Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Художественной-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков у детей младшего дошкольного возраста в предметной аппликации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4
ЛЕТ В ПРЕДМЕТНОЙ АППЛИКАЦИИ

1.1. Предметная аппликация как средство
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

1.2. Психологическое обоснование формирования
навыков у детей младшего дошкольного возраста в предметной аппликации

1.3. Анализ педагогических исследований по
проблеме формирования первоначальных изобразительных навыков у детей 3-4 лет в
предметной аппликации

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ПРЕДМЕТНОЙ АППЛИКАЦИИ

2.1. Методика изучения уровня сформированности
первоначальных изобразительных навыков в предметной аппликации у детей младшего
дошкольного возраста

2.2. Содержание, методы и приемы формирования
изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в предметной
аппликации

2.3. Анализ результатов экспериментальной
работы по формированию первоначальных изобразительных навыков у
детей младшего дошкольного возраста в предметной аппликации ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. На современном этапе развития
дошкольного образования актуальными остаются задачи формирования умственных,
творческих способностей дошкольника, становление его нравственных
представлений, трудовых умений, художественного вкуса. Большими потенциальными
возможностями для решения данных задач обладает один из любимых детьми видов
изобразительной деятельности – аппликация. Процесс ее создания состоит из
целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка
достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а
также сосредоточенности, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Отечественные учёные коррекционной педагогики и специальной психологии признают
аппликацию одним из важных коррекционных средств в работе с умственно отсталыми
дошкольниками [21, с. 125].

Дошкольный
возраст является сенситивным периодом для развития познавательных и творческих
способностей ребенка младшего дошкольного возраста, базирующихся на
возможностях образной сферы. При этом художественно-эстетическое развитие
выступает важнейшей частью процесса общего развития. В настоящее время оно
обозначается как вопрос, который требует обсуждений. Так, всю свою жизнь, с
самого детства, человек соприкасается с различными эстетическими и
художественными явлениями, которые очень значимы с практической точки зрения. И
в повседневности, и в области духовности, в коммуникационных процессах
современного общества постоянно происходит столкновение с различными сторонами
жизни, как продуктивными, так и деструктивными [34, с. 321]. И все это должно
сопровождаться адекватным восприятием действительности. Традиционно художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста понимается как средство: развития
творческого потенциала ребенка; развития образного, ассоциативного мышления;
развитие самостоятельности и творческой активности.

Можно предположить, что
наряду с другими видами изобразительного искусства, предметная аппликация, как
средство художественно-эстетического развития детей, адресованная возрастным
возможностям ребенка, дает возможность создать оптимальные условия для овладения
им опосредствованными формами ориентировки в художественно-творческом
пространстве (модельной и художественно-символической). Это обусловлено тем,
что в развитых формах художественной аппликации существует подобное разделение:

1) составление предварительного
эскиза (модели), который способствует воплощению замысла в материале;

2) передача через
символику цветовых отношений, форм, ракурсов, выразительность элементов и
атрибутов, композиционный строй – собственного отношения к изображаемому,
личностного мироощущения, «коммуникативного послания».

Предметная аппликация
позволяет развиваться дошкольнику с точки зрения художественно-эстетического
мировосприятия, творчески самореализовываться.

Соответственно, проблема данного исследования
заключается в том, чтобы определить педагогические условия формирования навыков
у детей младшего дошкольного возраста в предметной аппликации.

Теоретическая
база исследования. Исследованием данной темы занимались
такие ученые:

— аспекты творчества
исследовали Т.А. Барышева, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Х.Э. Штейнбах и
другие;

— особенности аппликации
рассматривали З.А. Богатеева, С.А. Друшлякова, М.А. Гусакова, Е.В. Мельникова,
Е. Ким, Е.Н. Удина и другие.

Авторы по-разному
подходили к формированию аппликационных навыков у детей, но их мнение сводится
воедино в том, что в предметной аппликации огромное значение имеет
художественное и пространственное видение, а также использование поэтапного
подхода «от простого – к сложному».

Цель
исследования- определить педагогические условия
формирования первоначальных изобразительных навыков в предметной аппликации у
детей 3-4 лет.

Объект
исследования – процесс формирования
первоначальных  изобразительных навыков у
детей младшего дошкольного возраста в предметной аппликации.

Предмет
исследования – предметная аппликация.

Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что предметная
аппликация будет оказывать  влияние на
формирование первоначальных изобразительных навыков детей младшего дошкольного
возраста при следующих условиях:

— ознакомления детей с
доступными для данного возраста способами аппликации;

— применения игровых
методов и приемов;

— использования на
занятиях разнообразного наглядного материала для поддержания интереса детей к
аппликации;

— создания на занятиях
комфортной доброжелательной обстановки;

— учета индивидуальных
особенностей каждого ребенка.

Задачи
исследования:

1.Изучить теоретические
основы формирования первоначальных изобразительных навыков у детей 3-4 лет в
предметной аппликации.

2.Выявить педагогические
условия формирования первоначальных изобразительных навыков у детей 3-4 лет в
предметной аппликации.

3.Разработать и
апробировать на практике занятия по формированию первоначальных изобразительных
навыков у детей 3-4 лет в предметной аппликации.

Методы
исследования:

— анализ
психолого-педагогической и методической литературы;

— наблюдения за детьми;

— проведение
педагогического эксперимента;

— анализ детских работ;

-обработка полученных
результатов.

Практическая
значимость заключается в возможности использования разработанных
занятий по формированию первоначальных изобразительных навыков в предметной
аппликации у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной
организации.

Апробация
результатов исследования: ход и результаты исследования
обсуждались на педсоветах в ГБОУ Школе № 941 Южного Административного Округа г.
Москвы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного
исследования были решены следующие задачи:

1.Изучены теоретические
основы развития навыков у детей младшего дошкольного возраста в предметной
аппликации.

2.Выявлены педагогические
условия развития навыков у детей младшего дошкольного возраста в предметной
аппликации.

3.Разработано содержание
занятий по развитию навыков у детей младшего дошкольного возраста в предметной
аппликации.

Было определено что
предметная аппликация выступает одним из средств развития творческого
воображения детей дошкольного возраста. Она предполагает создание цельных
предметных образов из отдельных элементов, предварительное мысленное
представление результата, возможность варьировать деталями, материалами, что
формирует у детей разные идеи и механизмы их воплощения.

Кроме того, было
выявлено, что индивидуальный подход при формировании навыков предметной
аппликации является основным, наряду с учетом возрастных особенностей личности.
Подчеркивается необходимость включения игровых технологий, что опосредовано
психофизиологическими характеристиками младших дошкольников.

Важность построения
системы занятий с детьми младшего дошкольного возраста заключается в
преемственной системе, то есть в модели построения «от простого – к
сложному».  Постепенное усложнение
заданий по предметной аппликации позволяет детям овладеть всей полнотой
необходимых умений и навыков, оттачивать свою аккуратность, формировать любовь
к творчеству и трудолюбие.

Таким образом, задачи
данной работы решены.

Цель исследования
достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ПРЕДМЕТНОЙ АППЛИКАЦИИ 1.1. Предметная аппликация как средство
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Аппликация – наиболее
простой и доступный способ создания художественных работ, при котором
сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко
использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении
наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к
праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в
создании картин, орнаментов и т.д. [2]. Основными признаками аппликации
являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность
цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен. Аппликация может быть
предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб,
цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность
действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.);
декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные
предметы.

Одна из самых известных и
доступных для выполнения в детском саду – предметная аппликация, суть которой
заключается в наклеивании на фон отдельных предметных изображений, передающих
обобщенный образ окружающих предметов [17, с. 33]. В предметной аппликации
дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные
предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают
несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их
отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Занятия
аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники
знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают
представление о пространственном положении предметов и их частей (слева,
справа, в углу, в центре и прочее) и величин (больше, меньше). Эти сложные
понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или
при изображении предмета по частям.

Овладение специфическими
действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит
через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях
предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной
с ним деятельности.

Отдельное действие детей
по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию
работы. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и прочее),
дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Первые совместные со взрослым
ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного
«продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более
содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не
требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании
изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены
более сложные задачи:

1. Учить детей составлять
узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике,
равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников
составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и
элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с
елочкой и т.п.).

3. Учить ребят правильно
держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем
более широкие (несколько взмахов ножниц).

4.Учить технике
намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем
ее края.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы