Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Понятия «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности», «безопасное поведение» в научной литературе 7

1.2. Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС 12

1.3. Анализ образовательных программ дошкольного образования по вопросам обучения дошкольников основам безопасного поведения 19

1.4. Технологии и средства воспитания безопасного поведения дошкольников 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35

2.1. Организация и проведение процедуры исследования: цель, задачи, методы 35

2.2. Мероприятия по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса 50

2.3. Оценка эффективности мероприятий и интерпретация результатов исследования 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 79

  

Введение:

 

В настоящее время в условиях техногенной революции, развития экологического неблагополучия, отсутствия у людей навыков правильного поведения в чрезвычайных условиях, увеличения аварий на промышленном производстве, а также разрушительных проявлений сил природы, взрастает необходимость воспитания у дошкольников осознанного отношения к вопросам личной безопасности.

Подобная подготовка должна осуществляться поэтапно, на протяжении всей жизни человека, начиная с периода дошкольного детства. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, заключается не только в защите детей, но и в подготовке их к различным потенциально опасным для жизни ситуациям посредством обеспечения безопасности жизнедеятельности [1].

Эта задача реализуется в контексте образовательной области социально-коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО [65]. Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в программах дошкольного образования, которые ставят задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни предполагает целенаправленное создание образовательной среды для формирования опыта безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Проблема формирования у подрастающего поколения навыков безопасности жизнедеятельности отражена и в нормативных документах системы образования. В частности, в Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», акцентируется внимание на комплексном подходе к решению проблем безопасности, необходимости формирования у детей базовых навыков безопасного поведения.

Актуальность формирования у ребенка опыта безопасного поведения определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Правила безопасного поведения должны усваиваться детьми через собственную активную деятельность на основе игры (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Т.П. Гарнышева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, и др.) [1, 9, 10, 11, 20].

Старший дошкольный возраст характеризуется определенными предпосылками для формирования основ безопасности жизнедеятельности, которые связаны с интенсивным интеллектуальным развитием ребенка, расширением и углублением его представлений об окружающем мире, развитием самосознания и рефлексии. Однако дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей еще не обладают ни физическими, ни интеллектуальными возможностями, которые бы позволили оценить потенциально опасную ситуацию, а также избежать либо преодолеть последствия попадания в критические ситуации.

Методологическую основу исследования составили работы таких ученых, как Н.Н. Авдеева [1], К.Ю. Белая [11], С.А. Козлова [36], Р.Б. Стеркина [1], Т.Г. Храмцова [68], и др. Несмотря на серьезные разработки в данном направлении, в исследованиях не уделяется должного внимания характеристике безопасного поведения как составляющей, определяющей уровень активности личности, направленной на сохранение собственной жизни и здоровья в соответствии с собственным отношением к окружающей среде и к самому себе.

В настоящее время в детских садах реализуются различные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования безопасности у детей дошкольного возраста. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – навыки безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогический процесс формирования навыков безопасного поведения детей в окружающем мире.

Гипотеза исследования: формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

— создание специальной предметно-пространственной среды и применение комплекса методов и средств;

— отборе доступного детям содержания знаний и навыков безопасного поведения и установлении последовательности его освоения;

— применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

— построение конструктивного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по реализации задач воспитания безопасного поведения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятий — «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности», «безопасное поведение» на основе анализа научной литературы.

2. Изучить особенности формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС.

3. Проанализировать образовательные программы дошкольного образования по вопросам обучения дошкольников основам безопасного поведения

4. Описать технологии и средства воспитания безопасного поведения дошкольников.

5. На основании эмпирического исследования оценить эффективность педагогических условий по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса, с применением комплекса методов и средств.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение передового педагогического опыта; комплекс общенаучных методов построения теории (сравнение, обобщение, конкретизация, анализ литературы); наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы статистической обработки результатов исследования.

Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику дошкольных образовательных организаций педагогических условий, инициирующих процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы могут быть использованы в практике дошкольного образования педагогами дошкольных учреждений.

Структура исследования. ВКР работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 72 источника. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками. Имеется приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Период дошкольного возраста является наиболее сензитивным для проведения работы по формированию у детей навыков безопасности жизнедеятельности. Особенно эффективно развивать у детей предпосылки для формирования основ безопасного поведения в период старшего дошкольного возраста — именно в этом возрасте у детей происходит интенсивное интеллектуальное развитие, происходит расширение знаний и представлений об окружающем мире, развивается самосознание.

О наличии у ребенка дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности свидетельствует наличие сформированных и осознанных знаний и представлений о безопасности жизнедеятельности; наличие мотивации к охране собственной жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих; наличие уверенности в собственных силах; наличие опыта по выполнению правил безопасного поведения в бытовом аспекте.

Анализ комплексных программ воспитания дошкольников свидетельствует о том, что авторы программ большое внимание уделяют формированию представлений детей о безопасности жизнедеятельности. В программах реализуется образовательная область «Безопасность», уделяющая отдельное внимание приобщению дошкольников к правилам безопасного поведения.

Задачами по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей является: формирование представлений об источниках опасности в быту, на улице, в природе, о способах безопасного поведения; формирование представлений о разных видах опасных ситуаций (природных, бытовых, социальных); о разных способах безопасного поведения, включая трудовую, продуктивную, двигательную и другие виды деятельности; формирование первоначальных представлений относительно источников опасности для окружающей природы ситуаций (лесные пожары, и т.д.); обучение детей способам безопасного поведения в условиях современной информационной среды; формирование предпосылок экологического сознания.

С целью выявления уровня знаний по основам безопасного поведения было проведено диагностическое обследование детей дошкольного возраста общим количественным составом 12 человек и их родителей. Деятельность с детьми включала использование следующих форм работы: игровые обучающие ситуации, ситуации правильного и неправильного поведения на улице и дороге, беседы, лекции, наблюдения, чтение литературы по дорожной тематике, викторины, практические задания, игры, моделирование ситуаций. Проведенная работа по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста с учетом педагогических условий, позволила повысить знания безопасного поведения по всем областям.

В целом, проведённое исследование показало, что у детей значительно повысилась осведомлённость в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности, дети начали применять свои знания в реальной ситуации более осмысленно, тогда как в начале эксперимента многие ребята применяли знания неосознанно и иногда не могли грамотно аргументировать пути выхода из опасных ситуаций, имели недостаточно сформированные представления о правилах поведения на дороге, на улице, на природе, в быту и т.д. Проведенная работа позволила повысить уровень сформированности знаний и представлений по основам безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми старшего дошкольного возраста дальнейшей работы по формированию навыков безопасного поведения в процессе образовательной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятия «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности», «безопасное поведение» в научной литературе

Для понимания особенностей формирования основ безопасного поведения следует обратиться к определению «безопасности» жизнедеятельности. Научная литература изобилует множеством понятий, описывающий безопасность. В течение длительного периода времени термин «безопасность» не выделялся в качестве самостоятельного, а лишь употреблялся в контексте общих понятий медицины, экологии, других естественных наук. Постепенно, в связи с прогрессивным техническим развитием, вопросы рассмотрения дефиниции «безопасность» становятся более актуальными.

В словаре С.И. Ожегова «безопасность» рассматривается в качестве состояния, при котором есть защита от опасности, что свидетельствует о том, что термин «безопасность» напрямую взаимосвязан исключительно с потенциальными жертвами опасности [45, с. 15]. Педагогика под безопасностью предполагает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, и т.д. от потенциально и реально существующих угроз [4].

В рамках психологии безопасность интерпретируется как состояние человека либо характеристика соответствующей обстановки, достаточно комфортной для человека, и предполагающей свободное выражение человеком собственных мыслей и действий [43].

В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:

– безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою основную характеристику и сущность в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;

– безопасность может рассматриваться, как одно из решающих условий жизнедеятельности личности, общества, а также государства, что позволяет им сохранять материальные и духовные ценности.

Безопасность — это знания об определенных опасных ситуациях, которые могут угрожать здоровью и жизни, умения правильно вести себя в разных случаях; навыки поиска и принятия самостоятельных решений в определенных чрезвычайных ситуациях [66].

«Безопасное поведение» определяется как система действий или поступков личности, направленных на обеспечение оптимального уровня ее защищенности во всех сферах жизнедеятельности, что характеризует общее отношение человека как к собственной безопасности по отношению к жизни и здоровью, так и окружающих, экологически безопасной окружающей среды [1].

«Безопасное поведение» – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям [40]. У человека безопасное поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих относительно безопасный контакт индивида с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей.

Безопасное поведение детей рассматривается через понятие «личностное отношение к опасности», которое определяет эмоциональное восприятие человеком угрозы (эмоциональный компонент), которое рассматривается через призму оценки вероятности негативных последствий (когнитивный компонент) и собственной возможности контролировать ситуацию (поведенческий компонент) [68].

Безопасное поведение в повседневной жизни — первоначальное знание основных правил поведения и мер предосторожности, направленных на устранение неправильного поведения, которое может привести к возникновению чрезвычайных и трагических ситуаций [3, с. 54].

Понятие «основы безопасного поведения» следует трактовать, как совокупность стереотипов и действий в изменяющейся среде, которые позволят сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предотвратить физические и психические травмы, создать оптимальные условия взаимодействия между людьми.

Безопасное поведение определяется как результат адекватной когнитивной оценки среды, способность занять наиболее благоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды (Н.Ю. Марчук); как набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия с людьми (О. А. Скоролупова) [47, 56].

Безопасное поведение — это поведение, которое основано на знаниях о правилах безопасности жизнедеятельности и отражающее умение обращаться с потенциально опасными предметами и осознанно относиться к соблюдению правил безопасности [27].

Т.Г. Храмцовой опыт безопасного поведения детей определяется как «система знаний о способах безопасной жизнедеятельности, навыков обращения с потенциально опасными предметами и эмоций, определяющих мотивы дошкольника» [68].

Навык безопасного поведения представляет собой упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия, обеспечивающего человеку предотвращение опасности, минимизацию рисков [40].

К.Ю. Белая считает, что эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности напрямую зависит от того, насколько рано начат этот процесс [9].

Культура безопасности личности — это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Культура здорового и безопасного образа жизни человека представляет собой совокупность реализуемых им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, личностных качеств, определяющих здоровьесберегающий и безопасный стиль поведения. Другими словами, культура здорового и безопасного образа жизни – это готовность индивида к реализации опыта в сфере здоровьесбережения [40].

Культура безопасности жизнедеятельности (культура БЖД) — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности. Под современным уровнем культуры БЖД следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил [61].

Культура безопасности жизнедеятельности — это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения [72].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы