Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков самоконтроля у учащихся при решении практико-ориентированных задач в курсе основной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков
самоконтроля у учащихся при решении практико-ориентированных задач в курсе
основной школы.. 6
1.1.Особенности
и специфика практико-ориентированных задач в основной школе 6
1.2.Психолого-педагогическая
характеристика учащихся основной школы.. 9
1.3. Навыки
самоконтроля и их развитие у учащихся. 16
Вывод по 1
главе. 28
Глава
2. Исследование формирования навыков самоконтроля у учащихся при решении
практико-ориентированных задач в курсе основной школы.. 30
2.1. Методика формирования навыков самоконтроля у учащихся
при решении практико-ориентированных задач в курсе основной школы.. 30
2.2. Программа формирования навыков самоконтроля у учащихся при
решении практико-ориентированных задач в курсе основной школы.. 49
Заключение. 57
Список литературы.. 60
Введение:
В настоящее время Россия переживает
кардинальные изменения социально-экономической ситуации. Суть происходящих
изменений состоит в трансформации общества из индустриального в
постиндустриальное (информационное), основанное на знаниях и высоком инновационном
потенциале. В современном мире поток информации постоянно растет и усложняется,
человеку ежедневно приходится решать проблемы, устанавливать коммуникации,
делать личностный выбор, самоопределяться.
Важную роль в школе играют
практические работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений
учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предметов,
формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого
мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической
деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Практическое обучение следует
рассматривать, как один из эффективных инструментов в образовательной
деятельности, который позволяет наиболее полно раскрыть сущность учебной дисциплины.
Саморегуляция, самоконтроль
поведения, действий и поступков является одним из компонентов социально-личностной
компетентности школьников. Появление самоконтроля у подростков является важным
условием в развитии учебной деятельности.
В психолого-педагогической литературе
исследователи раскрывают психологические основы самоконтроля (Л. И. Рувинский,
А. Я. Арета, Н.Д. Левитов, Т. И. Гавакова, В. В. Чебышев), показывает значение
самоконтроля как важного звена в
образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, С. И. Архангельский, М. А.
Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Жарова). В зарубежной психологии акцент делается
на личностных причинах, где стиль саморегуляции рассматривается в связи с
особенностями поведения, реакцией и когнитивными процессами (Г. Олпорт, Г.
Стагнер, Х. Виткин, Дж. Каган и др.).
Объект исследования – навыки
самоконтроля учащихся основной школы.
Предмет исследования – формирование
навыков самоконтроля у учащихся при решении практико-ориентированных задач в
курсе основной школы.
Цель
исследования – исследовать особенности формирования навыков самоконтроля
у учащихся при решении практико-ориентированных задач в курсе основной школы.
Цель определяет задачи исследования.
— Рассмотреть особенности и
специфику практико-ориентированных задач в основной школе;
— Исследовать
психолого-педагогическую характеристику учащихся основной школы;
— Изучить навыки самоконтроля и их
развитие у учащихся
— Провести опытно-экспериментальную
работу по формированию навыков
самоконтроля у учащихся при решении практико-ориентированных задач в курсе
основной школы.
Методы исследования:
I. Теоретические методы: анализ, синтез и сопоставление
отечественной психологической и педагогической
литературы относительно исследуемой проблематики.
II. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование,
наблюдение.
Структура работы. Работа состоит из
введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Формирование
навыка самоконтроля – процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством
учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при
отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной
работе учащихся и т. п.). Формируется навык самоконтроля посредством
использования специальных приемов его формирования. Самоконтроль развивает у
учащихся такие качества, как организованность, дисциплинированность,
инициативность, вырабатывает мыслительные умения и навыки, учит самостоятельному
мышлению, способствует развитию адекватной самооценки.
Задача
современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить
ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно
оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и
находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную
интеллектуальную способность человека – самоконтроль.
В
ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по
самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы,
овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль
способствует развитию мышления.
В
свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие психические процессы.
Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет
речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания.
Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так, память обеспечивает
закрепление образца, чтобы можно было сравнивать с ним ход и результаты
выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и
восприятие.
Будучи
качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности,
самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом
всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при
выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех
предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним
управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает
определенным способом действия. Кроме того, авторы указывают на то, что
без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество
деятельности остается очень низким. Лишь на основе самоконтроля возможно
регулирование деятельности при выполнении определенных операций.
Большое
значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке,
т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем.
Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся
должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной
работы на уроках и дома.
Будучи
качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности,
самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом
всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при
выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих
стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением.
Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом
действия.
Большое
значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке,
т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только сами исполнителем. Любая
самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся
должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной
работы на уроках и дома.
Включенные
в содержания самоконтроля контрольно-оценочная и регулировочная функции
относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее
планированию.
Самоконтроль
является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на
всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и
двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе
поставленной цели намеченного плана и усвоенного образца следить за своими
действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их.
При
формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно
руководствоваться принципами посильности и доступности. Вначале следует давать
установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу
включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на
содержание конечного продукта его деятельности. Изменения самоконтроля проявляются
в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь
постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности.
Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание
контролируемых действий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков
самоконтроля у учащихся при решении практико-ориентированных задач в курсе
основной школы 1.1.Особенности
и специфика практико-ориентированных задач в основной школе В настоящее время в образовании
происходит смена ориентиров, направленных на усвоение готовых учебных знаний,
на самостоятельную, познавательную и активную учебную деятельность каждого
учащегося. С этой целью педагогами внедряются в учебный процесс новые методы
обучения, меняется и подход к обучению в целом. Центральное место теперь
занимает личность учащегося, приоритетными становятся знания, полученные им
самостоятельно. Большое значение приобретают дискуссии, беседы, исследования, а
не механическое запоминание информации. Одним из популярных и актуальных
методов обучения становится практико-ориентированный метод обучения.
Практико-ориентированный метод
обучения – это метод обучения, предполагающий освоение и усвоение учащимися
образовательной программы и формирование практических умений, посредством
выполнения реальных практических заданий и упражнений [26,c.30].
Практико-ориентированный метод
обучения предусматривает: усвоение
учебной программы не только в стенах образовательной организации, но и за ее
пределами в реальных условиях, путем выполнения практических заданий (во время
походов, экскурсий и т.п.); необходимое наличие в образовательной организации
мест и площадок для осуществления практической работы (экологическая тропа в
ДОО, теплица в школе и т.п.); организация практической деятельность в высших
учебных заведениях по освоению практических навыков профессиональной
деятельности.
Практико-ориентированные методы обучения
имеют ряд характерных признаков, присущих только им: обеспечение перехода от
дисциплинарной к междисциплинарной организации образовательного процесса;
обеспечение перехода от адаптивной формы активности к креативной; обеспечение
перехода от разобщенности процессов формирования нравственности личности и
получения учебных знаний к процессу развития духовности и формированию
практической деятельности; основным фактором обучения становится рефлексия
учащегося; продуктивность образовательного процесса обеспечивается за счет:
рефлексивной позиции учащегося, готовности к инновационной деятельности,
наличия конкретной учебной позиции, ориентации на личную и творческую
реализацию [13].
Важным условием применения
практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится
не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать
активное участие в процессе обучения.
Практико-ориентированный метод
обучения имеет следующее содержание и наполнение:
Теоретическая часть, представлена
семинарами, лекциями, занятиями по закреплению полученных знаний и т.д.
Практическая (прикладная часть),
включает в себя разнообразные игры (ролевые, игровые), лабораторные и
практические работы, в высших учебных заведениях – учебные и производственные
практики по изученным модулям и т.п.
Самостоятельная работа,
предусматривает самостоятельное выполнение учащимися письменных работ
(рефераты, эссе, курсовые проекты и т.п.), исследовательских работ,
самостоятельная работа в компьютерных классах и т.п.
Участие в проектной деятельности,
предполагает как самостоятельную проектную деятельность, так и совместную с
педагогом. Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание
педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности
реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы
учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе.
Таким образом, при реализации
практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в
учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он
принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный
процесс.
Основные принципы, на которые
опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения –
это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества.
Принцип самостоятельности –
подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся
возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также
возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской
деятельности [56].
Принцип свободы – направлен на то,
что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного
материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть,
педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной
информации.
Принцип сотрудничества –
предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во
время учебного занятия, обучающиеся не просто механически воспринимают учебный
материал, а принимают активное участие в обучении.
Главная направленность принципов
практико-ориентированного метода обучения – всестороннее развитие мышления
учащихся. Таким образом: каждое учебное занятие должно быть интересно и
познавательно, увлекать учащихся, мотивируя на обучение учебные задания должны
быть не только интересны, но и выполнимы в процесс осуществляемой практической
деятельности учебные занятия необходимо организовывать не по шаблону и
стандарту, каждое должно быть оригинальным и запоминающимся, иметь элемент
неожиданности доступность учебного материала, его соответствие возрасту и
развитию учащихся.
Практические методы применяются в
обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления
знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения
задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка,
тестирование результатов, выявление и анализ ошибок.
Практические методы применяются
совместно с наглядными и словесными. Из общего числа практических методов по
своей структуре выделяются следующие: метод упражнений, метод лабораторных
работ, метод практических работ [65]