Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков командной работы у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. Сущность командной работы в психолого-педагогической литературе ..5

1.2. Условия формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста 11

1.3. Групповые формы работы как средство формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста 16

Выводы по 1 главе 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время проблема формирования навыков командной работы у младших школьников остается актуальной, потому что многие дети неспособны выстраивать межличностные взаимоотношения в группе по ряду причин: разные индивидуальные особенности, черты характера, темперамент, особенности воспитания и множество других причин.

Современные мир устроен так, что одним их условий успеха является умение продуктивно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. И, конечно же, духовный комфорт, эмоциональное удовлетворение ребенка будут напрямую зависеть от того, как сложатся его отношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе, в котором он будет находиться и кем будет себя чувствовать.

Требования общества становятся все более значительными, и очевидно, что со многими профессиональными и личными задачами современный человек легче справляется при помощи своих друзей в команде, а не в одиночку. Подобная социальная ситуация будет близка и школьникам. Уже сейчас актуальной формой детского развития является проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой ребенок привлекает для своего проекта разных людей, учитывая их мнение, советы, а возможно, и разрешает совместно с взрослыми и детьми общую задачу. Очевидно, что компетенции, необходимые детям, как в настоящем, так и в их будущем, не могут возникнуть спонтанно и их необходимо формировать.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], ФГОСНОО [2], новой программе воспитания [36], при изложении требований к результатам обучения и воспитания говорится о необходимости развития навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умении не создавать каких-либо конфликтов и находить решения сложных спорных ситуаций. К тому же, излагается факт о значимости практического освоения умений, которые составляют основу коммуникативной компетентности, прежде всего сюда входят нахождение и решение разнообразных коммуникативных задач; быстрое действие с учетом мнения товарища и умение согласовывать свои действия; установление и поддержка необходимых контактов с людьми; владение нормами и техникой общения с людьми; определение целей коммуникации, оценивание ситуаций, выбор адекватных стратегий коммуникации.

Одной из форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, является работа в команде. Обучение, основанное на командной организации, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Работа в команде или умение работать в команде со сверстниками подразумевает взаимодействие детей, которое требует того, чтобы участники объединили свои усилия для достижения согласованных целей, учились совместно планировать командную работу, учились осуществлять регуляцию и достигали поставленной цели. На этапе взаимодействия важно поддерживать друг друга, помогать друг другу достигать индивидуальных подзадач и общих целей.

В психолого-педагогической науке проблема развития навыков командной работы выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Степень научной разработанности проблемы исследования позволяет говорить о том, что актуальность формирования навыков командной работы у младших школьников рассматривалась в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В зарубежных исследованиях данным вопросом занимались Х.И. Лийметс, Т.А. Матис, В.Я. Ляудис. Взаимоотношения детей в команде достаточно подробно изучались такими учеными, как: В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.

Существуют реальные противоречия между необходимостью формирования навыков командной работы у младших школьников и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической литературе.

Исходя из этого, можем сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении эффективных условий формирования навыков командной работы у младших школьников.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать эффективность условий формирования навыков командной работы у младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования навыков командной работы.

Предмет исследования: условия формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: формирование навыков командной работы у младших школьников будет проходить эффективно, если:

— использовать на уроках различные формы учебного сотрудничества, учитывая правила организации совместной деятельности взрослого и ребёнка;

— создавать ситуацию успеха;

— создавать благоприятный климат для развития навыков командной работы.

Для достижения поставленной цели, проверки гипотезы, исходя из объекта, предмета исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность командной работы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста.

3. Охарактеризовать групповые формы работы как средство формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста

4. Провести диагностику уровня формирования навыков командной работы.

5. Разработать комплекс уроков, направленных на формирование навыков командной работы у детей младшего школьного возраста.

6. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анализ продуктов деятельности, методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты ориентированы на улучшение педагогической работы в аспекте формирования навыков командной работы у младших школьников.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выводы по 1 главе

Изучение теоретических основ формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста позволяет нам сделать вывод о том,чтов процессе обучения младших школьников командная работа играет существенную роль. Команда помогает ребёнку адаптироваться в коллективе, то есть является средством развития коммуникативных умений. В процессе совместной работы удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации и, как правило, с высоким уровнем знаний.

Проанализированные подходы к понятию «командная работа», представленные в психолого-педагогической литературе, позволяют заключить,что командная работа – это коллегиальная целенаправленная работа членов команды, решающих общую задачу на основе слияния знаний и навыков в различных областях по правилам, выработанным совместными усилиями. Коэффициент эффективности командной работы во многом зависит от того, насколько каждый член команды осознанно подходит к принятию своих задач и целей команды в целом, вносит свою долю деятельности в их достижение, а также поддерживает усилия и начинания других членов своей команды.

Можно выделить следующие условия формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста: организация групповой работы школьников, дифференцированный подход к организации групповой работы, сотрудничество и содействие педагогов школы, психолого-педагогическая и научно-методическая подготовка, повышение квалификации педагогов.

Групповые формы работы как средство формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста предполагают формирование школьного духа успешной работы, которая протекает в атмосфере совместного согласованного взаимодействия, предполагается обмен информацией, знаниями, продуктами деятельности, а также постоянная смена позиции «обучающий – обучаемый», благодаря чему обеспечивается возникновение ответственного отношения к партнеру и совместной деятельности с применением взаимоконтроля, повышается мотивация обучения, формируются коллективистические отношения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность командной работы в психолого-педагогической литературе

Понятие «команда» в современной науке широко обсуждается не только в сфере педагогики и психологии, но и в консалтинге, бизнес-моделировании, менеджменте, так как командная работа является одним из важнейших инструментов достижения результатов деятельности.

И. Салас, Р. Берд, С. Таненбаум дают следующее определение команды: команда – это небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли .

По мнению Д. Катценбаха, Д.К. Смита, команда – это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия .

Р. Хакман в своей работе пишет о команде как социальной системе, воспринимаемой ее членами как единство. Самих членов команды ученый характеризует качественными коммуникациями, взаимозависимостью, дифференциацией ролей и обязанностей .

С. Д. Резник говорит о команде, как о едином эффективном целом. Исследователь определяет команду как коллектив единомышленников, объединенных общей целью. Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис определяют команду как небольшую группу стремящихся к общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия, работников .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы