Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование мотивации к учебной деятельности детей 6-7 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 3
Глава 1. Особенности
учебной деятельности и развитие мотивации в 6-7-летнем возрасте. 7
1.1.
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. 7
1.2. Содержание и
структура мотивации личности в учебной деятельности 13
1.3. Методы и способы
формирования мотивации у детей 6-7 лет. 23
Выводы по главе 1. 30
Глава 2. Эмпирическое
исследования уровня мотивации к учебной деятельности у детей 6-7 лет. 32
2.1. Методики диагностики
мотивации к учебной деятельности у детей 6-7 лет 32
2.2. Анализ результатов
исследования. 37
2.3. Методические
рекомендации по формированию мотивации у детей 6-7 лет 44
Выводы по главе 2. 67
Заключение. 67
Список литературы.. 71
Введение:
Актуальность
исследования. Одна из важных задач, которая стоит
перед психологией и педагогикой, заключается в формировании активной личности,
которая будет мотивированна на деятельную жизненную позицию. В связи с этим
необходимым считается изучение роли мотивации в учебной деятельности.
Отмечается, что становление субъекта деятельности, который способен сознательно
ставить жизненные цели и добиваться их, обеспечивается мотивацией достижения,
отражающей ценностное отношение индивида к себе как к личности и к учебной
деятельности.
На актуальность изучения
так же указывает тот момент, что в период младшего школьного возраста
формирование такого качества как мотивация представляется в группе социально
важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в социуме,
построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.
Проблема мотивации,
мотивов поведения и учебной деятельности одна из стрежневых в психологии.
Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н.
Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А.
Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации.
Среди отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной
деятельности в младшем школьном возрасте занимались В.С. Выготский, В.В.
Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Целью
работы является изучение особенностей формирования мотивации
учебной деятельности у детей 6-7 лет.
Объектом
исследования выступает учебная деятельность в младшем
школьном возрасте.
Предметом
исследования является формирование мотивации учебной
деятельности у детей 6-7 лет.
Гипотеза
исследования: гипотеза исследования основана на
предположении о том, что у детей 6-7 лет мотивация к учебной деятельности будет
низкой, поскольку в младшем школьном возрасте преобладают игровые мотивы
поведения.
Поставленная цель
предполагает решение следующих задач
исследования:
1. Изучить
психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста в
учебной деятельности.
2. Выделить структуру и
содержание мотивации личности в учебной деятельности.
3. Охарактеризовать методы
и способы формирования мотивации обучения у детей 6-7 лет.
3. Организовать
исследование по определению уровня развития мотивации учебной деятельности
детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать
полученные результаты.
5. Составить методические
рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности у детей 6-7 лет.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке методических
рекомендаций, направленных на формирования мотивации к учебной деятельности
детей младшего школьного возраста, которые могут быть использованы педагогами и
практиками при работе с младшими школьниками, а также студентами, изучающими
данную тему исследования.
Методы
исследования, примененные в работе следующие:
1. Теоретический (анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический
(анкетирование, тестирование младших школьников).
3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Положения,
выносимые на защиту:
1. В
младшем школьном возрасте учебная деятельность ребенка выходит на первый план,
она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей
функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и
интеллекта, а также некоторых других психических функций организма.
2. Младший школьный
возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся. Главное
содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Сначала у младших
учеников (особенно у детей 6-7 лет) преобладает интерес к внешней стороне
обучения, к новой позиции ученика, новых форм общения. Затем появляется и
закрепляется мотив достижения результата учебной работы. И только со временем,
при благоприятных условиях проявляется интерес к самому процессу учения, к
способам познавательной деятельности.
Результаты
исследовательской работы:
— результаты диагностики
уровня мотивации к учебной деятельности школьников показали, что большинство
детей положительно относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть детей
имеет высокий и хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины
детей высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к
образовательной деятельности;
— в ходе педагогического
наблюдения выяснилось, что дети с небольшим желанием посещают уроки,
большинство из них предпочитает «отмалчиваться», отвечают на вопросы лишь
тогда, когда учитель спросил кого-то конкретно. Отсюда можно сделать вывод, что
испытуемые не любят занятия по разным предметам, или слабо ориентируются в
учебе;
— для большинства детей
преобладающим выступает игровая направленность познавательных интересов, что
показывает низкий уровень мотивации к учебной деятельности, поскольку дети
предпочитают продолжать играть, а не учится;
— проведенная работа с
детьми, которая была направлена на формирование положительной мотивации к
учебной деятельности, включающая в себя использование игровых приемов в ходе
работы с младшими школьниками, достаточно эффективна, поскольку полученные
результаты контрольного этапа исследования по обеим методикам показали более
высокий уровень мотивации у детей.
Заключение:
Вопрос об отношении
учебной деятельности и развития младших школьников можно назвать центральным,
так как без него нет возможности поставить и решить проблемы педагогической
психологии. Данный вопрос остается актуальным и в современном обществе. Многие
теоретические и практические проблемы современной педагоги и педагогической
психологии могут быть решены в зависимости о того, насколько разносторонне и
глубоко рассматриваются проблемы развивающего обучения.
Особенности обучения в современной
школе во многом определяются все нарастающим объемом информации,
интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением
учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей
организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также
здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто
испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе
обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой
научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы
ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в
себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи
обучения.
Формирование учебной
мотивации младших школьников считается одной из центральных проблем современной
школы. А ее актуальность определяется обновлением содержания обучения, которая
привела к выходу задач формирования приемов самостоятельного получения знаний и
развития активной жизненной позиции на первый план. Помимо того, основные
проблемы в сфере обучения и воспитания вызваны отсутствием мотивов у младших
школьников получать знания, что оказывает влияние на снижение базовых
показателей образованности и воспитанности детей.
Таким образом, из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте учебная
деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в
его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это
способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых
других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте
начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и
непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно
лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом
возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
Необходимо отметить, что
учебная деятельность для разных обучающихся имеет разный смысл. Определение
характера учебной мотивации и познавательного интереса младших школьников
позволяет выбирать определенные методы и способы педагогического влияния.
Необходимо принимать во
внимание, что мотив всегда выступает с одной стороны внутренним качеством
сознания обучающегося, который побуждает его к деятельности, а с другой стороны
такое побуждение может приходить со стороны. Если без процесса контроля со
стороны взрослых мотив не актуализируется, то он остается внешним для младших
школьников, поэтому в процессе обучения педагогу необходимо направлять
деятельность обучающихся на формирование их внутренних мотивов.
Итак, в ходе
эмпирического исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников в
количестве 18 человек возрастом 6-7 лет по методикам: «Беседа о школе» (Н.Г.
Лусканова), «Что мне нравится в школе» (А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов), «Выбери
сюжетную картинку» (Н.В. Пророк). Выбранные методики в комплексе позволят
оценить уровень мотивации младших школьников.
Результаты диагностики
уровня мотивации к учебной деятельности школьников показали, что большинство
детей положительно относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть детей
имеет высокий и хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины
детей высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к
образовательной деятельности.
Методика «Что мне
нравится в школе» показала, что чуть больше половины детей уровень мотивации к
познавательному процессу высокий. Но у многих от остается на низком уровне, а у
некоторых детей вообще отсутствует.
Последняя методика
показала преобладание игровой направленности познавательных интересов у детей
младшего школьного возраста.
Результаты эмпирического
исследования показали необходимость повышения мотивации к обучению в школе для
детей младшего школьного возраста. Для этого были разработаны и внедрены в
учебный процесс рекомендации и игровые технологии по формированию позитивной мотивации
к учебе у детей 6-7 лет. Повторное исследование показало позитивную динамику
развития мотивации.
Тем самым, цель работы
достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ
В 6-7-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста Младший школьный возраст
не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много
специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную
наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник
уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении,
у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для
него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только
новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный
статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того,
когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то
определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный
кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или
8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с
объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок
именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь
то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь
изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе
отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития,
и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного
периода [46].
Если прошедший уже
кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как
отдельного активного субъекта в новом мире