Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование навыка пересказа у младших школьников с ЗПР посредством мнемотехники

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы навыка пересказа младших школьников при нормальном и нарушенном психическом развитии 8

1.1. Формирование навыков пересказа у младших школьников 8

1.2. Особенности формирования навыков пересказа у младших школьников с задержкой психического развития 18

1.3. Педагогические подходы к формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития посредством мнемотехники…………………………………………………………………….27

Выводы по 1 главе 34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития 36

2.1. Организация и методы изучения навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития 36

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 40

2.3. Организация и содержание коррекционной работы по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития посредством мнемотехники 44

2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 57

Выводы по 2 главе 59

Заключение 61

Список литературы 64

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандартах начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) определяет целевые ориентиры по развитию речи младших школьников: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания. Основными направлениями развития речи является обогащение словаря и развитие связной монологической речи [64].

Монологическая речь, как самая сложная форма речевой деятельности, характеризуется развёрнутым изложением определённого содержания, которое должно осуществляться логично, последовательно и грамматически правильно. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти действия требуют достаточного высокого уровня сформированности связной речи. Это дает основания считать, что развитие связной речи ребёнка определяет его последующее успешное или неуспешное обучение в школе.

В условиях современного образовательного процесса, работа по развитию речи направлена на формирование у учащихся специальных умений по формированию полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи традиционно является приоритетной для курса «Литературное чтение». Развитию монологической формы речи способствует работа над пересказом прочитанного. Согласно программе по литературному чтению обучение подробному пересказу начинается с 1 класса. Со 2 класса проводится обучение творческому пересказу. С 3 класса к названным выше добавляется обучение выборочному пересказу, а с 4 класса – краткому пересказу. То есть по окончанию начальной школы ученики овладевают всеми видами пересказа[9].

Пересказ, объединяет в себе восприятие и порождение речи, в частности, пересказ как результат познавательной деятельности включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление и передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания (Г.Е. Сычева, О.С. Ушакова).

Однако, пересказ художественного произведения детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от пересказа детей с нормальным психическим развитием. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, дети не понимают прочитанное, ограничен словарный запас, пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность повествования, путают события, прибегают к перефразировкам и жестам, затрудняются в выражении главной мысли (Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Т.Д. Пускаева).

Учитывая данные нарушения, в современной науке дискуссионным становится вопрос об эффективных средствах по формированию навыков пересказа младших школьников с ЗПР, в том числе с опорой на различные анализаторы. Одним из средств, способного эффективно повлиять на формирование навыка пересказа становится мнемотехника, которая облегчает и ускоряет процесс понимания, запоминания и усвоения текстов, формирует навыки последовательного изложения прочитанного или услышанного.

Проблемами речевого развития детей с ЗПР занимались Н.А. Цыпина, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, Е.В. Мальцева, Р.И. Лалаева, Г.Г. Голубева, С.В. Зорина, Н.Ю. Борякова, А.А. Хохлова, В.И. Малинович, И.Г. Кузнецова и др.

При этом особенности пересказа и методике его формирования с помощью мнемотехники у младших школьников с ЗПР остаются практически неизученными.

Значимость монологической речи для развития языковой способности ребенка с ЗПР, формирования у него навыков пересказа, а также недостаточная разработанность проблемы позволяет считать тему исследования актуальной.

Объект исследования – навыки пересказа младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования – процесс формирования навыков пересказа у младших школьников с ЗПР посредством мнемотехники.

Цель исследования: проанализировать эффективность использования мнемотехники в формировании навыков пересказа у младших школьников с ЗПР.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что коррекционная работа по формированию навыков пересказа у младших школьников с ЗПР будет эффективной, если использовать мнемотехнику, которая будет способствовать развитию у детей навыков:

1) последовательно излагать события;

2) адекватно и подробно передавать содержание текстовой информации.

Исходя из цели и гипотезы, сформулированы задачи исследования:

1. Изучить особенности формирования навыков пересказа у младших школьников при нормальном и нарушенном психическом развитии.

2. Определить потенциал мнемотехники в формировании навыков пересказа у младших школьников с ЗПР.

3. Провести первичную диагностику навыков пересказа у младших школьников с ЗПР.

4. Предложить методику по формированию навыков пересказа у младших школьников с ЗПР посредством мнемотехники.

5. Провести повторную диагностику навыков пересказа у младших школьников с ЗПР.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;

2) эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); наблюдение; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования: уточнены представления о подходах к формированию навыков пересказа у младших школьников с ЗПР; рассмотрены особенности формирования навыков пересказа у младших школьников с ЗПР посредством мнемотехники.

Практическая значимость исследования: разработанная методика может быть использована в работе дефектологов и педагогов по формированию навыков пересказа младших школьников с ЗПР.

База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Антоньевская СОШ». с. Антоньевка, Петропавловский район, Алтайский край. В исследовании принял участие один ученик 3 класса, имеющий диагноз ЗПР.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы:

Формирование навыка пересказывать тексты происходит на протяжении всего обучения младших школьников. Выбор вида пересказа зависит от содержательного и лексического материала текста и от уровня развития речи детей. Все пересказы развивают воображение, мышление, память младших школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к тексту и его пересказу. Формирование навыков пересказа младших школьников при нормальном психическом развитии происходит постепенно: от простого к сложному. В этом возрасте младшим школьникам доступны все виды пересказа, т.к. когнитивные процессы и речи у младших школьников достаточно сформированы.

Пересказ детей с ЗПР оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Младшие школьники с ЗПР характеризуются недоразвитием устной монологической речи, имеют неполноценные навыки владения пересказом. В связи с трудностью планирования высказывания отмечаются лексико-грамматические нарушения. Сложные предложения встречаются редко, в большинстве случаев, неправильно оформленные. Наблюдаются ошибки в передачи логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц. Дети могут ограничиться лишь перечислением действий. Страдает точность и полнота изложения. Прослеживаются трудности в самостоятельности изложения, при обучении младших школьников пересказу следует использовать наглядную опору для стимулирования зрительного и слухового внимания и восприятия.

Использование мнемотехники в процессе формирования навыков пересказа младших школьников с ЗПР помогает приобрести содержание для речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Наглядная схема помогает детям легко пересказывать литературные произведения близко к тексту, соблюдая, логичность, последовательность. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Кроме того таблица дает возможность детям видеть всех действующих лиц, и поэтому они концентрируют свое внимание на правильном построении предложений. Таким образом, мнемотаблица помогает ребенку понять содержание текста, правильно ответить на вопросы по тексту, пересказать заданный текс, оценить свой рассказ и рассказ одноклассника.

Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.

I этап – констатирующий.

II этап – формирующий.

III этап – контрольный.

На констатирующем этапе исследования было выявлено, что ребенок с ЗПР пользуется развернутой фразовой речью, но при этом в речи отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее резко они проявляются в разных видах монологической речи. Для высказываний характерны нарушение связности и последовательности изложения, выраженная ситуативность и фрагментарность, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных сказуемых. Были выявлены типичные ошибки, присущие навыку пересказа у младшего школьника с ЗПР: нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность текстов; бедность и стереотипность лексико — грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев; повторы слов, неоправданные длительные паузы; незаконченность смыслового выражения мысли; трудности в языковой реализации замысла.

На основе анализа данных констатирующего этапа нами была разработана методика по использованию мнемотехники в формировании навыков пересказа.

В основу работы по формированию навыков пересказа нами были положены мнемотехники под авторством Т.В. Большова и В.П. Глухова, которые используются на различных этапах работы. Экспериментальная работа проводилась по двум направлениям. Первое направление работы: Формирование умений и навыков последовательно излагать события. Второе направление работы – формирование умений и навыков адекватно и подробно передавать содержание текстовой информации.

По завершении формирующей части исследования был проведен контрольный этап педагогического эксперимента. В результате работы по использование мнемотехнических приемов было отмечено заметное продвижение ребенка с ЗПР в овладении навыками пересказа. Это проявлялось: в повышении самостоятельности, в улучшении показателей связности, последовательности, информативности повествования, положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Мнемотехнические приемы помогают поддерживать интерес, любознательность на всём протяжении занятий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы навыка пересказа младших школьников при нормальном и нарушенном психическом развитии

1.1. Формирование навыков пересказа у младших школьников

Пересказ – один из видов работы с текстом, который предполагает связное монологическое воспроизведение содержания прослушанного или прочитанного текста[60].

Монологическая речь – процесс длительного, последовательного, связного изложения системы мыслей. Монологическая речь, представляет собой устное высказывание одного человека с целью сообщения информации, воздействия или побуждение к действию, которое обдумывается ранее [8, с. 53].

О.С. Ушакова выделила монолог как длительную форму воздействия на слушателя и определил его отличительные признаки:

• связанность, обусловленная длительностью говорения;

• построенность речевого ряда;

• односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера;

• наличие предварительного обдумывания [63].

А.А. Леонтьев подчеркивал, что устная монологическая речь в сравнении с диалогической является более произвольной. По словам ученого, «монологическая речь не «течет» сама по себе: чтобы осуществить ее, говорящий обычно должен иметь какое-то содержание, лежащее вне ситуации говорения, и уметь в порядке произвольного акта построить на основе этого внеситуативного и внеречевого содержания свое высказывание или последовательность высказываний» [34].

Особо А.А. Леонтьев акцентировал внимание на том, что монологическая речь является «организованным видом речи» [там же].

В качестве основных характеристик связной монологической речи А.А. Леонтьев выделяет цельность и связность, четко дифференцируя эти понятия. Под цельностью ученый рассматривает психологическую категорию, заключающуюся в намерении говорящего реализовать задуманное по четкому, последовательному, продуманному плану. При этом осуществляется планирование всего рассказа, как речевого целого, и планирование составляющих его частей – предложений. Исследователь подчеркивает, что проблема цельности тесно связана с вопросами адекватного восприятия и понимания сообщения. Категория связности, по мнению А.А. Леонтьева, проявляется в семантической и грамматической зависимости предложений, порядке слов в предложениях, интонационном оформлении, особой системе паузирования, соотнесенности предложений по длительности звучания [34].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы