Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков говорения на занятиях иностранного языка у учащихся начальной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы
формирования навыков говорения на занятиях иностранного языка у учащихся
начальной школы.. 7
1.1. Говорение как вид речевой
деятельности в контексте различных методических подходов. 7
1.2. Содержание и особенности
обучения говорению в младшей школе. 17
1.3. Методы и приемы формирования
навыков говорения у учащихся начальной школы на уроках иностранного языка. 28
Выводы по главе I 44
Глава II. Экспериментальное
исследования формирования навыков говорения на занятиях иностранного языка у
учащихся начальной школы.. 46
2.1. Диагностика уровня
сформированности навыков говорения на занятиях иностранного языка у учащихся
начальной школы.. 46
2.2. Содержание работы по
формированию навыков говорения на занятиях иностранного языка у учащихся
начальной школы.. 55
2.3. Анализ результатов
экспериментальной работы.. 70
Выводы по главе II 72
Заключение. 74
Список литературы. 76
Приложения. 85
Введение:
В современном мире, в связи с текущей
политической и экономической международной обстановкой и возрастанием
необходимости межнационального общения, возникает все большая потребность в
специалистах разных областей науки, в расширении научных, культурных и деловых
связей, что влечет за собой повышение требований к характеру владения
иностранными языками. Все это свидетельствует о повышении интереса к
иностранному языку уже не как к академическому предмету, который в настоящее
время занимает значимое место в общеобразовательной программе на всех ступенях
обучения, а в первую очередь, как к средству общения.
В связи с этим главной целью обучения
иностранным языкам в школе федеральный государственный стандарт образования
ставит именно формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и
готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на
слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов,
письмо).
Согласно требованиям к уровню знаний, речь
обучающихся должна характеризоваться связностью и логичностью. Они должны уметь
участвовать в беседах и дискуссиях на языке; осуществлять запрос информации,
обращаться за разъяснениями, уметь высказывать свое мнение и выражать свое
отношение к высказыванию партнера; делать сообщения на различные темы,
рассказывать о себе, своей семье и окружении, рассуждать о фактах и событиях;
делать выводы, приводить примеры и аргументы, описывать особенности культуры
своей страны и страны изучаемого языка. И это лишь малая часть того, что
требуется от ученика, чтобы дать адекватную оценку сформированности его
коммуникативной компетенции.
Очевидно, что все вышеперечисленные умения
и навыки достаточно сложно развить, используя традиционные методы. При этом
некоторые базовые умения говорения, составляющие коммуникативную компетенцию
(такие как участие в элементарных диалогах, запрос информации, высказывание
своего мнения, описание предметов и картинок, предоставление информации о себе,
своей семье и окружении) возможно и даже необходимо формировать, и развивать на
начальном этапе обучения.
Поскольку ФГОС ставит формирование
коммуникативной компетенции целью обучения иностранным языкам в школе. При этом
развитие коммуникативной и межкультурной компетенций обучающихся это не только
требование о соответствии федеральному государственному образовательному
стандарту, это вклад в успешное будущее школьников как квалифицированных
профессионалов и гармоничных личностей.
В нашей стране обучение английскому языку,
чаще всего, начинается со 2 класса младшей школы и продолжается вплоть до
ступени высшего образования. Однако малый процент выпускников средней школы
осваивает иностранный язык до уровня, позволяющего, при необходимости, свободно
взаимодействовать с носителями языка.
Актуальность обучения младших школьников
иностранному языку доказана во многих работах зарубежных (Дж. Брунер, Гленн
Доман) и отечественных (С.И. Рубенштейн, Л.С. Выготский, Ю.П. Азаров)
психологов. Есть данные о том, что дети овладевают иностранным языком быстрее и
легче взрослых. Так как психика ребенка настроена на получение новых знаний, у
детей еще не сформировалась жесткая система родного языка, и нет внутреннего
блока перед неизвестным.
Актуальность данного исследования
заключается в существующем противоречии между уровнем развития предметных
умений говорения, требуемым ФГОС и тем уровнем владения говорением, как видом
речевой деятельности, который складывается на практике.
Данное противоречие выявило проблему
исследования, суть которой заключается в поиске адекватных методов формирования
умений говорения, результат применения которых соответствовал бы требуемому
ФГОС уровню.
Актуальность проблемы, её теоретическая и
практическая значимость обусловили выбор темы исследования – «Формирование
навыков говорения на занятиях иностранного языка у учащихся начальной школы».
Целью нашего исследования
является разработка комплекса упражнений направленных на формирование
коммуникативных умений говорения.
Объект исследования
– процесс обучения говорению на иностранном языке в младшей школе.
Предмет исследования –
формирование умений говорения на иностранном языке в младшей школе.
Гипотеза
исследования:
процесс формирования навыков говорения будет более эффективным, если будет
теоретически обоснована и разработана основанная на развивающих играх методика,
которая будет регулярно и целенаправленно применяться в учебном процессе в
начальной школе.
В соответствии с целью, объектом,
предметом в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
теоретические основы обучения говорению и особенности обучения говорению
младших школьников
2. Подобрать систему заданий и упражнений,
направленных на формирование навыков говорения на основе развивающих игр на
начальном этапе обучения.
3. Организовать и провести
опытно-экспериментальную работу по апробации комплекса упражнений с целью
проверки его эффективности.
4. Описать качественные и количественные
результаты проделанной работы
В ходе исследования нами были использованы
следующие методы: теоретический анализ методической и
психолого-педагогической литературы по развитию умений говорения в младшей
школе; обобщение педагогического опыта по обучению и развитию умений говорения;
проведение опытно-экспериментальной работы, обработка результатов эксперимента.
На основании анализа работ следующих
авторов мы определили теоретическую основу нашего комплекса упражнений.
· Теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
· Коммуникативный подход в методике
обучения иностранным языкам (И. Л Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. П.
Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, И. В. Рахманов, Г. В.
Рогова, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Ф. Шатилов, А. В. Щепилова).
· Методика раннего обучения ИЯ (М.Н.
Вятютнев, Н.А. Горлова, Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович, Ломакина Г. Р., А.А.
Лаер , И.Л. Шолпо). Теоретическая значимость работы заключается в уточнении
теоретической базы по обучению говорению в начальной школе. Практическая
значимость работы заключается в и создании комплекса коммуникативных упражнений
для обучения говорению младших школьников.
Апробация и внедрение результатов
проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения
города Москвы «Школа 2101 «Филёвский образовательный центр»».
Цели и задачи данной работы определили её
структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате проведенных исследований
теоретической части работы, нами было проанализировано говорение как один из
продуктивных видов речевой деятельности при обучении английскому языку. Мы
рассмотрели определения речевой деятельности и продуктивных видов речевой
деятельности, осуществили анализ продуктивного вида речевой деятельности
говорения, выделив следующие его характеристики: а) мотивированность, б)
целенаправленность, в) активность, г) ситуативность, д) связь с личностью.
Выделив две формы, в которых функционирует говорение, то есть, диалогическая и
монологически речь, мы пришли к выводу, что для диалогической речи характерна
эллиптичность, которая придает диалогу аутентичности и способна приблизить его
к формату живого общения между носителями языка.
Обучение иностранному языку в школе
преследует целью формирование коммуникативной и социокультурной компетенции
обучающихся. Очевидно, что для достижения этой цели следует уйти от обучения
иностранному языку как предмету, и сместить фокус на обучение иноязычному
общению. В связи с этим обучение иностранному языку имеет свои особенности, их,
а также особенности обучения говорению именно в младшей школе мы изучили во
втором параграфе исследования.
Для формирования навыков говорения у
младших школьников в первую очередь необходимо начать с действий, направленных
на родной язык. В дальнейшем, перенеся сформированные навыки на правила
иностранного языка и применяя разговорные ситуации, возможно успешное
формирование разговорной речи у учащихся.
Анализ тематического блока «Школьные
принадлежности» УМК «Forward 3 класс», авторы: М.В. Вербицкая, Б. Эббс, показал
недостаточное количество заданий способствующих развитию навыков говорения, а
также способов контроля развития навыков говорения. Для решения данной проблемы
мы разработали комплект флеш-карт, используя интернет-ресурсы Wheel of Names и
Word it out, а также комплекс упражнений с ними по данному тематическому блоку.
На основе анализа УМК был разработан
комплекс упражнений посредством развивающих игр с целью формирования навыков
говорения. Урок посредством игр строится согласно следующим главным принципам:
возможность участия в игре всех обучающихся, наличие соревновательного
компонента, приоритет дидактического содержания над развлекательным.
Для изучения эффективности разработанного
комплекса был проведен эксперимент. В исследовании приняли участие 28 учащихся
в возрасте 10-11 лет. На констатирующем этапе выявлен высокий уровень развития
навыков диалогической речи на уроках английского языка у 20%, средний уровень у
20%, низкий уровень у 60%. Результаты констатирующего этапа показали, что у
школьников выявлены низкие показатели развития диалогической речи, что говорит
о необходимости разработки и применения ролевых игр при изучении английского языка.
На контрольном этапе выявлен высокий уровень развития диалогической речи у 40%,
средний уровень у 60%.
Таким образом, проведенное исследование на
контрольном этапе показало, что после проведения работы с применением комплекса
упражнений уровень сформированности навыков говорения значительно повысился.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические
основы формирования навыков говорения на занятиях иностранного языка у учащихся
начальной школы 1.1. Говорение как вид
речевой деятельности в контексте различных методических подходов
Выражение человеком мыслей, идей, понятий
и чувств издавна привлекало внимание лингвистов, философов и психологов. С
лингвистической точки зрения, выражение мыслей является активным процессом,
который строится по нормам языка.
С философской точки зрения, этот процесс
находит свое объяснение в изречении А.Г. Спиркина, который говорит, что
философия является особой формой познания действительности, напрямую связанная
с мышлением, которое впоследствии выражается в устной форме [59; 166].
С психологической точки зрения, аспект
выражения мыслей, идей и чувств не подвергается сомнению, поскольку человек
есть существо социально-биологическое, наделенное множеством психологических
характеристик. Из этого следует, что речевую деятельность можно считать и
психологическим понятием [55; 13].
Еще одно мнение присуще Ж. Пиаже, который
отмечал, что особое внимание нужно обратить на мышление учащегося, поскольку
оно напрямую связано с его речью. Анализируя ученика подросткового возраста, мы
можем видеть, что все большую значимость начинает приобретать теоретическое
мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей
между понятиями действительности [18; 45].
Целесообразно рассмотреть понятие речевой
деятельности, которая является основой любой другой человеческой деятельности,
будь то бытовая, трудовая или научная.
«Речевая деятельность – это деятельность,
имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется для
достижения определенной цели: общения или воздействия» [28; 42].