Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология ДО

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к русским народным традициям

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к русским народным традициям 8

1.1. Структура нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 8

1.2. Особенности формирования и развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 19

1.3. Характеристика русских народных традиций для детей старшего дошкольного возраста 28

Выводы по главе 1 42

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста в процессе приобщения к русским народным традициям 44

2.1. Диагностика уровня развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 44

2.2. Система работы по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста в процессе приобщения к русским народным традициям в условиях дошкольной образовательной организации 52

2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования, оценка эффективности работы 62

Выводы по главе 2 68

Заключение 70

Список использованных источников 75

Приложения 82

  

Введение:

 

Преобразования в экономической и политической сфере, интенсификация в развитии науки, информационных и коммуникационных технологий, ускорение темпов жизни, общественные трансформации свидетельствуют об изменении социальной действительности, обусловившей ценностно-нормативные сдвиги в жизни общества. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала общества является своевременное формирование у детей системы нравственных представлений. В рамках любого общества существуют свои социальные нормы и ценности, берущие истоки от народной педагогики, практики воспитания, а вследствие происходящих в общественной жизни трансформаций процесс нравственного развития подрастающего поколения приобретает особую значимость с позиций приобщения к русским народным традициям. В этой связи особенно важно воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным традициям, к традиционной русской культуре, являющейся хранительницей исторической памяти поколений.

В условиях обесценивания нравственности в современном обществе дошкольные образовательные учреждения должны ориентироваться на формирование у детей нравственных отношений, привитие им нравственных норм поведения. Поэтому нравственное воспитание должно рассматриваться как процесс развития нравственной личности, основу которого составляют такие компоненты, как нравственное просвещение, формирование нравственных представлений, чувств, навыков нравственного поведения.

Актуальность темы обусловлена тем, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для приобщения детей к русским народным традициям в контексте формирования у них нравственных представлений. Дети дошкольного возраста еще недостаточно знают, как правильно вести себя в обществе, не всегда согласовывают свое поведение с известными нормами морали и нравственности, у них еще накоплен недостаточный опыт собственного нравственного поведения, а нравственные нормы, ценности и ориентации, хотя и усвоены, еще не вполне присвоены и не стали личностно значимыми, которыми дети могли бы руководствоваться в своем поведении.

Многие современные педагоги, среди которых О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский, в своих трудах отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников». Формирование нравственных представлений, как определяют Е. Авилова и Л. Волобуева, – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Большое значение в процессе формирования нравственных представлений, по мнению С.А. Козловой, играет эмоциональная активность дошкольников, так как представления – это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств.

В условиях дошкольной образовательной организации необходимо создание условий для приобретения детьми практического опыта в формировании нравственных представлений. Одним из наиболее эффективных средств для решения этой задачи служат русские народные традиции, несущие в себе символическую информацию о прошлом народа, транслирующие от поколения к поколению исторические черты национального менталитета.

Развитие личности реализуется в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии с поставленными целями и задачами. Духовно-нравственное воспитание личности реализуется в контексте Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии с задачами социально-коммуникативного развития дошкольников: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, и т.д.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между усилением внимания к проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста недостаточностью ценностного наполнения учебно-воспитательного процесса дошкольных образовательных учреждений, а также недостаточным использованием потенциала русских народных традиций в контексте формирования у детей нравственных представлений. Стремление найти пути решения данного противоречия и обусловило выбор темы исследования.

Цель исследования: сформировать нравственные представления у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к русским народным традициям.

Объект исследования: нравственные представления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сформированость нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных традиций.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста будет эффективен при комплексном применении методов (народных, подвижных, дидактических, театрализованных игр, бесед, чтения народного сказочного и песенного фольклора – сказок, пословиц, поговорок, стихотворений, былин; создания аппликаций, рисунков и т.д.) и форм (народных фольклорных праздников, мастер-классов, творческих мастерских, выставок декоративно-прикладного искусства, выставок народных ремесел, экскурсий и т.д.) работы при ознакомлении детей с русскими народными традициями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятий «нравственность», «нравственные представления», «нравственное поведение» на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2. Изучить специфику формирования и развития нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать педагогический потенциал и возможности русских народных традиций как средства формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста

4. Разработать и реализовать на практике систему работы по повышению результативности формирования нравственных представлений средствами русских народных традиций с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

5. Оценить эффективность применения на практике совокупности методов, форм и приемов работы при ознакомлении детей с русскими народными традициями как средства нравственного воспитания детей.

Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках отечественной науки процесс усвоения социальных норм, образцов, способов поведения трактуется в качестве морального развития ребенка, что подчеркивается в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского и др. Вопросами воспитания нравственно-волевых качеств занимаются такие исследователи, как Р.С. Буре, В.Н. Давидович и др., Н.А. Стародубова, проблемами духовно-нравственного воспитания — Н.И. Непомнящая и др. Теоретические основы формирования социальных норм детей дошкольного возраста заложены в работах Р.С. Буре, А.В. Запорожца, В.М. Холмогоровой, С.Г. Якобсона и др.

Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре, Л. С. Выготского, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой В.Г. Нечаевой, и др. В работах C.А. Козловой, Д.Б. Эльконина подчеркивается необходимость развития у ребенка умения управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.

С.Г. Якобсон подчеркивает, что у дошкольников моральные представления опережают моральное поведение, имеется расхождение между вербальным и реальным поведением, а наличие моральных представлений является важнейшим фактором следования социально-нравственным нормам.

Методы исследования: В соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования, в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам: организационная группа методов (сравнительного анализа); эмпирическая группа методов (наблюдение, эксперимент, опрос); методы количественной и качественной обработки данных; методы математической обработки фактических данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методические материалы по комплексному использованию различных видов русских народных традиций в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций в построении воспитательно-образовательного процесса.

Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список использованных источников (69), приложения (6). Работа иллюстрирована таблицами (6) и рисунками (8).


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы.

Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования и развития у детей нравственных представлений. Нравственные представления представляют собой представления о традиционно сложившихся морально-нравственных категориях (добре, зле, совести, справедливости, достоинстве и т.д.), знания о нравственных качествах, чувствах и отношениях. Ведущими компонентами нравственных представлений служат нравственное сознание, нравственные чувства и качества, нравственное поведение.

Одним из эффективных средств, способствующих формированию у детей дошкольного возраста основных нравственных представлений, являются русские народные традиции. «Традиции» – это формы передачи социального опыта, идеи, обычаи, обряды, праздники, нормы поведения, народный опыт, вкусы, и другие формы социальных и культурных явлений, передаваемые от старшим младшим. Современные дошкольные образовательные программы содержат различные требования, направленные на приобщение детей к традиционной русской культуре и традициям. Приобщение детей к русской традиционной культуре, к исторической памяти народа, к традициям не только способствует формированию национального самосознания, представлений о многообразии народной русской культуры, но и содействует формированию нравственных представлений дошкольников.

Вторая глава исследования была посвящена организации и проведению экспериментальной работы по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста в процессе приобщения к русским народным традициям.

Путем систематизации методик были определены основные нравственные категории: «добро, зло, мудрость, мужество, справедливость, счастье, дружба, милосердие, долг, вина, трудолюбие – лень, щедрость – жадность, доброта – злость, правдивость – лживость», а также нравственные нормы и эмоциональное отношение к ним дошкольников, а также умение дать моральную оценку нравственным поступкам.

В рамках констатирующего этапа исследования выявлено, что в выборке присутствуют дошкольники, у которых наблюдается недостаточный уровень сформированности нравственных понятий. У большинства детей сформированы обобщенные представления относительно нравственных качеств, при определении нравственных категорий дети ориентировались на эмоциональную оценку: «это плохо». Наблюдается недостаточная сформированность отдельных нравственных категорий, в ответах дошкольников присутствует большое количество тавтологий («Добро – это когда человек добрый», «мудрость – это когда мудрый»), большинство при формулировке нравственного качества стараются давать ответ в форме клише, отсутствует четкость в определениях нравственных качеств. Нравственные ориентиры преобладающего количества дошкольников сформированы в достаточной степени – дети правильно называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют собственные оценки.

С целью ознакомления детей с русскими народными промыслами, устным народным творчеством, национальными традициями; историей их происхождения была разработана система мероприятий по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста средствами народных традиций.

В ходе организации мероприятий у дошкольников у детей было сформировано эмоционально-положительное отношение к национальным русским традициям, русскому народному творчеству, работам русских умельцев. Этому способствовали различные формы и методы организации занятий: беседы, дидактические и театрализованные игры и этюды, русский народный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, потешки, русские народные сказки, былины и т.д.), продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация); рассматривание альбомов, чтение книг и стихотворений, слушание песен; ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством (русским народным костюмом, росписью, народными игрушками, и т.д.), русскими народными праздниками; и т.д. У детей развивались такие качества, как гордость и уважение за принадлежность к русскому народу, к русским народным промыслам, традициям, верованиям, праздникам, обрядам; к национальной культуре своего народа.

В итоге у детей происходило формирование представлений о различных нравственных качествах: доброте, заботе, трудолюбии, вежливости, гордости, скромности, дружелюбии, бескорыстности, сопереживании, милосердии, справедливости, правдивости, смелости и т.д.

Дошкольники на занятиях учились проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие, гуманность, отзывчивость, сострадание, желание оказать помощь. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе использования русских народных традиций помогало формированию общих оценочных суждений о нравственных качествах личности, о нравственных нормах. В качестве предварительной работы дети разучивали пословицы, поговорки, отгадывали загадки, читали русские народные сказки, рассматривали иллюстрации, проводились хороводы, исполнялись народные песни, театрализованные этюды. Узнавая о многообразии русских народных традиций, дошкольники расширяли свои знания о прошлом России, о национальной русской одежде, праздниках, играх, промыслах, фольклоре и т.д.

Для работы над нравственными понятиями были подобраны русские народные сказки – «Зайкина избушка» (смелость, решительность, отвага, бесстрашие, справедливость, оказание помощи); «Лиса и журавль»; «Теремок» (доброта, дружелюбие, душевность, щедрость, взаимовыручка); «Гуси-Лебеди» (забота о близких, добро и зло, любовь к родным, ответственность, смелость, решительность, желание помогать другому); «Мороз – Красный нос» (вежливость, культура общения, доброта, покорность, доброта, трудолюбие, терпение, отзывчивость); «Крошечка-Хаврошечка» (трудолюбие, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручка); «Колобок» (хвастливость и скромность); «Репка» (бескорыстие, взаимовыручка, сотрудничество, готовность прийти на помощь), «Правда и Кривда» (правдивость, честность) и др. Дети с интересом включались в театрализованные представления по прочитанным сказкам, во время которых дети разыгрывали сказочный сюжет по ролям, примеряли на себя образ сказочных персонажей, лучше осознавали нравственные качества и поступки.

В контексте каждого занятия, в рамках разбора нравственных качеств: милосердие, сострадание, трудолюбие, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, скромность и др., помимо сказок, былин, подбирались репродукции картин художников, иллюстрации к сказкам, русские народные подвижные игры (на взаимовыручку, сплоченность по каждой изучаемой сказке), театрализованные этюды, загадки, пословицы по определенной нравственной тематике, тематические аппликации, раскрывающие сущность и содержание конкретных нравственных представлений. Дети вовлекались в изучение русских народных традиций в ходе участия в хороводах, колядках, пения народных песен и т.д. У детей формировались представления о разных аспектах жизни героев Древней Руси, о русском национальном характере, в котором сочетались лучшие нравственные качества.

По результатам контрольного этапа исследования произошла положительная динамика. У детей стали более сформированными нравственные представления и ориентиры, выявлено лучшее осознание нравственных норм, дети стали лучше оценивать поведение других людей и мотивировать свои оценки. В контексте раскрытия смысла нравственных качеств появились содержательные аспекты при определении понятий. Наиболее сформированными понятиями служат такие, как добро и зло, более понятными для детей стали категории мужества, счастья, милосердия, долга, вины. Почти всегда могли правильно обосновать выбор, назвать нравственную норму, что доказывает достаточную степень сформированности их нравственных ориентиров. Большинство детей достаточно осознают нравственные нормы, способны правильно оценивать поведение других людей и мотивировать свои оценки. В процессе приобщения детей к русской традиционной культуре, к исторической памяти народа, к русским национальным традициям, национальным особенностям, укладу, обрядам, ритуалам, народным праздникам, национальным героям, декоративно-прикладному творчеству, русским народным промыслам, устному, сказочному и песенному фольклору, у дошкольников формировались нравственные представления.

Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется достигнуть проявления интереса дошкольников к русскому культурному наследию и формирования чувства сопричастности к русской национальной культуре, что будет отражаться в сформированных нравственных представлениях дошкольников. Особое внимание будет уделяться приобретению дошкольниками опыта общения с окружающими; практике освоения детьми способов сопереживания, доброжелательности, помощи и заботы как позитивного жизненного опыта.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к русским народным традициям

1.1. Структура нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

В Педагогической энциклопедии нравственность рассматривается как сложная, многоуровневая система, комбинирующая следующие качества: разум, волю, чувства. Под «нравственностью» следует понимать внутреннюю потребность индивида следовать в соответствии с принятыми в социуме моральными принципами и этическими нормами. Это система моральных убеждений, принятых в обществе и усвоенных человеком [59, с. 885].

Во многих источниках понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [17, с. 234]. У С.И. Ожегова «Нравственность – это внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения» [37, с. 119].

По мнению В.А. Сластенина нравственность представляет собой личностную характеристику, представленную совокупностью качеств: добротой, честностью, порядочностью, правдивостью, справедливостью, трудолюбием, дисциплинированностью, которые выступают в качестве регуляторов поведения индивида [45].

Л.А. Григоровичем «нравственность» определяется как «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [16, с. 104]. Процесс воспитания, определяемый как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду», по самому своему определению предполагает приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям [29, с. 87].

Представления с точки зрения психологии являются отражением и познанием индивидом окружающей действительности.

Нравственные представления можно представить в качестве обобщенных образов относительно таких нравственных категорий, как добро, зло, любовь, красота; это и осознание и проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности, сопереживания по отношению к окружающим; это и способность к формулировке нравственных обязательств, осуществлении нравственного самоконтроля и выполнения морально-нравственных норм).

«Нравственные представления» – это, как отмечает С.И. Божович, представления о таких качествах человека, которые помогают человеку действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения [10, с. 39]. В общий перечень традиционно сложившихся морально-нравственных категорий входят: добро, зло, совесть, справедливость, достоинство и честь, ответственность, польза или благо, благоразумие, долг, вина.

Специфика нравственных представлений основана на комбинировании образности (наглядности) и обобщенности нравственных понятий, смыслов, ощущений, восприятий, представляя, таким образом, некий собирательный образ предметов и явлений, составляющих нравственную реальность [13]. Ввиду того, что посредством восприятия различных предметов и явлений, осуществляется накопление опыта нравственной деятельности, соответственно, нравственные представления не могут считаться исключительно собирательным образом, они выступают и в качестве процесса познания, заключающегося в усвоении реальности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы