Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» в научной литературе 7
1.2. Специфика формирования основ здорового образа жизни в практике ДОО 13
1.3. Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Реализация педагогических условий формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Введение:
Актуальность исследования. В условиях формирования новой социокультурной парадигмы здоровья все большую актуальность приобретает осознанная здоровьесберегающая деятельность, образование в области культуры здорового образа жизни. В связи с тем, что прослеживается значительный рост детей с несформированными знаниями о здоровом образе жизни, возникла необходимость в проведении исследования данной проблемы.
Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит единство уровня, качества и стиля жизни. Учитывая потенциальные возможности периода дошкольного детства в области физического развития, актуальным является создание и использование специальных условий, обеспечивающих детям своевременное и активное приобщение к здоровому образу жизни.
Этап дошкольного детства является наиболее сензитивным для формирования основ здорового образа жизни. Это обусловлено тем, что у детей дошкольного возраста имеются колоссальные психофизиологические резервы для физической активности. Период дошкольного детства характеризуется кардинальными перестройками, связанными с интенсивным анатомо-физиологическим, морфофункциональным и психологическим созреванием организма детей.
В создании оптимальных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровье, здоровом образе жизни и его ценностях большое значение отводится системе дошкольного воспитания. Целенаправленная педагогическая воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в гораздо большей степени, нежели медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование представлений о здоровом образе жизни. Воспитание у дошкольников ценностей здорового образа жизни является важной педагогической задачей, для решения которой необходима разработка системы педагогических воздействий, средств и условий, обеспечивающих формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.
В настоящее время разработаны научные основы воспитания здорового образа жизни в общей и дошкольной психологии и педагогике (В.Г. Алямовской, О.А. Ахвердовой, В.И. Бондина, Г.К. Зайцева, Э.М. Козина, В.П. Озерова и др.). Исследователями обращается внимание на необходимость переработки методик и средств внедрения принципов здорового образа жизни в дошкольное воспитание. Многие авторы отмечают устойчивую тенденцию ухудшения физического развития и здоровья у детей дошкольного возраста (Е.А. Бабенков, Е.З. Пужаева, В.И. Усаков, С.О. Филиппова и др.), что повышает значимость роли дошкольных образовательных учреждений в процессе формирования здорового образа жизни у детей.
Совершенствование системы формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни во многом определяется уровнем научно-методической подготовленности работников ДОУ, их владением соответствующими методиками, согласованностью своей деятельности с родителями дошкольников. Однако в теории и практике дошкольного образования недостаточно изученными остаются вопросы характера содержания педагогического процесса по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни. Отмечается противоречие между необходимостью формирования основ здорового образа жизни детей и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих приобретение ценностного отношения детей к своему здоровью.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы, заключающейся в необходимости формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников и создании для этого соответствующих условий.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении эффективных педагогических условий формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа по процессу формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет эффективна, если:
будет осуществляться формирование интереса детей к собственному здоровью и занятиям по его укреплению;
педагогический процесс будет строится в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
в данном процессе будет использоваться совокупность практических, словесных, наглядных, игровых методов обучения, доступных детям старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни.
2. Выявить особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОО.
3. Рассмотреть педагогические условия формирования основ здорового образа жизни детей в ДОУ.
4. Реализовать педагогические условия по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и дать оценку их эффективности.
Теоретическую основу исследования составляют:
комплекс научных положений, раскрывающих концепцию здорового образа жизни (Л.И. Алешина; А.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын и др.);
современные подходы к пониманию проблемы воспитания основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста (Е.Ю. Александрова; Б.Г. Ананьев; Т.Г. Белова; И.И. Брехман; Э.М. Казин; Н.Э. Касаткина, Л.Г. Касьянова, О.М. Литвинова, Е.А. Мартынова и др.);
взгляды ученых об учете готовности к принятию здорового образа жизни в рамках личностно ориентированного образования (М.Я. Виленский, Э.Н. Вайнер, В.П. Казначеев, Л.Г. Татарникова и др.).
Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 9 «Росинка» города Шадринска Курганской области. В исследовании принимали участие 25 старших дошкольников и их родителей, а также 8 воспитателей детского сада.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Уточнено определение понятия «здоровый образ жизни» приме¬нительно к старшему дошкольному возрасту, конкретизированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; разработано содержание здоровьесберегающей педагогической деятельности.
Решение поставленных задач обеспечивалось использованием комплекса методов: теоретических – анализ и обобщение научной и методической литературы; эмпирических – наблюдение, опытно-поисковая работа, индивидуальное и групповое диагностическое обследование.
Объем и структура ВКР. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы (58 источников) и приложение.
Заключение:
В результате решения теоретических и экспериментальных задач исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Здоровый образ жизни представляет собой интегративную биосоциальную характеристику личности, включающую знания и представления о здоровье как жизненной ценности и ЗОЖ; сформированные привычки и мотивацию поведения как здорового человека; умения и навыки здорового поведения посредством систематической двигательной активности, физическая и социальная активность.
2. Формирование знаний и здоровом образе жизни представляет собой длительный и сложный процесс. Эффективным является применение таких методов, как познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, музыкальные занятия, игры и игровые упражнения. В дошкольных образовательных учреждениях физкультурно-оздоровительная работа представлена следующими мероприятиями: физкультурное занятие, утренняя гимнастика; гимнастика после дневного сна; физкультминутки; игры и упражнения при динамических паузах; подвижные игры и упражнения; закаливающие мероприятия. Анализ комплексных программ свидетельствует о том, что их авторы большое внимание уделяют формированию представлений детей о ЗОЖ.
3. Педагогическими условиями физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками являются: индивидуально-дифференцированный подход к детям, компетентность педагогов; организация сотрудничества с родителями, соблюдение режимных моментов, обеспечение двигательной активности.
4. Опытно-экспериментальная работа показала, что одна из главных причин негативных тенденций в области сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников является низкая компетентность педагогов и родителей в соответствующих вопросах, что тормозит передачу необходимых знаний и поведенческих моделей детям. Следовательно, необходимо решение задач: формирования основ гигиенического поведения, безопасной жизни; взаимодействия физического и познавательного развития детей; обеспечения совокупного физического и психического развития и саморазвития; всестороннего просвещения родителей и повышения квалификации воспитателей в условиях ДОУ, относительно организации здорового образа жизни.
5. Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни обеспечивается рядом педагогических условий: комплексном применении здоровьесберегающих форм и методов работы в условиях ДОУ; опоре на принципы наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала; последовательном формированим у детей представлений о ценностях ЗОЖ; наличии полифункциональной и рациональной предметно-пространственной среды (формирование в условиях ДОУ здоровьесберегающего пространства); применении комплекса эмоциональных средств сообщения и обобщения содержания образования; организации сотрудничества с родителями воспитанников.
6. Формировании у детей основ ЗОЖ обеспечивалось путем формирования устойчивой потребности в занятиях физическими упражнениями; использования многовариантных форм, средств и методов физического развития и укрепления здоровья; составление гибкого графика проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с учетом психофизического состояния ребенка, времени года, и т.д.; использование широкого комплекса упражнений, направленных на развитие всех сторон двигательной активности детей и их физических качеств, с учетом морфофункциональных и психофизических особенностей развития организма; широкое использование игровых средств, посредством подвижных игр; обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля и периодической педагогической диагностики сформированности у старших дошкольников основ ЗОЖ.
7. В качестве форм работы применялись занятия, досуги, спортивные праздники, были использованы просмотр видеоматериалов и иллюстраций, выставки детских работ, рассказы, беседы, методы проблемных ситуаций, предметно-практическая и продуктивная деятельность, дидактические, театрализованные, подвижные игры; пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, и т.д. Здоровьесберегающие технологии были представлены пальчиковой гимнастикой, дидактическими и театрализованными играми, дыхательной гимнастикой, самомассажем, подвижными играми, физкультминутками, пластическими этюдами, психогимнастикой и т.д. В целях реализации поставленной задачи, нами было разработано содержание серии занятий.
8. Положительный эффект реализации серии занятий отразился на качестве знаний детей о здоровом образе жизни: стали более сформированными представления детей о здоровье, причинах и методах лечения болезней, о здоровой пище и сне, пользе правильного питания; о природных факторах; выявлена лучшая осведомленность дошкольников о природных средствах закаливания и оздоровления, о необходимости соблюдения режима дня; о возможностях оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья.
9. Полученные при контрольной диагностике результаты свидетельствуют о том, что показатели старших дошкольников, воспитателей ДОУ и родителей стали более согласованными друг с другом, имеют сходную положительную динамику роста по сравнению с первоначальной диагностикой. Это позволяет говорить о том, что использование комплекса средств, объединяющих задачи познавательного и физического развития, а также определенных педагогических условий,значительно повышает качество организации здорового образа жизни старших дошкольников и согласует усилия специалистов ДОУ и родителей в этом направлении.
10. Таким образом, результаты проведенного теоретического исследования и опытно-поисковой работы указывают, что цель достигнута, задачи решены, положения гипотезы в целом подтвердились.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» в научной литературе
Анализируя содержание понятия «здоровый образ жизни», необходимо рассмотреть такие категории понятийного аппарата исследования, как «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни».
Большинство исследователей за основу принимают определение, данное Всемирной организацией здравоохранения. Наиболее широко известно следующее определение понятия «здоровье» (ВОЗ): состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества (ВОЗ). Данное определение содержит позитивную коннотацию психического здоровья, с акцентом не на психические нарушения, а на обращение к потенциальным возможностям и ресурсам человека.
В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по трем основным уровням:
физическому (совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);
психическому (основная стратегия жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами);
социальному (мера трудоспособности, социальной активности человека; его активное, деятельное отношение к миру) [57].
В «Health Psychology» понятие «здоровье» определяется как благополучие в самом широком смысле (wellbeing). М. Маркс, М. Мюррей, В. Эванс и др. указывают, что «wellbeing – это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Это сложный продукт – результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития [35].
Согласно определениям ученых-исследователей, здоровье может определяться «максимальной производительностью органов человеческого организма при сохранении качественных предметов их функций» (Н.М. Амосов); «динамическим состоянием сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев); «способностью человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» (И.И. Брехман).
Из данных определений следует, что при самых многообразных трактовках, «здоровье» связано с качеством и сбалансированностью взаимодействия организма с условиями внешней среды.
Согласно Э.М. Казину, здоровье представляет собой комплексное целостное динамическое состояние, способное претерпевать изменения в ходе осуществления генетического потенциала в рамках определенной социальной и экологической среды, способствующее реализации индивидом комплекса социально-биологических потребностей и функций [22].
По утверждению И.И. Брехмана, здоровье можно охарактеризовать в качестве физической, социальной, психологической гармонии, представленной динамическим равновесием между человеком, его взаимоотношениями с самим собой, с окружающими и с миром природы. В его работах здоровье трактуется как целостность физиологического, социального и психологического компонентов, влияющих друг на друга. Основу всех этих составляющих образует способность организма создавать постоянство внутренней среды независимо от внешних воздействий, а также способность приспосабливаться к изменениям внешней среды – адаптация [8].
А.Г. Щедрина определяет здоровье как единство трех компонентов: физического здоровья (хорошее развитие всех систем организма, гармоничное развитие); психического здоровья (самопринятие, саморазвитие, самодостаточность личности); социального здоровья (социальное благополучие, жизненная активность) [58].
Следующими ключевыми понятиями являются «образ жизни» и «здоровый образ жизни». «Образ жизни» ‒ довольно сложное понятие, к трактовке которого в научной литературе существуют различные подходы.
Так, Э.Н. Вайнер определяет это понятие в качестве способа жизнедеятельности, который соответствует индивидуально-типологическим характеристикам индивида, являющимися генетически детерминированными, а также соответствует условиям жизни; данный способ жизнедеятельности ориентирован на сохранение и укрепление здоровья человека, и на содействие в реализации комплекса социально-биологических функций [9].Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными аспектами благоприятного или негативного воздействия факторов внешней среды. Их знание дает возможность спланировать мероприятия по сохранению, укреплению, охране и поддержанию здоровья.
С.В. Поповым в рамках исследования образа жизни установлено, что он преимущественно детерминирован комплексом социально-экономических условий, а также зависит от мотивации деятельности индивида. Подобное положение дел объясняет вариативность образа жизни у разных людей. Образ жизни человека представлен следующими категориями – это уровень, качество и стиль жизни [26].
Дефиниция здоровый образ жизни объединяет все то, что содействует реализации личностью комплекса социальных, бытовых, профессиональных функций в специально созданных лучших условиях и отражает направленность деятельности человека на укрепление и сохранение индивидуального здоровья и общественного.
Интерпретация понятия «здоровый образ жизни» существует в нескольких вариантах у разных авторов: как устойчивый жизненный стереотип (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова); как неотделимый от здоровья эталон поведения (М.Я. Виленский); как ресурс, определяющий качество здоровья (В.Г. Алямовская) [29]. В общем значении здоровый образ жизни должен рассматриваться как основополагающий фактор, оказывающий положительное влияние на здоровье человека.
Б.М. Чумаковым здоровый образ жизни описывается в качестве активной жизнедеятельности, направленной на улучшение и сохранение здоровья. Необходимо учитывать, что стиль жизни индивида не может формироваться ситуативно, будучи обусловленным обстоятельствами и условиями существования, стиль жизни претерпевает целенаправленные и систематические изменения на протяжении всей жизни человека [54].
Ю.П. Лисицын и Е.Н. Маоярчук образ жизни определяют как характеризующийся относительной устойчивостью способ жизнедеятельности, который сложился в определенных социально-экономических условиях, и проявляется в виде коммуникаций, норм общения и поведения, склада мышления и т.д. [33]. Согласно исследованиям Ю.П. Лисицына, образ жизни включает в себя три компонента: уровень, качество и стиль жизни. Первые два компонента носят общественный характер, а третий компонент – персонифицированный характер, именно от него, в большей степени зависит здоровье человека, так как поведенческие действия направлены на удовлетворение потребностей каждого отдельного человека своими, индивидуальными способами.
По мнению Э.М. Казина, здоровый образ жизни систематизирует все то, что обеспечивает оптимальное поддержание реализации индивидом социальных, бытовых функций при определенных обстоятельствах и условиях и обусловливает личностную ориентацию на сохранение и укрепление здоровья [25]. Э.М. Казиным установлено, что категория здорового образа жизни представлена следующими взаимосвязанными элементами: культурой питания, движения и эмоций. Здоровье человека зависит одинаково от всех трех элементов.
В рамках исследования здорового образа жизни Ю.Д. Жиловым он описывается как индивидуальная система поведения, ориентированная на удовлетворение социально-биологических потребностей личности, и подобная система обеспечивает не только состояние эмоционального благополучия, но и содействует профилактике различных заболеваний, можно сказать, что данное понятие является абсолютным благополучием, объединяя физические, социальные и психические составляющие [21].
С точки зрения Ю.П. Лисицына, феноменологию здорового образа жизни можно определить как совокупность типичных, установленных форм и способов повседневной жизнедеятельности, способствующих укреплению резервных возможностей организма и являющихся предпосылкой для успешной реализации человеком социально-биологических функций. Ученым подчеркивается. что здоровый образ жизни представляет собой активную деятельность, ориентированную на формирование и укрепление здоровье и реализацию индивидом различных функций. В это понятие включается: соблюдение режима дня, отсутствие вредных привычек, двигательная активность, выполнение физических упражнений, закаливание, рациональное питание [33].
Анализируя сущность здорового образа жизни, Ю.П. Лисицын, А.Г. Носов понимают его как активную деятельность личности в интересах собственного здоровья, посредством соблюдения необходимых норм в повседневной жизни [42].В.П. Озеровым здоровый образ жизни рассматривается как динамичная система, синтезирующая эталоны здоровьесберегающего поведения с целями и ценностями жизни [43].