Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования навыков чтения у
младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях. 7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей в
младшем школьном возрасте. 7
1.2 Чтение как вид речевой деятельности. Характеристика
нарушений чтения у учащихся младших классов. 17
1.3 Проблема формирования навыков чтения у детей с
нарушениями речи. 27
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
навыков чтения у младших школьников с нарушениями речи на логопедических
занятиях. 44
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков чтения у
младших школьников с нарушениями речи. 44
2.2 Программа формирования навыков чтения у младших
школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях. 49
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 81
ПРИЛОЖЕНИЕ. 86
Введение:
Актуальность
темы исследования. Во все времена в образовании важную роль
играет чтение. Формирование навыков чтения – одна из задач успешного обучения в
целом. Так, по словам В.А. Сухомлинского, без высокой культуры чтения нет ни
школы, ни настоящего умственного труда.
Чтение является одним из основных
элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой
создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе
самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и
общество тесно связаны друг с другом, ведь общество ставит перед школой
определенный ряд задач, который необходимо решить, используя всевозможные, но эффективные,
методы, приемы и упражнения.
В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявлены
требования к овладению младшими школьниками навыками чтения. Умения и навыки
чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной
деятельности, но и как сложный комплекс, имеющий общеучебный характер, используемый
учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и
внешкольной жизни. Во ФГОС НОО выделены основные критерии чтения: правильность,
беглость, осознанность, выразительность.
В последние годы отмечается значительный
рост числа детей с трудностями овладения навыками чтения. Значительную часть
учащихся, имеющихся проблемы с формированием навыка чтения, составляют младшие
школьники с нарушением речи. Степень нарушения чтения, как правило, стоит в
прямой зависимости от степени нарушения речи, поэтому ребята с тяжелыми
нарушениями речи овладевают навыками чтения с большим трудом. Но даже
незначительные речевые нарушения откладывают свой негативный отпечаток на навык
чтения.
Учения о нарушениях чтения существует уже
более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции
этих нарушений являются актуальными и сложными.
Чтение, посредством которого дети получают
большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его
значение все возрастает в условиях существующей системы образования,
предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение
удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно
важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний.
Между тем известно, что не все дети
одинаково овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы и в
установленные сроки. Поэтому в рамках данной выпускной квалификационной работы
было решено обратиться к теме «Формирование
навыков чтения у младших школьников с нарушениями речи на логопедических
занятиях».
Изучением нарушений чтения у младших
школьников с речевыми дефектами занимались такие ученые как Т.А. Алтухова,
О.Б. Иншакова, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А.
Никашина, А.В. Огаркина, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, А.В.
Ястребова и др.
Проблема
исследования: Как обеспечить формирование навыков
чтения у младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях?
Объект
исследования: процесс формирования навыков чтения при
речевых нарушениях.
Предмет
исследования: особенности формирования навыков чтения у
младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях.
Цель
исследования: теоретически обосновать, разработать и
проверить на практике программу формирования навыков чтения у младших
школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях.
Гипотеза
исследования состоит в предположении, что программа
формирования у младших школьников с нарушениями речи навыков чтения, в
частности навыков выразительного чтения, будет результативна при соблюдении
следующих психолого-педагогических условий:
— при учете возрастных и индивидуальных
особенностей младших школьников с нарушением речи при подборе литературного
материала;
— при использовании современных и
эффективных средств развития выразительности чтения;
— при систематическом обращении к проблеме
выразительности чтения на логопедических занятиях.
Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические
особенности развития детей в младшем школьном возрасте.
2. Изучить чтение как вид речевой
деятельности и дать характеристику нарушениям чтения у учащихся младших
классов.
3. Проанализировать проблему формирования
навыков чтения у детей с нарушениями речи.
4. Выполнить диагностику уровня
сформированности навыков чтения у младших школьников с нарушениями речи.
5. Составить и апробировать программу
формирования навыков чтения у младших школьников с нарушениями речи на
логопедических занятиях.
6. Реализовать обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы. Методы
исследования:
— анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— педагогический эксперимент;
— наблюдение за деятельностью младших
школьников с нарушениями речи;
— количественная и качественная обработка
информации.
База
исследования: муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение лицей №17 города Ставрополя.
Выборка
испытуемых: в опытно-экспериментальной работе приняли
участие 10 младших школьников в возрасте 10-11 лет. Из них: мальчиков –6 и
девочек – 4 человека. Все участники исследования имеют нарушения речи – общее
недоразвитие речи III и IV
уровня речевого развития. Эти нарушения речи не являются препятствием для
обучения в массовой школе, однако, предполагают, что с ребятами проводятся
дополнительные логопедические занятия. Именно в рамках таких логопедических
занятий и была реализована опытно-экспериментальная работа для выполнения
настоящего исследования.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложения.
Заключение:
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают
участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение, как
один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным
образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап
речевого развития. Сложные условно-рефлекторные связи письменной речи
присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной
речи) и развивают ее.
Современные исследования нарушений чтения являются
многосторонними, углубленными и систематическими. Они показывают, что
патогенетические механизмы нарушений чтения сложны и разнообразны. При этом
представление о симптоматике, сущности и механизмах нарушений чтения
складывалось постепенно. Разнообразие научных толкований природы нарушений
чтения говорит о сложности данной проблемы. Часть авторов, определяя
симптоматику таких нарушений, останавливается лишь на проявлениях
непосредственно нарушений чтения. Другие считают, что нарушения чтения не
являются изолированными нарушениями, а представляют собой только один из
симптомов, с которым ассоциируются нарушения устной речи, моторики,
пространственной ориентации.
Нарушения
чтения часто встречаются у учащихся, имеющих нарушения речи. Поэтому в рамках
выпускной квалификационной работы была рассмотрена такая тема как формирование
навыков чтения у младших школьников с нарушениями речи на логопедических
занятиях.
В
ходе выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной
во введении цели, что позволило теоретически обосновать, разработать и
проверить на практике программу формирования навыков чтения у младших
школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях.
Для
достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
—
были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития детей в младшем
школьном возрасте;
—
было изучено чтение как вид речевой деятельности и дана характеристика
нарушениям чтения у учащихся младших классов;
—
была проанализирована проблема формирования навыков чтения у детей с
нарушениями речи;
—
была выполнена диагностика уровня сформированности навыков чтения у младших
школьников с нарушениями речи;
—
была составлена и апробирована программу формирования навыков чтения у младших
школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях;
—
было реализовано обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы
выявили, что уровень сформированности навыка выразительного чтения у каждого
младшего школьника с нарушением речи разный, есть ученики, чей уровень является
«нулевым» – 20%, находится на «низком» – 40%, «среднем» – 10% и «высоком»
уровне – 30%. Полученные нами данные на этапе диагностики обучающихся, говорят
о том, что педагог не работает над формированием навыка выразительного чтения,
что противоречит требованиям ФГОС НОО.
Формирующий этап исследования был
представлен работой над выразительностью чтения посредствам подобранных
упражнений, нацеленных на усвоение обучающимися основных средств речевой
выразительности. Работа над формированием навыка выразительного чтения на логопедических
занятиях проходила с использованием следующих приемов: партитурных пометок,
приема показа и литературно-художественного чтения, приемов воспитательного и
объяснительного чтения. Детьми отмечалось, что использование указанных приемов
помогало им воспринимать стихотворный материал, понимать задумку автора. Также
партитура помогала читать стихотворение с нужным темпом, ритмом. Кроме того,
ребята отмечали, что такая работа облегчает запоминание стихотворения.
В ходе опытно-экспериментальной работы
нами были созданы условия для проверки эффективности отобранных приемов. Стоит
отметить, что важнейшей частью данного опыта была работа над интонацией. Если
говорить о логопедическом занятии, на котором большое внимание мы уделили
апробации различных приемов, в соответствии с их нацеленностью, то работа
прошла успешно. Детям было интересно посредством новых приемов знакомиться с
новым материалом и формировать свои навыки чтения.
Таким образом, в результате анализа работ
формирующего этапа мы выяснили, что приемы формирования выразительного чтения
являются эффективными, поскольку на контрольном этапе опытно-экспериментальной
работы уровень сформированности навыка выразительного чтения получился
следующий: «нулевой» – 0%; «низкий» – 0%; «средний» – 40%; «высокий» – 60 %.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что программа формирования у младших школьников с
нарушениями речи навыков чтения, в частности навыков выразительного чтения,
будет результативна при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
— при учете возрастных и индивидуальных
особенностей младших школьников с нарушением речи при подборе литературного
материала;
— при использовании современных и
эффективных средств развития выразительности чтения;
— при систематическом обращении к проблеме
выразительности чтения на логопедических занятиях.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
В
заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и
практическую значимость.
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации и обобщении представлений
о психолого-педагогических особенностях развития детей в младшем школьном
возрасте; в проведенном обзоре литературы, рассматривающей чтение как вид
речевой деятельности и характеристику нарушений чтения у учащихся младших
классов; в уточнении проблемы формирования навыков чтения у детей с нарушениями
речи.
Практическая значимость исследования
состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями
лиц:
— логопедами и педагогами начального звена
с целью организации своей работы по развитию навыков чтения у обучаемых с
нарушениями речи;
— студентами в целях самоподготовки к
семинарским и практическим занятиям по теме исследования;
— учеными, занимающимися разработкой
схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения научного
материала.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования навыков чтения у
младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях 1.1 Психолого-педагогические
особенности развития детей в младшем школьном возрасте Возраст – это сравнительно независимый
период человеческого развития, который отличается качественным своеобразием. В
соответствии с различными научными походами (принятие во внимание онтогенеза,
специфичных социальных процессов, а также культурных представлений)
человеческий жизненный цикл можно разделить на возрастные категории.
Обособление возраста младшего школьного детства в основной мере обусловлено
социальными и культурными аспектами, и имеет связь с конкретным этапом
образовательной системы – началом посещения общеобразовательной школы и стартом
школьного обучения.
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [10], отечественная научная мысль считает,
что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза,
указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в
процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и
социального опыта.
Д.Б. Эльконин [49] указывал на тот факт, что базовыми
параметрами возрастной периодизации являются:
— социальная ситуация развития, которая
проявляется в соотношение внутренних и внешних условий психического развития,
которое в свою очередь обуславливает отношение ребенка к окружающим его вещам и
предметам, людям, а также самому себе;
— ведущий вид деятельности, под которым
следует понимать такую деятельность, вырабатывание которой определяется
трансформацией психических процессов и психических способностей детей;
— новообразования возраста (положительные
особенности, дающие ребенку потенциал для перехода к новой стадии его
развития), под которыми понимаются новый тип деятельности личности и ее
строения, формируемый на протяжении данного период и который обуславливает
трансформацию детского сознания, его жизни, как внешней, так и внутренней [49].
Согласно подходам, предложенным такими
учеными как Л.С. Выготский [10], А.Н. Леонтьев [24], Д.Б. Эльконин [49], переход от одного возрастного этапа
к другому сопровождается кризисом. Например, кризис 7 лет сопровождает переход
к младшему школьному возрасту от дошкольного возраста. У ребенка к 6 годам
начинает зарождаться готовность (психологическая) к обучению в школе, а
формирование ее предпосылок взаимосвязано с кризисом 7 лет.
Отличительными чертами кризиса 7 лет
является:
— утрата дошкольником непосредственности,
что свойственна этому периоду, которая находит отражение в переживаниях по
поводу производимых им действий;
— для дошкольника начинает быть характерно
манерное поведение, проявляющееся в утрированности поведения – дурашливость
либо чрезмерная строгость, обращение к выражениям из лексикона «взрослых» либо
наоборот их коверкание;
— формирование феномена «горькой конфеты»
– дошкольник скрывает свою потребность во взрослых, либо плохое самочувствие [9].
Согласно точке зрения Л.И. Божович [3], развитие кризиса 7 лет у дошкольника
определяется формированием у него значимого системного новообразования –
«внутренней позиции», отражающей переход ребенка на следующий уровень рефлексии
и самосознания.
Л.С. Выготский [10] высказывал точку зрения, что кризис 7
лет содержит в себе следующие основные фазы: