Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных
отношений детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. 5
1.1. Особенности развития личности младшего школьника. 5
1.2. Психологические особенности межличностных отношений в
коллективе детей младшего школьного возраста. 11
1.3. Значение внеурочной деятельности в формировании
межличностных отношений детей младшего школьного возраста. 18
Вывод по главе 1. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста в
процессе внеурочной деятельности. 27
2.1. Анализ диагностического материала, межличностных
отношений детей младшего школьного возраста. 27
2.2. Организация работы по формированию межличностных
отношений детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования. 56
Выводы по главе 2. 56
Заключение. 63
Список использованной литературы.. 65
Введение:
Актуальность исследования.
Важное внимание при исследовании социально-психологического изучения группы или
коллектива уделяется вопросам взаимоотношения в них. Проблема малой группы
считается одной их хорошо разработанных проблем социальной психологии. Интерес
к изучению малых группы существует давно в педагогике и психологии, и возникает
после постановки вопросов взаимоотношения личности и общества.
Актуальность
темы обусловлена необходимостью анализа различных сфер развития личности
ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное
место. Дружеские отношения можно рассматривать как форму близких и личностно
значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастная
своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом и нравственном
развитии школьника.
Отношения
детей со сверстниками достаточно широко освещены в психологических исследованиях
различного направления, но проблема дружеских отношений практически
недостаточно изучена. Однако нельзя недооценивать значение личных отношений
детей младшего школьного возраста. Ведь построение таких отношений в
подростковом возрасте должна опираться на психологический механизм
формирующейся в младшем школьном возрасте.
Проблема
дружеских отношений младших школьников является важным вопросом, ведь общение и
взаимоотношения являются главным фактором педагогической деятельности. Они
влияют на качество и процесс обучения, предусматривающие создание
психологического комфорта детей в условиях образовательного процесса. Младший
школьный возраст является в этом контексте наименее исследованным, несмотря на
то, что именно здесь готовится ведущая деятельность следующего младшего
подросткового возраста — личностное общение. И вряд ли можно переоценить
значение близких отношений младших школьников со сверстниками, необходимых для
полноценного сотрудничества в учебной деятельности.
Организацию
воспитательного процесса во внеурочной деятельности исследовали выдающиеся
педагоги Сухомлинский, А. Макаренко, С. Шацкий, К. Ушинский, В. Постовой, С.
Гончаренко, И. Бех, Ю. Бабанский, М. Фицула, Н. Волкова. Проблему межличностных
отношений детей со сверстниками достаточно подробно изучали Г. Костюк, Г.
Глуменюк, В. Абраменкова, И. Дубровина, М. Лисина, В. Мухина.
Целью исследования
выступает изучение особенностей формирования межличностных отношений детей
младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей
младшего школьного возраста будут возникать трудности при построении
межличностных отношений. Поэтому для обеспечения эффективного взаимодействия
между детьми в рамках внеурочной деятельности необходимо применять различные
педагогические технологии, учитывая следующие условия:
— разработаны и реализованы рекомендации с использованием
сказкотерапии и игротерапии, психогимнастики и арт-терапии;
— использован «банк коллективных дел»;
— организации сотрудничества в ходе внеурочной деятельности
младших школьников.
Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1.
Охарактеризовать особенности развития личности младшего школьника.
2.
Изучить психологические особенности межличностных отношений в коллективе детей
младшего школьного возраста.
3.
Определить значение внеурочной деятельности в формировании межличностных
отношений детей младшего школьного возраста.
4.
Проанализировать диагностический материал межличностных отношений детей
младшего школьного возраста.
5.
Организовать работу по формированию межличностных отношений детей младшего
школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
6.
Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Объектом исследования
являются основы формирования межличностных отношений детей младшего школьного
возраста.
Предметом исследования
выступает формирование межличностных отношений детей младшего школьного
возраста в процессе внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы –
изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования,
анализ.
2. Эмпирические метод –
проведение эмпирического исследования, тестирование, анкетирование.
3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение СОШ 31 Мытищи, обучающиеся 2-го класса в
количестве 35 человек.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что предложенные
рекомендации по организации учебного процесса, внеурочной деятельности,
комплексы занятий, бесед и коллективных творческих дел, позволят эффективно
развивать межличностные отношения и общение детей. Полученные результаты
исследования могут быть использованы педагогами и психологами в работе с детьми
начальной школы, а также студентами при изучении особенностей работы с младшими
школьниками.
Структура работы состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
На сегодняшний день перед
школой стоит важная задача, которая заключается в воспитании грамотной
личности, способной успешно взаимодействовать с другими людьми. При этом,
эффективное взаимодействие может развиваться и формироваться в процессе
обучения, начиная с раннего детства, поэтому особая роль отводиться периоду обучения
детей в начальной школе, когда в процессе учебной деятельности под руководством
педагога формируется учебное сотрудничество.
Следует заметить, что
младший школьный возраст представляет важный этап в развитии ребенка. В этот
возрастной период происходит формирование системы организационных отношений,
ценностных ориентаций, целей и мотивов. Как замечал Л.С. Выготский, в этот
период совместная деятельность, которая сопровождается общением, является
фактом перехода психических функций из природного характера в сознательный.
Формирование успешных
межличностных отношений у детей младшего школьного возраста представляет собой
одну из актуальных проблем, поскольку современная начальная школа является тем
местом, которое позволяют ребенку получать возможность обширного
социально-практического самостоятельного контакта с разными сферами жизни.
Полученные знания и
навыки социального опыта в начальной школе способствуют раскрытию возрастного
потенциала младшего школьника и успешно вступить в среднее звено школьного
обучения. В рамках
социализации приоритетным направлением выступает изучение психолого-педагогических
особенностей детей для создания условий успешного вхождения ребенка в социум. Это
выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, способствующих
переходу на новые педагогические направления при работе с детьми.
Межличностные отношения
являются многогранным понятием, представляя собой определенный уровень
адаптации, социализации и социальной зрелости индивида, который дает ему
возможность успешно выполнять заданную социальную роль. Ребенок младшего
школьного возраста показывает определенный уровень адаптации к социальным
требованиям общества и жизни в нем для его возрастного развития.
Структура межличностных
отношений состоит в первую очередь из совокупности определенных знаний, умений
и навыков, которые применяются в основных сферах деятельности человека. Среди
важных условий формирования межличностных отношений, на первый план выходит
формирование у детей младшего школьного возраста тех знаний о способах
поведения и взаимодействия, которые необходимы для его окружений. Поэтому
младших школьников нужно знакомить с традициями, которые выработаны в школе и
месте его жительства, помогать осваивать поведение и нормы взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений детей
младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности
1.1. Особенности развития личности младшего школьника
Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития [1].
В данном возрасте
происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент
развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит
постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими
словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [6].
По мнению одного из
исследователей Т.А. Дубровской, младший школьный возраст является особым
периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и
общественно оцениваемой учебной деятельностью [22].
Отметим, что в 6-7-летнем
возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется
решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с
другими людьми в связи с переходов в школьный возраст. В этот период времени
происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами
отношения с окружающими становятся новыми [6].
Ведущей деятельностью
младших школьников становится обучение, в результате которого происходит
возникновение новых психических образований. При этом новый вид деятельности
характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
Следует так же указать,
что наличествуют изменения и в биологическом отношении. Так, у младших
школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет при этом
подвергается окостенению. Протекает интенсивное развитие мышечной системы. С
развитием мелких мышц кисти проявляется способность выполнять тонкие движения,
посредством чего ребенок может овладеть навыками быстрого письма. Значительно
возрастает сила мышц, а все ткани детского организма находятся в состоянии
роста [20].
Для младшего школьного
возраста характерно совершенствование нервной системы, интенсивное развитие
функций больших полушарий головного мозга, усиление аналитической и
синтетической функции коры. Отмечается, что вес мозга в младшем школьном
возрасте практически достигает веса мозга взрослого человека. При этом
происходит быстрое развитие психики ребенка, наблюдаются изменения
взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, когда процесс торможения
становится более сильным, однако преобладающим остается процесс возбуждения.
Так же повышается точность работы органов чувств.
Отметим, что можно
наблюдать дисгармонию в физическом и нервно-психическом развитии ребенка,
сказывающуюся на временном ослаблении нервной системы. Для данного возрастного
периода характерна повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная
потребность в движении [8].
Поступление в начальную
школу имеет важное значение для ребенка, поскольку приносит изменения во всем
укладе его жизни. С началом обучения также связано изменение социального
положения детей как в семье, так и в коллективе сверстников. Процесс обучения
приобретает основную и ведущую форму деятельности в жизни младшего школьника, притом,
что у детей появляется важная обязанность, которая заключается в приобретении
знаний в процессе учебы. Такая обязанность ставит перед ребенком важную задачу,
которая выдвигает в свою очередь требования, заключающиеся в наличие
организованности, дисциплины и волевых усилий.
Одной из важных
особенностей, характерной для данного периода, выступает то, что правильное
отношение к обучению у детей младшего школьного возраста формируется не сразу,
поскольку оно опирается на наличие сформированных волевых усилий детей, включая
мобилизацию внимании и интеллектуальной активности, при наличии некоторого рода
самоограничений. Поэтому если ребенок не привык себя ограничивать и проявлять
волевые усилия, у него может появляться разочарование и тем самым сформироваться
отрицательное отношение к учебе [16].
Изначально в процессе
обучения у младших школьников происходит формирование интереса к самому
процессу учебной деятельности, но ребенок не осознает еще ее значение. Что же
касается формирования интереса к содержанию учебной деятельности и появление
желания приобретать знания, то оно связано с появлением интереса к полученным
результатам собственного труда в процессе обучения. Отметим, что такая основа
выступает как благоприятная почва для эффективного формирования у детей
целенаправленного мотива получать знания [4].
Следует заметить, что
формирование интереса к содержанию учебной деятельности и получения знаний
напрямую зависит от того, как младшие школьники переживают чувство
удовлетворенности от своей деятельности и полученных результатов. В связи с
этим одобрение и похвала педагога позволяет подкрепить чувство удовлетворения
от своих достижений, способствуя тем самым формирования чувства гордости и
подъем сил, вызывая желание продолжать процесс обучения.
В начальной школе учебная
деятельность позволяет стимулировать развитие психических процессов обучающихся
в процессе познания окружающего мира, его ощущения и восприятия. Для детей
младшего школьного возраста характерно наличие свежести в восприятии,
созерцательная любознательность. Однако при этом в этом возрасте восприятие
отличается малой дифференцированностью, при которой могут совершаться
неточности или ошибки при определении сходных объектов [7].
Процесс обучения в
начальной школе позволяет перестраиваться восприятию ребенка. Постепенно оно
становится на более высокий уровень и получает целенаправленность и
управляемость в процессе деятельности. Вместе с тем, восприятие ребенка
младшего школьного возраста постепенно приобретает углубленность и анализ,
переходя в организованное наблюдение.
Следует отметить
несколько возрастных особенностей, которые характерны процесса развития
внимания в младшем школьном возрасте. Так, внимание младших школьников
отличается слабостью произвольного внимания. Такая особенность считается самой
основной в этот возрастной период. Это связно с тем, что волевое регулирование
внимания, а также управление им в младшем школьном возрасте ограничено, а
произвольное внимание требует от ребенка наличие близкой мотивации.
Еще одной особенностью внимания
младших школьников является то, что непроизвольное внимание выступает как
основное для обучающихся, притом, что новое, интересное и яркое само по себе
является привлекательным для школьников, не требуя дополнительной мотивации или
применения усилий со стороны [26].
Что касается памяти в
младшем школьном возрасте, то ее развитие связано с процессом учебной
деятельности. В период обучения в начальной школе протекает усиление роли
словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно
управлять памятью и регулировать ее проявление.
Важным моментом является
то, что наглядно-образная память больше развита, чем словесно-логическая память
в младшем школьном возрасте. Так, ребенок лучше запоминает конкретные сведения
и события, лица и предметы. Также выделяется механическое запоминание, когда
ребенок запоминает тот или иной материал, но при этом не осознает смысловые
связи внутри него [15].
Категория воображения в
младшем школьном возрасте также совершенствуется в процессе учебной деятельности.
При этом более всего протекает совершенствование воссоздающего воображения,
которое основано на раннее воспринятом материале. Его развитие связано с
постепенным совершенствованием правильного отражения действительности. Так же в
период обучения в начальной школе протекает развитие творческого воображения,
связанного с созданием новых образов, при преобразовании и переработке
впечатлений из прошлого опыта ребенка [20].
Постепенный переход от
познания внешней стороны какого-либо явления к познанию его сущности происходит
именно в период младшего школьного возраста под влиянием обучения. Так,
мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов или
явлений, что приводит к возможности делать первые выводы и обобщения, а также
проводить аналогии и строить элементарные умозаключения. Именно на этой основе
у ребенка начинают формироваться элементарные научные понятия [11].
Мышление детей
развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас
увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только
в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в
приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои
мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.
Именно в младшем школьном
возрасте у ребенка закладывается фундамент нравственного поведения, происходит
усвоение какие-либо моральных норм и правил поведения, что приводит к
формированию общественной направленности личности в целом [2].
Характер младших
школьников имеет некоторые особенности. Среди которых можно выделить, прежде
всего, то, что они импульсивны. Другими словами, они склонны незамедлительно
действовать под влиянием непосредственных побуждений, при этом, не подумав и не
взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причиной этого является
потребность ребенка в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой
регуляции поведения [13].
Заметим, что проблемы в
гуманистическом воспитании в этот период связаны с положительной самооценкой
школьников. Значительное влияние на ее формирование оказывает переход ребенка
из семьи в школу. Оценка в семье, когда ребенка хвалили, и его реальная оценка
в школе, складывающаяся в сравнении с другими детьми, совпадает крайне редко
либо вовсе не совпадает. Такое положение говорит о том, что двойное давление
трудно выдержать, поэтому ребенок чаще всего имеет заниженный уровень
самооценки. При этом, когда взгляды семьи и школы разняться, создается
дополнительная нагрузка на психику ребенка [16].
Далее,
большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания
коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при
правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности
– деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает
участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок
приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности [43].
Таким
образом, мы можем сделать вывод, что развитие младшего школьника представляет
собой сложное и противоречивое явление. В этот возрастной период ребенок должен
очень многое понять, поэтому необходимо максимально использовать каждый день
его жизни. Главной задачей для младшего школьника становится постижение
окружающего мира, природы и взаимоотношений с человеком.
Так,
происходит интенсивное формирование практически всех интеллектуальных,
социальных и нравственных качеств, большинство из которых остаются неизменными
на протяжении всей дальнейшей жизни.