Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы формирования мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся
начальных классов. 8
1.1. Проблема мотивации в
психолого-педагогической литературе. 8
1.2. Особенности мотивации к учебе у
неуспевающих младших школьников. 18
1.3. Методы и приемы формирования
мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов. 25
Выводы по 1
главе. 34
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к учебе у
неуспевающих обучающихся начальных классов. 36
2.1. Изучение уровня сформированности
мотивации к учебе у неуспевающих младших школьников. 36
2.2. Организация работы по
формированию мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов. 46
2.3. Анализ результатов исследования. 53
Выводы по 2
главе. 58
Заключение. 60
Список
литературы.. 62
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. Проблема
мотивации является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и
в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии
связана, прежде всего, с анализом источников активности человека, побудительных
сил его поведения. Мотивация учебной деятельности в школьном возрасте является
одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена и
обновлением содержания обучения, и постановкой задач формирования у школьников
приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов,
осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у
них активной жизненной позиции.
Наиболее
сензитивный и благоприятный для развития учебной мотивации является младший
школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная
деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не
формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может
отразиться что на 4 качестве обучения ребенка, что на его поведении, отношении
к школе и в целом к образованию и самообразованию, это указывает на
актуальность развития у младшего школьника мотивации к учению.
Значимость
проблемы формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется
необходимостью создания предпосылок формирования мотивации учения именно в
начальной школе, когда происходит придание учебной деятельности статуса ведущей
деятельности, а с окончанием обучения в начальной школе обретение мотивацией
определённой формы, что позволяет сделать её устойчивым личностным образованием
ученика. Начальная школа характеризуется наличием ряда проблем мотивации
обучения, что обуславливается слабой ориентировкой при обучении на личностные
особенности ученика. Это выражается в применении единых учебных планов,
единообразии заданий, предпочтении педагогов ориентировать обучение на высокий
уровень усвоения изучаемых предметов, что ведет к слабой сформированности
мотивов учения. Несформированность мотивации к учебе приводит к возникновению одной
из важных проблем современной школы — неуспеваемости младших школьников. Так
как в младшем школьном возрасте учебной деятельности как ведущей, принадлежит
главная роль в определении дифференциации познавательных процессов и личностных
изменений, наличие ранней неуспеваемости ребенка приводит к широкому кругу
проблем и оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка в целом.
Важно
заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение
как в Концепции модернизации Российского образования, законе «Об образовании в
РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте,
направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются
первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий
учащихся, на системе которых построено все школьное обучение. Также один из
основных личностных результатов Федерального государственного образовательного
стандарта это сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого
подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик
обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира.
Несформированность
мотивации к учебе приводит к возникновению одной из важных проблем современной
школы — неуспеваемости младших школьников. Так как в младшем школьном возрасте
учебной деятельности как ведущей, принадлежит главная роль в определении
дифференциации познавательных процессов и личностных изменений, наличие ранней
неуспеваемости ребенка приводит к широкому кругу проблем и оказывает
отрицательное влияние на развитие личности ребенка в целом
Следует
отметить, что проблема формирования учебной мотивации в педагогике и психологии
далеко не нова. Разные авторы рассматривают различные аспекты этой проблемы:
мотивы как источники активности поведения человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев,
Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова, X.
Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и др.); особенности строения и развития
мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики отдельных ведущих
мотивов 4 учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина),
познавательной потребности (B.C. Ильин), социальных и познавательных мотивов
(А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н.
Скороходова, X. Хекхаузен), коммуникативного мотива и мотива творческой
реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева); особенности проявления отдельных
мотивов внутри мотивационных комплексов (В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.
Маслоу, А.К. Маркова).
Исследование проблемы формирования
учебной мотивации у младших школьников, позволяет выделить ряд противоречий:
—
между потребностью формировать учебную мотивацию в начальной школе как
важного компонента учебной деятельности и отсутствием мотивационной модели
эволюционных преобразований в педагогической деятельности; — между потребностью формировать
учебную мотивацию у младших школьников и недостаточной разработанностью
методики использования творческих проектов в сложившейся практике начальной
школы.
Указанное
противоречие обусловливает актуальность выбранной темы исследования: «Формирование
мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов».
Объект исследования —
учебная мотивация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования –
процесс формирование мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных
классов.
Цель исследования
– теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность
педагогических условий формирования мотивации к учебе у неуспевающих младших
школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем,
что процесс формирования мотивации к
учебе у неуспевающих младших школьников будет осуществляться эффективнее при
организации следующих педагогических условий:
—
осуществление дифференцированного подхода к организации учебной деятельности
учащихся;
—
создание проблемных и игровых ситуаций с целью активизации творческого
отношения учащихся к учебе;
—
осуществление оценивания знаний учащегося на основе его новых достижений;
—
организация разнообразных форм совместной учебной деятельности и учебного
сотрудничества.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе;
2.
Рассмотреть особенности формирования учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста;
3.
Изучить методические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших
школьников;
4.
Организовать и провести диагностику развития учебной мотивации у
третьеклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы;
5.
Подобрать приемы формирования учебной мотивации на уроках в третьем классе;
6.
Подвести итоги опытно-поисковой работы по формированию учебной мотивации у
младших школьников.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение информации,
наблюдение, количественный и качественный анализ полученных результатов,
обработка результатов исследования.
Практическая значимость
состоит в том, что полученные результаты проведенного исследования могут быть
использованы в работе учителей начальной школы с целью повышения эффективности
развития мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов.
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой
литературы, приложения.
Во
«Введении» определены актуальность исследования, цель и задачи исследования,
его объект, предмет, степень разработанности данной проблемы, место в науке и
практике, методы исследования.
В
1 главе рассмотрены основные понятия по данной теме, характеристика детей
младшего школьного возраста, психолого-педагогические проблемы неуспеваемости
детей в начальных классов, характеристика диагностик, направленных на изучение
причин неуспеваемости учеников начальных классов.
Во
2 главе проведена апробация диагностик, направленных на изучение причин
неуспеваемости школьников, определены пути и способы предупреждения и избежание
неуспеваемости учеников начальных классов, описаны результаты проведения
повторных диагностик и выводы.
В
«Заключении» подведены итоги исследования.
Заключение:
Проблемой
развития мотивации к учебной деятельности занимались Божович Л.И., Маркова
А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Выготский Л.С.,
Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. Мотивация является одной из
фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и
педагогики. Современное состояние развития общества требует более глубокого
понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений
личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость
раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с
социальной детерминации его психики.
Пришли к
выводу, что к концу младшего школьного возраста у учащихся должен
быть сформирован учебно-познавательный мотив, который характеризуется не только
интересом к новым знаниям и общим закономерностям, а к способам добывания новых
знаний. Благодаря воспитанию этого мотива обеспечивается подготовка перехода
ученика в среднюю школу. Несформированность мотивационной сферы оказывает
отрицательное влияние на способность усваивать знания, что в итоге наносит
тяжелый моральный ущерб личности ребёнка. Выделили ряд особенностей
неуспевающих школьников: дети обладают низкой низким уровнем знаний, что влияет
на понижение уровня интеллектуального развития; у детей не сформирован
познавательный интерес; отсутствует наличие элементарных организационных
навыков; учащимся необходим
индивидуальный подход как психологического, так и педагогического профиля;
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся.
В
ходе опытно-поисковой работы нами была проведена первичная диагностика по
изучению развития учебной мотивации у младших школьников, которая показала
следующие результаты: 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29%
— на получение знаний; 86% обучающихся показали средний уровень мотивации
учебной активности, 14% — низкий уровень; для 44% детей основным мотивом
является мотив оценки, для 28% детей — учебный мотив, для 14% — позиционный
мотив и для 14% — внешний мотив; у 72% младших школьников присутствует средний
уровень школьной мотивации. Таким образом, развитие мотивации у большинства
школьников характеризуется средним уровням ее сформированности, что
предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества.
Для
формирования учебной мотивации на формирующем этапе была разработана работа,
которая строилась на проведении уроков. В структуру традиционного урока
добавлялись приемы, активизирующие мыслительную деятельность и познавательный
интерес.
Для
проверки эффективности опытно-поисковой работы проведена повторная диагностика
младших школьников. По итогам повторной диагностики выявлены следующие
изменения: по сравнению с результатами констатирующего этапа, направленность на
отметку снизилась с 71% до 43%, а на знания — повысилась с 29% на 57%; появился
школьник с высоким уровнем мотивации, со средним уровнем ‒ уменьшилось на
одного; у детей преобладает внутренняя и внешняя положительная мотивация; учебный
мотив повысился с 28% до 44%, внешний мотив остался на прежнем уровне и мотив
на получения хорошей оценки немного уменьшились с 44% до 28%; увеличился
процент учащихся с высоким уровнем мотивации (0% — 14%), уменьшился – средней уровень мотивации (86% — 72%). Низкий
уровень мотивации остался без изменений – 14% учащихся.
Таким
образом, проведя анализ полученных результатов опытно-поисковой работы, увидели
положительную динамику процесса развития учебной мотивации. Следовательно,
разработанная система работы по формированию учебной мотивации младших
школьников, оказало влияние на желание учиться, что в свою очередь отразилось и
на успешности в учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации
к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов 1.1. Проблема мотивации в психолого-педагогической
литературе Успех
учебной деятельности зависит не только от усвоения обучающимися знаний, но и от
мотивации учения, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких
результатов. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждают ребенка
к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Развитие у
обучающегося положительной учебной мотивации является основой эффективности
учебного процесса. Управление процессом учения требует от учителя понимания
сущности мотивации учебной деятельности, основных закономерностей ее
функционирования и развития. Анализ литературных источников показывает, что в
современной психологии и педагогике отсутствует единство в определение сущности
понятия «мотивация» [10].
Анализ
литературных источников показывает, что в современной психологии и педагогике
отсутствует единство в определение сущности понятия «мотивация». Под понятием
«мотивация» понимают несколько психологических явлений, а именно:
1)
систему факторов или совокупность причин, которые направляют человека к
выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности;
2)
осознанное использование целой системы возбудителей, которые способствуют
активизации деятельности;
3)
процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходит в
структуре соответствующей деятельности [14].
Отсутствие
единства определение понятия мотивации свидетельствует о разносторонности
аспектов этого вопроса, а также о сложности и многозначности самой мотивации. В
педагогике и педагогической психологии мотивация имеет различные определения. В
частности, М.И. Алексеева считает, что мотивация — это совокупность причин,
которые определяют различные проявления активности обучающихся [4].
А.К.
Маркова считает, что мотивация является многомерным образованием отдельных
мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей. Она
подчеркивает, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, постоянно
меняются и вступают в новые связи друг с другом. Поэтому становление мотивации
— не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а
усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [33].
Мотивацию
трактуют по-разному: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих,
то есть определяют поведение (Ж. Годфруа); как совокупность мотивов (К.К.
Платонов); как побуждение, вызывающее активность организма и определяет ее
направленность; как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.
Ш. Магомед-Эминов); как процесс действия мотива и как механизм, определяющий
возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности
(И.А. Джидарьян); как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и
деятельность (В.К. Вилюнас) [6].
Можно
сказать, что мотивация — это сложная, многоуровневая неоднородная система
побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы,
стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. При этом любая
деятельность является полимотивированной, а в мотивационной структуре
деятельности можно выделить доминирующий мотив. Среди важных задач педагогики
является определение того, как деятельность учения, проблемы, связанные с
учением, преломляются в сознании ученика, какие стремления и побуждении у него
при этом возникают, как и чем мотивируется для него деятельность учения. Под
учением понимается не просто процесс овладения каким-то общим или частным
навыком, а подразумевается под этим систематический процесс усвоения человеком определенного круга знаний
и умений, который носит то более, то менее успешный характер.
Результат
обучения согласно И. П. Подласому обуславливают мотивы обучения, а также
понимание цели и интереса к обучению
Учебная мотивация — это частный вид мотивации, которые включен в
деятельность учения, учебную деятельность. Она представляет собой системное
образование, состоящее из учебных мотивов [43]. А. К. Маркова предлагает
определение учебного мотива: мотив — это направленность школьника на отдельные
стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [33].
Учебный
мотив Л.И. Божович определяет как структурный компонент учебной мотивации. По
мнению автора, мотивы деятельности учения представляют собой побуждения,
характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на
протяжении предшествующей его жизни семьей и самой школой [4].
Эффективность
учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают младшего
школьника к активности и определяют его направленность. Для формирования
интереса и положительной мотивации к учебной деятельности учитель должен
развивать именно мотивы учения. Мотивы, стимулирующие обучающихся к обучению
М.И. Алексеева, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович и др. разделяют на социальные и
познавательные учебные мотивы [4].
Социальные
мотивы, которые способствуют воспитанию у младших школьников положительного
отношения к учению, формируются, в первую очередь, родителями, а потом
учителем. Эта группа мотивов проявляется в 11 стремлении детей, чувствах ответственности,
долга. Среди широких социальных мотивов выделяют большие группы мотивов по
источнику возникновения, содержанию и направленностью.
Познавательные
мотивы формируются в процессе изучения различных учебных предметов, имеющих
целью расширение и углубление знаний, умений и навыков, привитие интереса к
знаниям и процесса их получения. на формирование познавательных мотивов влияют
как индивидуальные психологические факторы, так и педагогические условия
процесса обучения. Кроме потребностей, способностей, склонностей, интересов
обучающихся, для формирования познавательных мотивов следует учитывать и как
учитель организует учебную работу, которые приемы, методы применяет. Это играет
весьма значительную роль в развитии положительной мотивации к учебной
деятельности. Обычно в учебной деятельности младшие школьники руководствуются
не только познавательными или социальными мотивами, а в основном их сочетанием,
которое создает наиболее благоприятное воздействие на обучающихся с целью
повышения интереса к обучению и стремление добиваться успеха в любой
деятельности [36].
Итак,
для формирования мотивов учения нужна рациональная организация
учебно-воспитательного процесса, при которой школьники выступали бы активными
участниками познавательного процесса. У детей появляется внутренняя потребность
к учению, положительное отношение к учебному процессу в том случае, если они
имеют возможность занять активную позицию в учебно-познавательной деятельности.
Для этого нужно понятно излагать материал, умело организовывать самостоятельную
работу для овладения знаниями, умениями и навыками, показывать практическую
значимость учебного материала, формировать жизненно важные умение (написать
сочинение, составить деловой документ, план прочитанного произведения и т.п.),
умело сочетать различные методы, приемы и способы учебной работы, создавать проблемные
ситуации, прибегать к юмору, вызвать эмоции, переживания событий и тому
подобное.
Для
формирования учебных мотивов большое значение имеет использование ситуаций
познавательной новизны, познавательных игр, учебных дискуссий, познавательных
противоречий, использования различных аналогий, создание ситуаций успеха и тому
подобное. Как метод мотивации выступает анализ жизненных ситуаций. Этот метод
непосредственно мотивирует обучение за счет максимально возможной конкретизации
знаний, тесной связи с личностной значимости для обучающегося и его окружения.
Учебная
мотивация согласно А.К. Марковой имеет
иерархическую структуру. Становление структуры учебной мотивации происходит не
путем возрастания положительного или усугубления отрицательного отношения к
учению, а путем усложнения структуры мотивационной сферы, входящих в нее
побуждений, появления новых отношений между ними. Соответственно, анализируя
учебную мотивацию, следует определять не только доминирующий мотив, но и
анализировать структуру мотивационной сферы учащихся [33].
По
Н. В. Елфимовой учебную мотивацию определяет система следующих показателей:
—
вид личностно значимой деятельности ученика (становление учения как одного из
видов личностно значимой деятельности учащегося);
—
личностно значимые для ученика субъекты (учителя, одноклассники, родители),
которые оказывают влияние на формирование отношения учащегося к учению;
—
отношение ученика к учению (положительное, отрицательное, нейтральное),
соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии;
—
отношение ученика к конкретным учебным предметам и их содержанию [16].
Важно
отметить, что изучение и развитие учебной мотивации у младших школьников
состоит в определении отношения к учению и учебным предметам, ведущих мотивов и
потребностей в структуре мотивации. В младшем школьном возрасте начинается
целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка
становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и
развитии всех его психических свойств и качеств. Этот возраст имеет большие
резервы формирования мотивационной сферы учения. Главное содержание мотивации в
этом возрасте — «научиться учиться».
Младший
школьный возраст — это начало становления учебной мотивации, от которого во
многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста Учебные мотивы, характеризующие желание получать
новые знания, зарождаются уже в дошкольном возрасте, который называют
«возрастом почемучек». Шестилетние дети стремятся к познанию мира, они активно
задают вопросы «кто такой?», «что такое?», «отчего?» и «почему?» и тем самым
проявляют познавательный интерес, составляющий основу мотивации к деятельности
учения. Несмотря на ситуативный характер познавательного интереса дошкольников,
он обращен к будущей школьной жизни ребенка, который в ходе обучения будет
познавать предметный мир. Пока интерес дошкольников — это преимущественно
интерес к «миру людей», и в этом возрасте у детей преобладают широкие
социальные мотивы, которые опосредованы ситуацией и слабо осознаются. Согласно
Д.Б. Эльконину мотивировать детей может содержание самой деятельности, ее общественное
значение, успех или неуспех в ее проведении. К 7 годам возникает личностные
достижения (самооценка) соподчинение
мотивов, т.е. дети этого возраста способны выделить ведущие мотивы среди многих
других. Более того, происходит кристаллизация направленности мотивации: детей
начинает привлекать исполнение роли ученика, они становятся заинтересованным в
достижении признания со стороны взрослых, предметном общении и взаимодействии
со сверстниками [52].
Следует
отметить, что у будущих первоклассников складываются отдельные мотивы,
определяющие характер деятельности учения: познавательные мотивы, позволяющие
заглянуть в сущность мироздания, и социальные мотивы, создающие основу для
совместной учебной работы. Однако эти мотивы слабо связаны между собой, ситуативны,
неустойчивы.