Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5

1.1. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе 5

1.2. Особенности нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 10

1.3. Обзор методов коррекционной работы по преодолению проблем связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 20

1.4. Выводы 25

Глава 2. Констатирующий эксперимент. Исследование особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 27

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 27

2.2. Программа экспериментального обследования 28

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35

2.4. Выводы 48

Глава 3. Формирующий эксперимент. Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 50

3.1. Цель, задачи и организация формирующего эксперимента 50

3.2. Программа логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 52

3.3. Результаты контрольного эксперимента 55

3.4. Выводы 68

Заключение 71

Список литература 74

Приложения 79

Приложение 1 79

Приложение 2 88

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях особое место уделяется развитию речи детей дошкольного возраста. В большинстве исследований указывается на то, что для будущего развития дошкольников особое значение имеет именно формирование речевых умений, а также формирование у дошкольников литературного языка. Поэтому в области речевого развития детей дошкольного возраста так важно уделять особое внимание формированию связной речи, развитию ее содержательности и логичности.

Развитие речи оказывает влияние и на социальное развитие детей, на их личностное становление. В ходе речевого развития дети осваивают все необходимые речевые функции. Рассматривая именно социальное развитие детей дошкольного возраста важно опираться на развитие познавательных процессов, а также развитие речи. Именно благодаря этому ребенок сможет быть частью социального общества.

Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.

Общее недоразвитие речи – это форма речевой патологии, в которой происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы (словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение) при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.

Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость решения проблемы речевого развития детей с ОНР. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Тихеевой Е.И., Бородич А.М., Сохиным Ф.А., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Жуковой Н.С. и др.

Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить противоречие: независимо от того, что в теории существует множество исследований по проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.

В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР связной речи.

Объект исследования: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Целью работы является выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня и определение направлений коррекционной работы.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что комплексная коррекционно-логопедическая работа может быть эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Поставленная цель и гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:

1. Изучить особенности развития связной речи у дошкольников в онтогенезе.

2. Изучить особенности нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

3. Подобрать диагностическую методику и выявить проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

4. Разработать программу коррекционной работы по развитию связной речи и экспериментально доказать ее эффективность.

5. Провести анализ результатов эксперимента и сформулировать выводы.

Практическое значение работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике воспитателей и логопедов в процессе проведения коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации; эмпирические методы в процессе изучения уровня сформированности навыков развития связной речи у детей в экспериментальной группе.

Организация и база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Свиблово».

Структура работы включает в себя следующие разделы: введение, 3 главы, выводы по главам, заключение и список литературы, двух приложений.

Список литературы содержит 50 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Исследование проводилось на базе дошкольной организации с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в количестве 10 детей, в возрасте 6 – 6,5 лет. Проведение исследование было основано на диагностических заданиях, предложенных В.П. Глуховым, которые позволили обследовать уровень развития связной речи у детей с разных сторон.

2. Проведенное исследование показало, что дошкольники с общим недоразвитием речи при начальном обследовании, имели довольно низкую степень сформированности связной речи. Такое положение указывает, что существует необходимость проведения дополнительных занятий, направленных на развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Таким образом, в настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики и психологии поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной контекстной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников дошкольных организаций возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

4. Было определено, что одной из самых сложных форм речи является связная. Данная форма речи заключается в том, что все высказывание строится последовательно и систематично. Ключевой функцией связной речи можно назвать коммуникативную функцию. В свою очередь такая речь может быть реализована за счет монолога и диалога.

5. Для будущего учащегося в начальной школе важно обладать хорошим уровнем развития связной речи. Поэтому владение хорошо развитой связной речью позволяет детям далее успешно осваивать школьную программу, последовательно и полно излагать свои сужения, приводя аргументы и соблюдая логичность высказывания. Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что в первую очередь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР следует формировать монологическую речь.

6. В задачи формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста входит выработка таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение мнемотехники, синквейна, игровых и здоровьесберегающих технологий позволяет делать обучение интересным, занимательным, развивающим. Каждая из вышеперечисленных методик имеет место быть в коррекции связной речи, но при выборе технологии формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

7. Определили цель формирующего эксперимента – подготовить и провести коррекционно-логопедическую работу по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Определены задачи формирующего эксперимента: подготовить материалы и разработать программу логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня; провести программу логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Организация работы формирующего эксперимента проводилась с детьми в возрасте от 6 до 6,5 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня (всего 10 детей).

8. В данной работе представлена и разработана программа логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Основываясь на результатах исследования и опираясь на работы Н.В. Нищевой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной нами были систематизированы и подготовлены игры и игровые упражнения на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

9. По окончании проведения формирующего эксперимента была организована повторная диагностика, направленная на выявление динамики уровня сформированности навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Анализ данных позволяет сделать выводы о качественных изменениях в лексическом развитии детей экспериментальной группы: дети использовали различные значения многозначных слов при составлении словосочетаний и предложений; стали адекватнее подбирать синонимы и антонимы к словам природоведческого содержания. Отрицательных и неадекватных ответов не зафиксировано. Значимым для нашего исследования является повышение процента в уровне развития связности речи.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

1.1. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе

В современном дошкольном воспитании общей основой воспитания и обучения детей является овладение родным языком и формирование словаря ребенка.

По мнению О. С. Ушаковой, в период от рождения до семи лет в ребенке закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать ежедневно в дальнейшей жизни. Ребёнок с хорошо развитой речью легко и охотно вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания и чувства [39].

Изучение онтогенеза лексической системы является предметом работ многих авторов С. Н. Цейтлин, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, А. К. Маркова, Е. А. Аркина, А. Н. Гвоздева, М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Т. П. Колодяжной, О. И. Соловьевой, О. С. Ушаковой и др.

С точки зрения Д. Б. Эльконина, причинами, которые способствуют формированию лексических навыков, могут являться:

1. Формирование представлений у ребенка об окружающем мире. В соответствии с тем как дошкольник ознакамливается с неизвестными ранее объектами, явлениями, свойствами предметов и действий, его словарный запас пополняется.

2. Процесс речевой деятельности взрослых и их коммуникация с ребенком.

3. Общество, в котором воспитываются дети [50].

Л. И. Белякова, обобщая сведения ученых о речевом и психомоторном развитии детей от рождения до пяти лет, показывает:

С рождения до полутора месяцев жизни является периодом интенсивного интонационного пополнения крика, который совпадает с формированием динамических перемен в тонусе мышц тела.

От полутора месяцев до двух с половиной – появление особых голосовых реакций в виде гулений, которые совпали с началом удержания головы вертикально.

На пятом месяце жизни одновременно с формированием сидячей функции появился лепетный звук.

В возрасте семи месяцев у детей наблюдались такие явления, когда дети повторяют одни и те же открытые слоги в течение пары минут.

К концу года от рождения и началу второго года жизни у многих детей появляются первые слова, одновременно они обучаются ходьбе, у них развивается манипулятивная деятельность руками. Около 20% детей первые слова говорят около восьми — девяти месяцев.

16-20 месяцев жизни – словарь обновляется особенно быстро.

18-22 месяца жизни – у большей части детей сформируется и ребенок будет использовать элементарную фразовую речь [4].

А. И. Лаврентьева развития системной организации детского словаря выделяет четыре этапа:

1 этап – словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50);

2 этап – ситуативный, словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. В сознании дошкольника формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы;

3 этап – тематический, ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы;

4 этап – преодоление этих замен, а также возникновение синонимии [22].

По словам А. М. Бородич, развитие словарного запаса детей происходит в двух направлениях: количественный рост словаря и его качественное развитие [6].

Быстрый количественный рост словаря детей в дошкольном возрасте отмечается всеми исследователями. Он зависит от многих факторов, таких как условия жизни и воспитания ребенка, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Поэтому индивидуальные количественные параметры словарного запаса каждого ребенка могут значительно отличаться [47].

По словам С. Н. Цейтлин, рост словаря характеризуется следующими количественными признаками: ребенок произносит в среднем 3 слова в год, 19 слов в 1 год 3 месяца, 22 слова в 1 год 6 месяцев и 118 слов в 1 год 9 месяцев [43]. Словарный запас ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарный запас (внушительный словарный запас) и активный словарный запас (экспрессивный словарный запас). Переход от доречевой стадии к первым словам – это серьезный период в речевом развитии ребенка. К этому времени в пассивном словаре ребенка насчитывается примерно 50-70 слов. Слово входит в активный лексикон, когда ребенок может начать использовать его в спонтанной речи, только после короткого, а иногда и довольно длительного периода пребывания слова в пассивном лексиконе. Если до 1 года 8 месяцев активный словарный запас обновляется довольно плавно (6-7 новых слов в месяц), затем в 1 год 9 месяцев у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение, которое обычно совпадает с окончанием периода однословных предложений и переходом к двухсловным, а затем и к многословным.

Говоря об этапах развития связной речи, необходимо отметить, что в процессе первого года жизни ребенка происходит формирование основы для будущего развития связной речи. Происходит это за счет пополнения эмоциональной составляющей. За счет примитивного понимания ребенком слов и самой речи происходит формирование активных речевых навыков.

Ребенок на втором году жизни отличается тем, что уже может воспользоваться определенными словами со смыслом. Далее такие слова будут обозначать конкретные предметы. С течением времени дети начинают использовать в своей речи предложения [48].

Уже к третьему году жизни дошкольников дети могут понимать быстрый темп речи, могут активно использовать свою речь, повышают уровень сформированности своего словаря, повышает уровень сложности используемых предложений. С данного периоды дети раннего возраста могут воспользоваться диалогом [46].

Н. А. Стародубова приводит некоторые данные в отношении объема словаря детей. Так, согласно Е.А. Аркину, ребенок в возрасте двух лет знает – 300 слов, трех с половиной лет – 1110 слов, четырех лет – 1926 слов. По А. Штерну, ребенок в возрасте двух лет в своем словарном запасе имеет 200 – 400 слов, трех лет – 1000-1100 слов, четырех лет – 1600 слов. По данным современных исследователей ребенок в возрасте трёх лет знает от 100 до 1000 слов, четырех-пяти лет – от 1000 до 4000 слов, к 5-и годам – до 2000-2500 и в 6-7 лет около 3500-4000 слов. Большее количество из этих усвоенных слов составляют существительные и глаголы [35].

Период от двух до пяти лет отмечается активное словотворчество детей. Словарь активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

В словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Анализируя лексику разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А. В. Захарова выделила наиболее часто встречающиеся значимые слова в детской речи:

— существительные (мать, люди, мальчик);

— прилагательные (маленькие, большие, дети, бедные);

— глаголы (идти, говорить, говорить) [16].

Е. Ф. Архипова характеризует качественный состав лексики в дошкольном периоде:

4-й год жизни — словарь пополняется названиями действий и предметов, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни: части тела у животных и человека, предметы быта, некоторые цвета, формы, физические качества, свойства действий. Существует возможность обозначить группу объектов определенным словом. Дети знают определенные материалы, их свойства и свойства, умеют отмечать ориентиры во времени и пространстве;

5-й год жизни — активное использование наименований предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы быта, овощи, фрукты, различные материалы;

6-й год жизни — дифференцируется по степени выраженности качеств и свойств, расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия;

7-й год жизни — подбор антонимов и синонимов для словосочетаний, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов [24].

По мнению А. Н. Гвоздева, в старшем дошкольном возрасте у ребенка сформирован широкий объем знаний и необходимый словарный запас, в котором присутствуют все части речи, что позволяет ребенку к концу дошкольного детства выражать собственные мысли содержательно, достаточно точно и выразительно. При благополучном становлении речи ребенка и полноценном воспитании, его активный словарь обогащается довольно быстро, увеличиваясь в количественном и качественном соотношении [10].

Важно заметить, что в дошкольном детстве у детей происходит разделение между практикой и самой речью. Важной особенностью речи в этот период является то, что ребенок учиться планировать, речь становится контекстной, осваивается монолог. Дошкольники учатся использованию связной речи, стараются рассуждать, могут использовать повествования, описания. Зачастую такая речь опирается на наглядность, затем могут использовать речевые навыки и без нее. Затем после этого реализуется повышение сложности в плане синтаксиса высказываний, дети активно используют сложноподчиненные, а также сложносочиненные предложения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы