Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование осанки младших школьников средствами физической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 6

1.1 Анатомо-физические особенности
детей младшего школьного возраста  6

1.2 Средства оздоровительной
физической культуры у детей младшего школьного возраста. 11

1.3 Методы
профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. 14

Выводы по главе 1. 21

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 23

2.1. Методы исследования. 23

2.2. Организация исследования. 27

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ. 29

3.1. Методика фитбол занятий на
уроках физической культуры для формирования осанки у детей младшего школьного
возраста. 29

3.2. Обсуждение результатов
исследования. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49

  

Введение:

 

Актуальность темы. Особенности
современных условий жизни, быстрые темпы развития техники, модернизация учебных
процессов, рост информации предъявляют высокие требования к организму детей младшего
школьного возраста. Пластичность функциональных систем здорового ребенка способствует
сравнительно быстрой их адаптации к отрицательным влияниям внешней среды [1]. Напротив,   незначительные отклонения в состоянии их
здоровья, в том числе и наличие нарушений осанки приводят к тому, что организм
не всегда адекватно реагирует на учебные нагрузки.

В специальной
научно-методической литературе отмечено многочисленные взаимосвязи между нарушениями
осанки, сопровождающимся деформацией позвоночника, изменениями топографии и
морфологии костных элементов позвоночника, грудной клетки и таза, и нарушением
нормальной иннервации внутренних органов грудной и брюшной полости [15].

На сегодня количество детей
со сколиозами растет и актуализирует проблему целевой разработки программы оздоровительной
физической культуры для данного контингента для формирования осанки. По мнению ряда авторов [16, 19, 22], чтобы добиться результатов в улучшении функционального состояния
позвоночника и мышц у детей младшего школьного возраста со сколиозами и
нарушениями осанки, требуются принципиально новые подходы, средства и
технологии, которые должны соответствовать индивидуальным особенностям каждого
занимающегося, максимально эффективно реализовать их интересы, склонности и
способности.

Школьники, нередко, не приемлют жестко организованные формы
занятий с их прагматичной направленностью и утилитарными заданиями. Об этом
свидетельствует большой интерес у них к нетрадиционным видам физических
упражнений [36, 50, 51], что немаловажно учитывать
в процессе организации занятий по физической культуре.

Значительный интерес в этом направлении вызывают вопросы
рационального использования оздоровительного потенциала фитбол занятий на
уроках по физической культуре, определенные методики которой формируются в
результате синтеза разнообразных упражнений силового и растягивающего
характера, рекреационно-развлекательных (игровых) мероприятий и
специализированных упражнений, направленных на коррекцию мышечного корсета у детей.

Объект
исследования – процесс формирования осанки младших школьников средствами физической
культуры.

Предмет
исследования – средства и методы фитбол занятий на уроках по физической
культуре у детей младшего школьного возраста для формирования осанки.

Цель
исследования – разработать методику фитбол занятий на уроках по физической
культуре у детей младшего школьного возраста для формирования осанки и
улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.
Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно формирования
осанки у детей младшего школьного возраста.

2.
Оценить особенности функционального состояния опорно-двигательного аппарата у
детей младшего школьного возраста.

3.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики фитбол занятий
на уроках по физической культуре у детей младшего школьного возраста для
формирования осанки и улучшения функционального состояния опорно-двигательного
аппарата.

Гипотеза
исследования: предполагается, что разработанная методика фитбол-занятий на
уроках по физической культуре будет эффективной для формирования осанки у детей
младшего школьного возраста и будет способствовать улучшению их функционального
состояния опорно-двигательного аппарата.

Практическая
значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы
педагогами, учителями физической культуры, реабилитологами, инструкторам
лечебной физической культуры, преподавателями в фитнес-центрах, спортивных
школах для формирования осанки у детей младшего школьного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. На основе анализа специальной научно-методической
литературы, а также отечественного и зарубежного практического опыта
установлено накопление значительного массива теоретических, эмпирических данных
по теории и методики физической культуры детей с функциональными нарушениями
опорно-двигательного аппарата. На сегодня в России состояние здоровья детей
находится на неудовлетворительном уровне, многочисленные исследования
свидетельствуют о наличии различных отклонений в состоянии опорно-двигательного
аппарата. Отмечается отсутствие интереса к занятиям физическими упражнениями.

Актуальными в этой связи являются вопросы, связанные с
поиском новых путей совершенствования физической культуры детей с нарушениями
осанки, создания инновационных технологий. В настоящее время большой
популярностью пользуются фитнес-технологии, особенно с применением
инновационных занятий с фитболом. Важно, что сегодня на фоне достаточного
освещения материалов научных исследований и опыта практики по вопросам
разработки и внедрения широкого спектра технологий и методик количественного и
качественного оценивания биогеометрического профиля осанки, опорно-рессорных
свойств стопы, отмечается недостаточность разработок по применению фитбол
занятий у детей младшего школьного возраста для формирования осанки.

2.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей экспериментальной
и контрольной группы младшего школьного возраста отмечались сниженные
показатели тестов, оценивающие силовую выносливость мышц брюшного пресса и
спины, а также гибкости позвоночника.

По
средним результатам плечевого индекса можно сделать вывод о том, что у детей
наблюдалась сутулая спина, что требовало разработки специальной методики,
направленной на улучшение функциональных возможностей кардиореспираторной системы
и формирование осанки.

3. Рекомендуемая методика включала
базовые упражнения фитбол занятий, а также аэробные упражнения для укрепления
сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Также содержанием данной методики
предусмотрены упражнения силового и скоростно-силового характера с
целенаправленным действием на мышцы, формирующие мышечный корсет ребенка и
определяющие осанку тела.

Содержание разработанных фитбол занятий составляет
система подобранных, логично и дидактически разработанных упражнений с использованием
фитбола, которые предусматривают выполнение упражнений в разных положениях тела
(сидя на фитболе, лежа на фитболе, стоя), что способствует гармоничному
физическому развитию и укреплению мышечного корсета ребенка.

Полученные
результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что  разработанная методика коррекции на основе
применения средств фитбол занятий способствует улучшению показателей
функционального состояния мышечного корсета 
детей и улучшении его подвижности, а также уменьшении сутулости. Показатель
гибкости позвоночника был достоверно выше у детей экспериментальной группы по
сравнению с контрольной на 2,1 см (p<0,05), 
силовой выносливости мышц спины – на 6,9 с (p<0,05), брюшного пресса
– на 6,2 с (p<0,05), сгибания позвоночника – на 2,2 с (p<0,05),
разгибания позвоночника – на 3,20 с (p<0,05).

Полученные
данные подтвердили эффективность разработанной методики фитбол занятий и могут
служить основанием для практического внедрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1
Анатомо-физические особенности детей младшего школьного возраста Для рационального
применения средств оздоровительной физической культуры  необходимо принимать во внимание особенности
сенситивного периода развития физических качеств, в котором происходит
интенсивное созревание структурных и функциональных элементов. Данные факторы
определяют становление произвольной регуляции поведения, ориентацию на
социальные нормы и требования, формирование основ логического мышления [1].

Младший школьный
возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата и
различной интенсивностью роста отдельных размерных признаков. Например, длина
тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны
суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое
количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую
подвижность до 8 лет.

Множество
исследований показывают, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен
именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста
имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка.
Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.

Для детей младшего
школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной
активности. Школьницы, которые занимаются классическим танцем и хореографией,
отличаются от своих сверстниц относительно поздним скачком в росте тела и более
поздними сроками полового созревания.

С
этим нельзя не согласиться, так как девочки, которые занимаются танцами, очень
отличаются от сверстниц меньшим показателем окружности грудной клетки в каждом
возрасте, а именно за счет меньшего подкожного жироотложения [18].
Разносторонняя физическая нагрузка у танцоров способствует развитию мышц туловища,
формированию правильной осанки и распрямлению грудной клетки.

Высокая
пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и
перестройки условно-рефлекторных связей у детей младшего школьного возраста
создают благоприятные условия для развития физических качеств.

Физические
качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития,
потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и
отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [5].

В младшем школьном возрасте начинается
интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к
освоению новых движений, формированию двигательных навыков.

Костная ткань в младшем школьном возрасте
характеризуется следующими особенностями:

• отличия в строении и химическом составе;

• наличие интенсивных ростовых процессов.

Для костной ткани детей характерно
строение, напоминающее волокнистую костную ткань взрослых. В их костной ткани
больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью,
большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям.
Форма грудной клетки изменяется с возрастом. В возрасте 7-8 лет она принимает
форму, характерную для взрослых. У детей при длительной деятельности, которая
требует сжатия грудной клетки, возможна ее деформация.

Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте
слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает
значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому
возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей,
возникновение плоскостопия [23; 30].

В мышечной ткани детей данного возраста
происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая
перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц
тесно связано с двигательной деятельностью ребенка.

Младший школьный возраст особенно важен
для формирования правильной осанки. В этом возрасте продолжается окостенение
многих элементов скелета, что может служить важной оценкой «костного возраста»,
который определяется рентгенографически. Отсутствие сильно развитого мышечного
корсета в этом возрасте может привести к нарушениям осанки, формы сводов стопы [5].

Кроме того, особое место в этом периоде занимает профилактика
плоскостопия. Систематическое выполнение специальных упражнений и массажа с
использованием массирующих приспособлений способствует раздражению
рефлексогенных зон стоп, что является мощнейшим стимулятором развития скелетной
мускулатуры.

Степень развития скелетных мышц и уровень координации движений во
многом определяют облик ребенка в этом возрасте. С развитием мышц и
двигательных центров изменяется двигательная активность ребенка.

В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются
двигательные качества мышц, такие как скорость, сила, ловкость, выносливость
[16; 17]. Дети в младшем
школьном возрасте очень возбудимы, однако их работоспособность находится на
низком уровне. Для них характерна быстрая утомляемость. Поэтому при организации
занятий следует избегать длинных монотонных объяснений, длительных и монотонных
задач. Время произвольного удержания внимания детей 6-7 лет — 15-20 мин.

К 6-7 годам дети не способны осуществлять
тонкие точные движения в максимально короткое время. Пространственная, а за ней
и временная точность движений развивается позже. Особенно важно точное
дозирование нагрузок, поскольку у детей этого возраста недостаточно развито
чувство усталости. Они плохо оценивают изменения во внутренней среде организма
и недостаточно адекватно описывают эти изменения. Все эти особенности следует
учитывать при организации занятий оздоровительной физической культурой.

На протяжении всего младшего школьного
периода хорошо развита гибкость. Дети характеризуются высокой двигательной
активностью, которая является предпосылкой нормального развития. Для
профилактики гипотонии необходимо использовать четко дозированную физическую
активность. В этом возрасте следует применять наглядные методы обучения, широко
использовать игры, пытаться развивать деятельность рук и приучать детей к
словесным инструкциям.

Для детей младшего школьного возраста характерны высокие уровни
обменных процессов во всех системах организма. Затраты энергии очень высоки, в
покое расход энергии организмом ребенка 7 лет достигает 2 Вт в перерасчете на
каждый килограмм массы тела (у взрослого 1 Вт/кг) [5].

По
многим параметрам двигательная функция достигает высочайшего уровня, именно
поэтому создаются наиболее благоприятные прогнозы для развития двигательных
способностей.

Необходимо
эффективно использовать данный период для обучения новым, в том числе и сложным
движениям, а также активировать работу по развитию гибкости, выворотности,
подъема стопы, ловкости, силы выносливости и координации.

На
уроке целесообразно соблюдать скоростной и силовой режим, статические нагрузки
давать в ограниченном объёме [18]. Знание всех основных возрастных особенностей
детей 6-9 лет позволяет не только хорошо оценить двигательные способности
ребенка, но и адекватно подобрать упражнения оздоровительной физической
культуры.

В
этом возрасте дети очень уверенно овладевают элементами технических движений;
они способны к точным, самостоятельным и ловким движениям, которые производятся
под музыку, со всей группой детей; cпособны осваивать и реализовать
сложнокoординированные движения в танце; способны к выполнению простейшего
графического движения [27].

В младшем школьном
возрасте организму ребенка свойственна незавершенность развития центральной
нервной системы, а также многих анализаторов (зрительного, слухового
анализатора, опорно-двигательного аппарата), несовершенство нервно-гуморальной
регуляции всех физиологических функций.

В этом возрасте происходят значительные изменения в деятельности
всех физиологических систем детского организма. Если рассматривать данный
вопрос с функциональной позиции, то возраст 6-7 лет является одним из
критических этапов развития, от которого могут зависеть все последующие периоды
жизни ребенка. Этот период можно считать сенситивным относительно
становления процессов высшей нервной деятельности ребенка и морфофункциональных
изменений в центральной нервной системе [5].

Таким
образом, в младшем
школьном возрасте интенсивно развиваются такие двигательные качества, как
ловкость, выносливость, гибкость, которые позитивно отражаются на других
составляющих физического и морфофункционального развития ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы