Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология и педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков измерения основных свойств величины у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ИЗМЕРЕНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВЕЛИЧИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 6

1.1. Сущность понятий «величина» и
«измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста. 6

1.2. Особенности развития представлений о
величине у детей старшего дошкольного возраста. 11

1.3. Технологии и методики формирования
представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. 17

1.4. Дидактические игры как средство развития
представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. 25

Выводы по первой главе. 33

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ИЗМЕРЕНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВЕЛИЧИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 35

2.1. Организация и методики исследования. 35

2.2. Методы оценки условий, обеспечивающих
возможности для формирования навыков измерения основных свойств величины у
детей старшего дошкольного возраста. 37

2.3. Выявление уровня сформированности
навыков измерения основных свойств величины у детей старшего дошкольного
возраста в процессе организации дидактических игр. 46

Выводы по второй главе. 55

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ИЗМЕРЕНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВЕЛИЧИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 57

3.1. Цель, задачи и этапы формирующего
эксперимента. 57

3.2. Ход формирующего эксперимента. 70

3.3. Оценка эффективности формирующего
эксперимента. 74

Выводы по третьей главе. 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 80

ПРИЛОЖЕНИЯ. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 101

  

Введение:

 

Социальные процессы,
происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей
образования, центром которого становится личность и её внутренний мир.
Вступившие в силу 1 января 2014г Федеральные государственные образовательные
стандарты дошкольного образования (Приказ Минтруда России от 18.10.2013№544н)
предъявляют требования к структуре образовательной программы, обеспечивающей
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей.

Содержание
образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение
целей интеллектуального развития детей, в том числе через формирование
элементарных математических представлений. 
Обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено
на формирование представлений о величине, геометрических фигурах, развитие
математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость,
расчлененность, точность и логичность мысли и др.

 Современная концепция математического
образования детей дошкольного возраста предполагает, что важным в
математической подготовке является развитие логического мышления, умения
размышлять, делать простейшие умозаключения и выводы, использовать активные
поисковые действия, соотносить действия с результатом, прогнозировать результат
и объективно его оценивать. Все данные направления развития ребенка, возможно,
решить при ознакомлении с величиной. Средствами достижения данной цели может
выступать дидактическая игра. Для того, чтобы были реализованы задачи
формирования математических представлений, необходимо организовать
образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл,
развивался и обучался одновременно. Вопрос формирования
представлений о величине средствами дидактической игры рассмотрен в
психолого-педагогической литературе, нуждается в опытном исследовании. Это и
обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: формирование
навыков измерения основных свойств величины у детей старшего дошкольного
возраста.

Предмет исследования: формирование
навыков измерения основных свойств величины у детей старшего дошкольного
возраста посредствам дидактических игр.

Цель исследования:
теоретически изучить и путем опытной работы выяснить, особенности развития
представлений о величине посредствам дидактических игр у детей старшего
дошкольного возраста.

Изучение
психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть
предположение: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного
возраста происходит в процессе математической интеграции с другими видами
деятельности. Одним из средств его развития может являться дидактическая игра.

В соответствии с целью
исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности
развития представлений о величине в дошкольном возрасте.

3. Изучить возможности
использования дидактических игр и их влияние на развитие представлений о
величине у детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести исследование
дидактических игр на развитие представлений о величине у детей старшего
дошкольного возраста.

Для решения поставленных
задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опытная
работа и обработка данных.

Теоретико-методологической
основой исследования являются: труды исследователей по вопросам формирования
математических представлений у детей дошкольного возраста А.В. Белошистой, А.М.
Леушиной, З.А. Михайловой, С.Г. Михалевой, Н.И. Непомнящей, Е.А. Носовой, Т.Д.
Рихтермана, Е.В. Соловьевой, М.Ю. Стожаровой, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой,
Е.И. Щербаковой. Вопросами формирования измерительных умений у детей старшего
дошкольного возраста занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных
практиков: Ж. Ж Руссо, И. Г Песталоцци, Е. И Тихеева, Л.В Глаголеева, Ф. Н
Блехер, А. М Леушина, Н. Н Поддьяков, В. В Давыдов, Г. А Корнеева, А. А
Смоленцева.

Опытно-экспериментальная
база исследования: МБДОУ
г. Иркутска №100 «Берегиня».

Научная новизна
исследования состоит в разработке классификации игр для развития представлений
у детей старшего дошкольного возраста о разных свойствах величины предметов.

Практическая значимость
заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в дошкольном
образовательном учреждении для организации образовательной деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста, направленной на формирование
представлений о величине предметов.

Структура работы. Работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для правильной и полной
характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем
оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и
дать ей название не только для познания каждого предмета в отдельности, но и
для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на
формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины
предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с
развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения,
подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению
в школе соответствующего раздела математики.

Отражение величины как
пространственного признака предмета связанно с восприятием – важнейшим
сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта,
раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы:
зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор
играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие
величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов)
происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и
межанализаторных связей.

Исходя из особенностей
детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в
определенной последовательности.

Мы обосновали
методические рекомендации по построению занятий, посвященных формированию
представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста в концепциях
отечественных педагогов, таких как Щербакова Е.Н., Леушина А.М., Столяр А.А.

В ходе экспериментального
исследования мы разработали систему диагностических методик и апробировали ее
на этапе констатирующего эксперимента с целью выявить уровень сформированности
представлений о величине.

На основе данного
обследования мы выявили, что общий показатель по группе составляют дети,
которые находятся на среднем и низком уровне развития представлений о величине.

Мы посчитали необходимым
разработать и апробировать серию коррекционно-развивающих занятий, которые бы
способствовали повышению уровня развития представлений о величине у детей
среднего дошкольного возраста.

Для подтверждения
эффективности нашей развивающей работы мы провели повторное обследование, в
ходе которого мы наблюдали положительную динамику развития представлений о
величине у детей среднего дошкольного возраста. Низкий уровень развития
уменьшился на 20%, а высокий увеличился на 20%, что доказывает эффективность
нашей работы.

Для правильной и полной
характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем
оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и
дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности,
но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на
формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины
предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с
развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения,
подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению
в школе соответствующего раздела математики.

Отражение величины как
пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным
процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его
особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный,
слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет
ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины
предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит
путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных
связей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИЗМЕРЕНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВЕЛИЧИНЫ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1. Сущность понятий
«величина» и «измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного
возраста

Величина – математическое
понятие, которое появилось в глубокой древности и на протяжении истории
развития человеческого общества подверглось ряду обобщений.

Свойства величины,
именуемые теперь, для отличия от дальнейших обобщений положительными скалярными
величинами, были четко сформулированы еще в 3 веке до н.э. во времена Евклида.
Данное начальное понятие величины считается непосредственным обобщением наиболее
конкретных понятий: длинны, площади, объёма, массы и т.п.

По утверждению С.Е
Царевой, величина – это особое свойство реальных объектов или явлений [47].

Термин «величина»,
рассматривается в научно – методической литературе в двояком смысле. Во-первых,
как понятие, которое означает пространственный признак предмета. Во-вторых, как
понятие, которое определяет математическую величину.

В математике понятие
«величина» рассматривается как основное.

«Величина предмета – это
его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей
и определяющая его место среди однородных» [45, с. 25].

В «Теории и методике
математического развития дошкольников» величина определяется Е.И. Щербаковой
как размер предметов. Почти во всех классических руководствах по арифметике мы
находим следующее определение понятия величины: «Величина есть все то, что может
быть больше или меньше» [49].

В толковом словаре Т.Ф.
Ефремовой дается определение понятию величины, как «одной из основных
математических понятий, отражающей идею измерения меняющихся объектов, а также
как протяженность, объем, размер чего – либо» [18].

После рассмотрения
некоторых критериев нами было дано определение этому понятию. Величина – это
качество и свойство предмета, с помощью которого мы имеем возможность
сравнивать предметы друг с другом и устанавливать количественную характеристику
сравниваемых предметов.

А. М. Леушина отмечает,
что величина определенного предмета характеризуется такими особенностями как [24]: 1. Сравнимость, которая
осуществляется сравнением на глаз, наложением, приложением, измерением с
помощью условной мерки или единицы измерения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы