Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста. 6

1.1. Сущность
понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». 6

1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного  возраста  12

1.3.
Психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у
детей дошкольного возраста. 16

Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у
детей дошкольного возраста. 28

2.1. Организация и
методы исследования. 28

2.2.
Диагностика сформированности основ здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста. 36

2.3.
Содержание работы по формированию основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста. 45

2.4. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 58

Заключения. 67

Список
литературы.. 70

Приложение. 75

Приложение 1. 75

Приложение 2. 77

Приложение 3. 79

Приложение 4. 86

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В настоящее время здоровье является важнейшим составляющим
всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. Сегодняшнее развитие России
сопряжено с модернизацией в сфере образования, которая в главную очередь
касается проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в
современное общество. Успешным в разных сферах жизнедеятельности способен быть человек,
который нацелен на здоровый образ жизни.

Дошкольный период считается более благоприятным с целью формирования
здорового образа жизни. Детство – уникальный период жизни человека, в процессе
которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно
здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый
образ жизни – это не просто совокупность освоенных познаний, а стиль
существования, адекватное поведение в разных ситуациях. Подход ребенка к
собственному здоровью считается фундаментом, в коем возможно станет построить
здание необходимости в здоровом образе жизни. Оно начинается, и формируется в
ходе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение детей к
здоровью непосредственно находится во взаимосвязи сформированности в его
сознании этого понятия.

На состояние здоровья ребенка оказывают большое влияние
многочисленные отрицательные факторы: повсюду портящаяся природная ситуация;
понижение степени жизни в целом по стране; снижение степени социальных гарантий
для детей в сферах внутреннего и физиологического развития; недостаток у
родителей времени и средств для полного удовлетворения нужд ребенка; повышение
количества неполных семей; технология воспитательно-образовательного процесса,
личность преподавателей, а кроме того состояние и направленность семейного
воспитания.

В данных обстоятельствах трудность сбережения и поддержания
здоровья дошкольников становится особенно важной. Современные дети – это
перспектива государства. В рамках государственной концепции сбережения здоровья
детей, огромный интерес уделяется укреплению здоровья детей, и, в первую
очередь, развитию здорового образа жизни.

На важность проблемы развития основ здорового образа жизни
детей дошкольного возраста, указывают исследования А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова,
А.В. Мудрика, М.И. Лисиной, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

ФГОС ДО включает такую образовательную область, как
«Физическое развитие», где одна из задач это формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни. Актуальность проблемы исследования идет
также из социального заказа общества на выпускника дошкольной образовательной
организации, самостоятельно соблюдающего правила здорового образа жизни,
физически развитого и владеющего основными культурно-гигиеническими навыками.

Объект
исследования – здоровый образ жизни детей дошкольного возраста.

Предмет
исследования – формирование основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста.

Цель
исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем
проверить психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Задачи
исследования:

1. Изучить сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ
жизни», психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного  возраста.

2. Проанализировать
психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у
детей дошкольного возраста.

3. Провести диагностику начального уровня сформированности основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе
исследования;

4. Разработать и апробировать содержание работы по формированию
основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на формирующем этапе
исследования;

5. Провести повторную диагностику уровня сформированности основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на контрольном этапе
исследования и проанализировать полученные результаты опытно-экспериментальной
работы.

Гипотеза
исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста будет успешным, если:

¾ создать развивающую предметно-пространственную среду
по формированию основ здорового образа жизни у детей;

¾ разработать систему занятий по формированию основ здорового
образа жизни у детей;

¾ осуществить взаимодействие с родителями по вопросам
формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Методы
исследования: анализ педагогической и методической литературы, синтез,
обобщение, сравнение, психолого-педагогический эксперимент,
психодиагностические методы (методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе
жизни» для выявления знаний дошкольников о ЗОЖ, методика «Незаконченные
предложения о здоровье», предложенная Л.Г. Касьяновой, методика наблюдений И.М.
Новиковой), количественные и качественные методы обработки данных.

База
исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №8 «Буратино» г. Охи.

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Здоровый
образ жизни является совокупностью духовных ценностей и реальных видов, форм и
оздоровительных эффектов деятельности, обеспечивающих оптимальное
удовлетворение потребностей человека. Сущность здорового образа жизни
заключается в обеспечении оптимального удовлетворения потребностей человека при
условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования
организованных внутренних и внешних систем и отношений между личностью и
обществом. Структура здорового образа жизни представляет собой целостное
единство предметно – материальной, природной, социокультурной и духовной
составляющих, социально созданных информационных, энергетических и
пластических, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность человека и общества.

Дошкольный
период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. Обобщая наиболее важные
достижения психического развития ребенка дошкольника, можно заключить, что в
этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития,
включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое
запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков,
интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения,
опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать,
анализировать.

Можно сделать
вывод, что взаимодействие дошкольников с их семьями играет важную роль в
формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Также при
организации развивающей предметно-пространственной среды для формирования
ценностей здорового образа жизни необходимо иметь огромный выбор различного
спортивного инвентаря, который направлен на развитие физических навыков, а
также укрепление и сохранение здоровья дошкольников. Также использование
современных здоровьесберегающих технологий имеет большое значение в
здоровьесбережении, оздоровлении и укреплении здоровья дошкольников.

Опытно-экспериментальная
работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 8
«Буратино» города Охи. Исследования проведены с детьми старшей группы 5-6 лет в
количестве 25 человек (11 девочек и 14 мальчиков).

Методы
исследования: психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические методы
(методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» для выявления знаний
дошкольников о ЗОЖ, методика «Незаконченные предложения о здоровье»,
предложенная Л.Г. Касьяновой, методика наблюдений И.М. Новиковой),
количественные и качественные методы обработки данных.

Анализ
результатов проведенного констатирующего этапа показал, что большинство детей
находятся на среднем уровне сформированности представлений о здоровье и
эмоционального отношения к проблемам здоровья у детей. Следовательно,
сформированность основ здорового образа жизни у детей соответствует в целом
среднему уровню.

По
результатам анкетирования родителей, можно сделать вывод, что большинство
родителей имеют представление об основах здорового образа жизни ребенка, но не
у всех оно сформировано правильно. Многие семьи следят за здоровым образом
жизни, но не все учитывают его тонкости, часть проводит с детьми различные
гимнастики, отдыхи на природе, закаливания, правильно питаются, а часть нет,
поэтому уровень сформированности основ здорового образа жизни не достаточно
развит у их детей.

В связи с
результатами констатирующего этапа, введение специальных педагогических
условий, направленных на формирование основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста целесообразно и актуально. На формирующем этапе была
разработана и апробирована система работы по формированию основ здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста.

Заключительным
этапом опытно-экспериментальной работы являлся контрольный этап. Параметры и
компоненты сформированности основ здорового образа жизни дошкольников были теми
же, что и на констатирующем этапе. Также были использованы методики с
констатирующего этапа.

Исходя из
сравнительных результатов, можно сделать вывод, что по результатам контрольного
этапа эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности
компонентов основ здорового образа жизни увеличилось. Количество детей со
средним уровнем сформированности компонентов основ здорового образа жизни также
увеличилось, а количество детей с низким уровнем сформированности компонентов
основ здорового образа жизни уменьшилось.

Чтобы
доказать эффективность проведенной работы используем критерий Фишера. Мы
посчитали различия когнитивного, эмоционально-мотивационного и
поведенческо-деятельностного компонентов основ здорового образа жизни с помощью
критерия Фишера.

Уровень
сформированности основ здорового образа жизни на контрольном этапе достоверно
выше, чем уровень сформированности основ здорового образа жизни на
констатирующем этапе.

Следовательно,
можно отметить, что гипотеза о том, что процесс формирования основ здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста будет успешным, если: создать
развивающую предметно-пространственную среду по формированию основ здорового
образа жизни у детей; разработать систему занятий по формированию основ
здорового образа жизни у детей; осуществить взаимодействие с родителями по
вопросам формирования начальных представлений о здоровом образе жизни
подтвердилась. Значит, условия, поставленные в начале работы, являются
эффективными, но требуют дальнейшей работы в данном направлении.

Итак, цель, достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста

1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Исходным для определения термина «здоровье» является
определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения:
«Здоровье — это состояние, характеризующееся полным физическим, душевным и
социальным благополучием, а не только отсутствием болезней и определенного
физического дефекта» [45].

Первоначально термин «здоровье» представил древнегреческий
философ, врач и учёный, который жил в V в. до н. э. Алкмеон. По мнению данного
автора, здоровье является гармонией противоположно ориентированных сил. В свою
очередь Цицерон дал описание здоровью как точному балансу различных состояний
души.

Ю.Ф. Змановский указывает на то, что здоровье может
характеризоваться биологическим потенциалом (характеристиками передающимися по наследству),
физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием
и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически
детерминируемых) [19].

В соответствии с медико-биологическими признаками Н.М. Амосов
указывал на то, что здоровье является естественным состоянием организма, характеризующимся
его уравновешенностью с окружающим миром и отсутствием определенных болезненных
отклонений [3].

В соответствии с определением Б.Я. Солопова, здоровье является
индивидуальным психосоматическим (душевно-телесным) состоянием, выражающимся в возможности
человека рационально удовлетворять главные жизненные нужды [40].

В соответствии с определением Г.М. Коджаспировой, здоровье является
состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия, отличающимся
наличием у человека определенного количества энергии, энтузиазма и настроения с
целью исполнения либо окончания дела [25].

С точки зрения Э.М. Казина, здоровье является комплексным
целостным динамическим состоянием, которое формируется в ходе реализации
генетического потенциала в обстоятельствах определенной общественной и
экологической среды и дает возможность человеку в разной степени реализовывать
его биологические и социальные функции [20].

И.И. Брехман является основоположником валеологии, он представлял
такое определение понятию здоровью – здоровье представляется в качестве
физической, социальной и психологической гармонии человека, доброжелательных
отношений с иными людьми, с природой и самим собой [7].

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова дают такое определение понятию «здоровье»:
здоровье является состоянием в полном, физическом, душевном и социальном
благополучии и умением адаптироваться к непрерывно меняющимся обстоятельствам
окружающей среды и естественному процессу сохранения, а кроме того отсутствием
болезней и физического дефекта [6].

В большой медицинской энциклопедии объясняется термин «здоровье»
в качестве состояния человеческого организма, при котором функции каждого его
органа и системы уравновешиваются с внешним окружением и отсутствуют определенные
болезненные перемены [8].

Проблему исследования здоровья затрагивали также и педагоги. К
примеру, педагог В.А. Сухомлинский указывал на то, что забота о здоровье
ребенка является совокупностью санитарных и гигиенических принципов и правил, а
не сводом требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, в первую очередь,
забота в гармоничной полноте каждой физической и духовной силы, и венцом данной
гармонии можно назвать творческую радость [42].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы