Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОРН III УРОВНЯ.. 7
1.1 Общая характеристика связной описательной речи как
компонента. 7
1.2 Формирование связной описательной речи у старших дошкольников. 14
1.3 Основные направления коррекционной работы по формированию навыков
связной описательной речи у старших дошкольников с ОРН III уровня. 23
Вывод по Главе 1. 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ… 35
НАВЫКОВ CВЯЗНOЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ PEЧИ У ДEТEЙ СТАРШЕГО.. 35
ДOШКOЛЬНOГO ВOЗPACТA C ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III 35
УРОВНЯ.. 35
2.1. Организация
и содержание исследования. 35
2.2. Коррекционная программа по формированию навыков связной описательной
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. 60
Вывод по Главе 2. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71
Приложение. Коррекционная программа по формированию связной описательной
речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 75
Введение:
Актуальность
темы исследования. На сегодняшний день достаточно острой является
проблема речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, поскольку очень
многие из них обладают различными видами речевых отклонений. Такое положение вещей
в настоящее время является общепопулярной тенденцией, вследствие чего можно
наблюдать большое количество логопедических групп в детских садах, логопедических
детских садов. К сожалению, это печальный аспект, поскольку правильная речевая
деятельность ребенка обуславливает его успешность более в старшем возрасте, а
именно, уже в начальной школе.
Здесь уместно говорить о формировании
связной описательной речи, которая является основой речевой деятельности, или же
одной из наиболее важных ее аспектов. По сути, связная описательная речь базируется
на познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. То есть, исследуя,
дошкольник может описывать те или иные качества или характеризовать определенные
явления окружающей его действительности. Именно по этой причине мы полагаем,
что связная описательная речь является основным компонентом речевой деятельности,
именно поэтому ее формирование должно происходить в период старшего дошкольного
детства.
Теоретико-методологические
основы исследования. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР
III уровня имеют существенные проблемы в формировании связной описательной речи,
а ее коррекция не является простым и легким процессом. Прежде всего, коррекция
должна быть индивидуальной, поскольку у каждого ребенка имеется свой уровень речевого
недоразвития.
Изучением данной проблемы занимались многие
отечественные исследователи как современные, так и советского периода. Так,
С.Л. Рубинштейн изучал детей с ОНР с точки зрения их психического развития,
обосновывая недоразвитие речи, соответственно, факторами психогенного характера. Л.С. Выготский изучал ОНР с точки зрения педагогического
аспекта, находя различные подходы к таким детям. Г.И. Жаренкова изучала феномен
грамматических отношений между детьми с ОНР.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева искали пути преодоления ОНР в
дошкольном детстве.
В.П. Глуxов подходил к изучаемой проблеме
исходя из методической точки зрения, находя определенные подходы к обучению детей
с ОНР. Т.А. Ткаченко анализировала способы формирования связной речевой деятельности
дошкольников. П.П. Блонский изучал компоненты памяти и смышления детей с ОНР.
В целом, данная проблема является хорошо
изученной в отечественной науке. Однако, как правило, исследуется совокупность
всех компонентов речевой деятельности. Мы же в данном исследовании рассматриваем
связную описательную речь в качестве основной речевой деятельности.
Объект
исследования: связная описательная речь детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет
исследования: коррекционно-педагогические условия
формирования связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель
исследования – определить коррекционно-педагогические
условия формирования связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня.
Исходя
из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать характеристику связной описательной
речи;
— изучить формирование связной описательной
речи у старших дошкольников;
— описать основные направления коррекционной
работы по формированию навыков связной описательной речи у старших дошкольников
с ОРН III уровня;
— описать организацию и содержание
исследования;
— составить коррекционную программу по
формированию навыков связной описательной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня;
— произвести анализ и интерпретацию
результатов исследования.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что предложенные методики
по формированию связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III уровня могут служить эффективным инструментом определения уровня
сформированности связной описательной речи для специалиста.
Методы,
используемые в данном исследовании:
1. Анализ научно-психологической, логопедической
и дефектологической литературы по феномену связной описательной речи и ОНР.
2. Практические: диагностика по методике В.П. Глухoвa.
База
исследования: МДОУ «Детский сад № 25 «Светлячок», г. Зеленокамск.
В исследовании участвовало 20 детей 6 лет
с ОНР III уровня.
Структура
данной
работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В
ходе теоретического исследования было выявлено, что все фразы и предложения, произносимые
дошкольниками, априори являются результатом речевого действия, однако если
соблюдены определенные условия, а именно: наличие внутреннего мотива, мысли,
самостоятельности. При помощи учебной рeчeвой ситуации происходит управление процессом
усвоения речевой деятельности детьми. Поэтому навыки речевого общения у детей
должны быть заложены именно в период дошкольного детства. Были проанализированы
механизмы овладения родным языком дошкольниками. Было выяснено, что овладение
родной речью представляется в качестве формирования рeчeвых навыков и умений.
То есть, обучение языку по своей сути означает развитие элементарного осознания
языковых и рeчeвых явлений.
Связанная
описательная речь является широкой и открытой формы речи, формирование которой
происходит в возрасте приблизительно двух лет. Связная описательная речь
является важной по многим факторам, один из которых представляется как способ
общения и обучения в младшем школьном возрасте. Все исследователи по-разному
подходят к понятию связной речи, однако, в целом, их мнения тождественно или дополняют
друг друга.
Нecфopмиpoвaннocть речевых операций детей
с ОНР является ситуацией нарушения речевого развития. То есть, наблюдаются
некоторые отклонения от нормы. При этом различные исследователи имеют единое
мнение относительно теоретических аспектов развития речи детей с ОНР. По сути,
все они приходят к выводу о том, что коррекция речевого недоразвития должна
происходить по специализированной индивидуальной программе.
Сравнивая детей с нормативным развитием и
детей с ОНР, можно отметить, что дети с нормой развития не имеют каких-либо
существенных речевых недостатков, в то время как дошкольники с ОНР не просто
неправильно произносят слова, но и могут переставлять их местами в рамках
одного предложения. Зачастую они не способны составить рассказ.
Систематизируя
различные источники и сведения, можно говорить о том, что нecфopмиpoвaннocть
связной речи является признаком нарушения ребенка речевого развития. Для
осуществления адекватной коррекционной помощи необходимо четко понимать все
отклонения и целенаправленно работать с ними.
В
ходе практического исследования было выяснено, что дети с ОНР могут или
перечислять исключительно предметы, опуская описание действий, или способны
составить рассказ только с участием педагога. То есть, наблюдаются существенные
речевые отклонения. Для детей осталось характерным то, что они не строят
сложные предложения и совершать ошибку в дифференциации. Присутствуют ошибки в
построeнии прeдложeний, которые могут выражается в таких аспектах: неправильное
оформление фрaзы, ошибки в употрeблeнии глaгольных форм, дублирование элeмeнтов
фрaзы, длительные паузы для поиска нужного слова.
Задачи
исследования выполнены, цель является достигнутой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОРН III УРОВНЯ 1.1
Общая характеристика связной описательной речи как компонента В последние годы проблема речевого
развития детей с общим недоразвитием речи изучалась на основе современных
данных о языке, представленных в лингвистике и психолингвистике [6; 10]. Это позволило выявить особенности
усвоения детьми лексико-семантического, грамматического аспектов речи,
построения описательно-повествовательных текстов. Изучение
лексико-семантической и грамматической сторон речи связано с общей системой
знаний и представлений ребенка, с закономерностями фиксаций этих знаний в
языковом коде, а также с особенностями восприятия окружающей действительности и
возможностями памяти ребенка [9; 0; 33; 44].
Занятия с детьми по описанию предметов с
последующим составлением описательных рассказов рассматриваются в специальной
литературе как необходимый этап первоначального обучения рассказыванию.
Исследователи и педагоги подчеркивают, что такие занятия способствуют развитию
зрительного, слухового, тактильного восприятия, формированию мыслительных
процессов, внимания, памяти и речи детей [19, с. 43]. Непосредственные
впечатления, полученные детьми в процессе наблюдений на занятиях, являются
базой для развития воображения, без которого невозможно в дальнейшем
составление творческих рассказов [20, с. 16].
Речевое действие, таким образом, является
последовательно выполняемыми операциями: выбор слов, способов их связи в
словосочетаниях и предложениях, связи предложений в тексте и, наконец,
развёрнутое связное высказывание. Поэтому, по мнению А.А. Леонтьева и Н.И.
Жинкина, для осуществления речевого действия в виде развёрнутого связного
высказывания необходимо приобретение и накопление речевых умений, навыков,
языковых средств [27].
Сложную организацию связной речи и
необходимость специального дошкольного речевого развития не раз подчёркивали А.
А. Леонтьев, Л. В. Щерба, а Л.П. Федоренко писала: «Начинать учить монологу в
школе поздно: предварительные навыки описательной речи надо развивать до школы»
[14].
Описательная речь наиболее сложна, чем
диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо
ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.
Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи.
Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога,
разговора, описательная речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она
была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые
предложения, более точный словарь. В
старшем дошкольном возрасте одним из основных видов, в котором осуществляется описательная
речь, является описание. Описание – особый вид связной описательной речи. Коммуникативная задача высказывания –
описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства
которого раскрываются в определённой последовательности.