а — группа певцов, совместно
исполняющих вокальное произведение; б — открытая Группа людей, вместе поющая
песню; в — пер. Те, кто говорят единодушно, говорят что-то.

2) Многоцелевое музыкальное
произведение, предназначенное для исполнения певческого коллектива.

3) Группа музыкантов,
которые вместе исполняют музыкальное произведение: оркестр; б — согласованное
звучание музыкальных инструментов.

4) звучание музыкального
произведения в исполнении группы певцов; б — звуки слаженного группового пения;
в — пер. Многие звуки объединяются в общий треск, жужжание.

5) пер. Соедините тройки и
т. д. струны в струнных музыкальных инструментах.

6) Коллективный участник
древнегреческой трагедии и комедии.

7) пер. толпа, собрание,
множество; гостья. В большом российском
энциклопедическом словаре присутствует только определение понятия хор (греч.
choros), певческий коллектив (от 12 чел.; жен., муж., дет. или смешанный). Вокально-хоровая работа в
детском хоре выполняется в соответствии с психофизиологическими особенностями
детей разного возраста, каждый из которых имеет свои особенности в механизме
голосообразования. При организации детского хора руководитель обязательно должен
учитывать эти способности, соблюдая однородность возрастного состава
коллектива.

Воспитание вокально-хорового
мастерства требует постоянного внимания участников хора, а значит интереса и
усердия. Голос ребенка, имеющий оригинальную окраску, постоянно развивается и
меняется в зависимости от роста детского организма.

Пение в детском хоре
способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного
аппарата. Принудительное пение должно быть исключено. Детскому голосу
противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем возрасте, когда уже
формируется мышца голосовых связок. Вы должны петь с максимальной осторожностью.

Диапазон детских голосов.

Выразительные и технические
возможности детских хоров тесно связаны с возрастными особенностями композиции.
Все детские хоры можно разделить на три группы по возрасту:

— возраст младшего школьного
возраста (1-4 классы)

— старший школьный возраст
(5-8 лет)

— старший школьный возраст
(9-11 класс)

Для хора, состоящего из
детей 6-10 лет, характерен легкий фальшивый, маломощный звук от «р» до «mf». Голоса
еще не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Существенной разницы в
голосах мальчиков и девочек нет.

В обычных школьных хорах
рабочий диапазон находится примерно в пределах первой октавы, а более низкие
звуки — во второй октаве («до-ре»). Совершенствуются хоры младших школьников,
особенно в дружном и двуголосном хоре. Репертуар состоит из народных песен, а
также произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Хор, состоящий из детей
среднего школьного возраста, отличается большей насыщенностью и динамикой
звучания. У мальчиков в этом возрасте выявляется грудной звук, но преобладает
звук головной. У девочек-шестиклассниц проходит становления голоса,  тембра «женского голоса».

В различных методических
пособиях по детскому хоровому пению представлены различные характеристики
детского голоса. Это объясняется тем, что на практике у детей одного возраста
наблюдается широкий диапазон голосовых диапазонов. Однако подавляющее
большинство церквей, состоящих из старшеклассников, варьируются от «ла-си»
малой октавы до «фа-соль» второй октавы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы