Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование мотивации через использование творческих видов деятельности при обучении французскому языку в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты проблемы формирования мотивации через использование
творческих видов деятельности при обучении французскому языку 6
1.1. Понятие
и виды мотивации. Особенности мотивации при изучении иностранных языков. 6
1.2. Понятие
«творческие виды деятельности» в психолого-педагогических исследованиях. 13
1.3. Творческие задания как способ повышения мотивации к
изучению французского языка. 20
1.4.
Теоретические аспекты использования творческих видов деятельности для
формирования мотивации изучения французского языка. 26
Выводы по
главе 1. 32
Глава
2. Дидактические аспекты использования творческих видов деятельности для
формирования мотивации изучения французского языка в начальной школе 35
2.1. Дидактические условия формирования
мотивации через использование творческих видов деятельности при обучении
французскому языку. 35
2.2.
Методические рекомендации по использованию творческих видов деятельности для
формирования мотивации изучения французского языка. 43
2.3. Комплекс творческих
заданий, направленных на повышение мотивации изучения французского языка. 54
Выводы по главе 2. 64
Заключение. 66
Список
литературы.. 70
Введение:
Важным
аспектом обучения иностранным языкам является наличие мотивации, которая
обеспечивает результативность и эффективность процесса обучения. Мотивация к
изучению иностранных языков движет деятельностью обучающихся, вызывает желание
узнать или изучить что-то новое. Повышение мотивации на уроке иностранного
языка возможно при помощи различных средств, методов и приемов, но многие
ученые сходятся во мнении, что одним из наиболее действенных методов повышения
мотивации является использование творческих видов деятельности. Исследованию
творческих видов деятельности посвящено множество методических трудов, которые
выделяют разные типы творческой деятельности, их функциональные различия, а
также отмечают важность и необходимость использования таких видов деятельности для
повышения мотивации на уроке иностранного языка.
Актуальность исследования обусловливается тем,
что при наличии множества методических работ, посвященных изучению особенностей
применения творческих видов деятельности на уроках иностранного языка, тем не
менее, трудов, рассматривающих применение творческих видов деятельности на
уроках французского языка с целью повышения мотивации младших школьников
достаточно мало. Использование творческих видов деятельности для повышения
мотивации при обучении французскому языку требует доработки некоторых вопросов,
среди которых, рассмотрение необходимых дидактических условий, разработка
методических рекомендаций, специфика составления творческих заданий.
Объект
данного исследования – творческие виды деятельности при
обучении французскому языку в начальной школе.
Предмет
исследования – формирование мотивации посредством творческих
видов деятельности на уроках французского языка в начальной школе.
Цель
работы – определить особенности и условия применения творческих видов
деятельности для повышения мотивации на уроке французского языка в начальной
школе.
Поставленная
цель требует выполнения следующих исследовательских задач:
1.
Охарактеризовать понятие «мотивация»,
«творческие виды деятельности».
2.
Дать типологию творческих видов деятельности, используемых
для повышения мотивации при обучении иностранному языку.
3.
Выявить дидактические условия, необходимые
для формирования мотивации через использование творческих видов деятельности
при обучении французскому языку.
4.
Сформулировать методические рекомендации по
использованию творческих видов деятельности для повышения мотивации изучения
французского языка в начальной школе.
5.
Составить комплекс творческих заданий,
направленных на повышение мотивации изучения французского языка в начальной
школе.
Основными
методами исследования выступили: метод анализа
теоретической литературы по рассматриваемой теме исследования; метод описания
основных понятий исследования.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы
следующих ученых в сфере:
педагогической
психологии – Д.Б. Богоявленская, С.Т.
Григорян, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, Л.А. Китаев-Смык,
А.Н. Леонтьев, С.Д. Юдина, M.A. Boden;
педагогики
– И.А. Бескова, В.Г. Болотова, Н.В. Залесова, В.А. Павлов, К.Г.
Свиридова, А.В.
Хуторской, M.-J. Barbot, F. Raynal;
методики
преподавания иностранных языков – Т.В. Бланк, Н.Д.
Гальскова, А.В. Гвоздева, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И.
Пассов, Г.В. Рогова, N.
Battaglia,
A.
Knapp,
V.
Lemeunier.
Практическим материалом
исследования послужили конспекты уроков французского языка, отобранные на
специализированных сайтах: образовательный портал Инфоурок (https://infourok.ru/main), образовательный портал «Продленка»
(https://www.prodlenka.org/), образовательная социальная сеть (https://nsportal.ru/).
Теоретическая
значимость работы состоит в разработке типологии творческих
видов деятельности, используемых для повышения мотивации на уроках
французского языка в начальной школе.
Практическая
значимость исследования состоит в применении выводов и
результатов работы для разработки планов-конспектов уроков французского языка в
начальной школе. Кроме этого, разработанный комплекс творческих заданий может
быть использован целостно или частично для реализации урока, основанного на
применении творческих видов деятельности.
Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы. Во введении
раскрывается актуальность темы и определение понятийно-категориального аппарата
исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы изучения
мотивации и творческих видов деятельности как важных категорий методики
преподавания иностранных языков; во второй главе представлен анализ
дидактических условий, необходимых для применения творческих видов деятельности
на уроке французского языка в начальной школе, предложены методические
рекомендации по организации урока французского языка при помощи творческих
видов деятельности, составлен комплекс творческих заданий для уроков
французского языка в начальной школе. В заключении приводятся обобщения,
полученные в ходе исследования.
Заключение:
В данной выпускной
квалификационной работе был систематизирован теоретический материал,
затрагивающий проблемы применения творческих видов деятельности на уроке
французского языка в начальной школе с целью формирования мотивации к его
изучению.
Изучение теоретического
материала по проблемам мотивации и творческих видов деятельности позволило рассмотреть
понятия «мотивация» и «творчество», рассматриваемых в свете педагогических
наук, а также выявить значимость типологических особенностей и использования
творческих видов деятельности на уроке иностранного языка. Исследование работ,
посвященных изучению проблем использования творческих видов деятельности на
уроке иностранного языка, таких ученых как Н.Д. Гальскова, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И.
Пассов, Г.В.
Рогова, N. Battaglia, A. Knapp показало, что для организации эффективной работы по
формированию у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка, следует
принимать во внимание множественные факторы, среди которых: типы творческих
видов деятельности, этапы организации учебного процесса, возрастные
психологические особенности обучающихся, дидактические условия, необходимые для
применения творческих видов деятельности и др.
В теоретической части
нашей работы также отмечено, что формирование
мотивации опирается как на внутренние ресурсы обучающегося, так и на внешние
факторы процесса обучения. Среди факторов, влияющих на повышение мотивации при
обучении иностранным языкам, выделяются творческие виды деятельности. Ученые рассматривают творческую деятельность как комплексное
понятие, включающие
психологические и педагогические факторы. В педагогической деятельности
творчество занимает важное место, поскольку выполняет мотивационную функцию,
которая способствует развитию нестандартного мышления, повышению возможности самоактуализации и дальнейшему
развитию обучающегося.
Действенным средством, активизирующим мыслительную и
когнитивную деятельность обучающихся на уроке иностранного языка, являются
различные творческие задания, которые делают процесс изучения иностранного
языка интересным и увлекательным. Творчество на уроке иностранного языка
реализуется посредством различных типов деятельности, таких как нестандартный
урок, использование информационно-коммуникативных технологий, различных приемов
творческой деятельности, игровых методов и др.
Использование творческих видов деятельности на уроках
иностранного языка опирается на определенные теоретические основы, среди
которых важным является подход к обучению. Основными подходами, на которых
следует строить урок иностранного языка, включающий творческие виды
деятельности, являются личностно-ориентированный, коммуникативный,
компетентностный, межкультурный.
Практическая
часть нашего исследования посвящена анализу дидактических условий, выполнение
которых необходимо для успешного формирования мотивации на уроке французского
языка в начальной школе. Отмечается, что необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Учитель должен применять творческие задания в
зависимости от уровня развития обучающегося. Кроме этого, отмечается, что учет
индивидуальных особенностей обучающегося обусловливает применение методов и
приемов индивидуального и группового обучения при использовании творческих
видов деятельности на уроке французского языка в начальной школе. Важным условием применения
творческих видов деятельности на уроке французского языка в начальной школе
является установка на общение на изучаемом языке. Особенное внимание при
использовании творческих видов деятельности следует уделять установлению
качественной обратной связи, которая призвана обеспечивать закрепление
полученных на уроке французского языка результатов. Кроме того, следует
выбирать такие творческие задания, которые будут способствовать развитию
воображения обучающихся.
Для того чтобы методически верно реализовать на уроке
французского языка творческие виды деятельности, необходимо учитывать то, что каждый вид
творческой деятельности реализуется по свойственным ему принципам. Это обусловливает различные
методические рекомендации к разным
видам творческой деятельности. К
тому же учитель вправе использовать свои методические принципы для реализации предложенных видов
творческой деятельности. Однако некоторые методические рекомендации могут быть
применимы ко всем творческим видам деятельности: создание благоприятных условий
(психологических, физических) для сознательного и активного участия обучающихся
в творческих заданиях; их использование с учетом программных требований и
уровня подготовки учащегося; дозированное применение творческих видов
деятельности; их использование не только во время урока французского языка, но
и для проведения внеклассной работы.
Исходя из результатов
анализа, во второй части практической главы мы представили комплекс творческих
заданий, который можно реализовать на уроке французского языка в начальной
школе. Основными творческими видами
деятельности являются:
нетрадиционный урок, игровые виды деятельности, театрализованная деятельность,
использование информационно-коммуникативных технологий, творческие приемы. Творческие виды деятельности можно использовать как на
определенном этапе урока, так и на протяжении всего урока.
Таким образом, значимость
применения творческих видов деятельности для формирования мотивации на уроке
французского языка в начальной школе, несомненно, велика. Творческие виды
деятельности следует использовать на различных этапах урока французского языка
для формирования и повышения мотивации путем активизации внутренних ресурсов
обучающихся.
Выполненные
в рамках данной работы исследования в дальнейшей перспективе могут быть
использованы для изучения других видов деятельности для повышения мотивации при
изучении французского языка. Кроме этого, как перспектива исследования
выступает изучение особенностей использования творческих видов деятельности при
обучении французскому языку обучающихся других возрастных категорий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятие и виды мотивации. Особенности
мотивации при изучении иностранных языков Важным аспектом познавательной деятельности
в процессе обучения является мотивация. Данный аспект человеческой деятельности
привлекает внимание специалистов различных гуманитарных областей знания, среди
которых отмечаем психологию, педагогику и лингводидактику.
Основной дисциплиной, которая изучает
мотивацию как аспект психологического состояния человека, является психология.
В современной психологии термин «мотивация» имеет двойственную интерпретацию. С
одной стороны, мотивация предстает как система факторов, определяющих
поведение человека, среди которых отмечаются потребности, мотивы, цели,
намерения, стремления и многое другое. С другой стороны, мотивация выступаеткак
процесс, который стимулирует и поддерживает активность человека на определённом
уровне. С этих позиций ученые понимают мотивацию
как «совокупность причин психологического характера,
объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение,
продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения
поставленной цели, перенастройка на будущие события, повышение эффективности,
разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению
подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность» [Немов,
2014: 468].