Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………………………………………………..7
1.1 Определение понятия и критериев готовности старшего дошкольника к обучению в школе……………………………………………………………….7
1.2 Личностная готовность старшего дошкольника школьному обучению..13
1.3 Основные подходы к формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению…………………………………………18
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ….………………………………………………32
2.1 Диагностика уровня личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению…………………………………………………………..32
2.2 Реализация педагогических условий по формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению………..………45
2.3 Оценка результатов педагогической работы по формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………66
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………71
Введение:
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что переход из детского сада в школу является новым периодом в жизни всех детей без исключения, переход к миру знаний, определенных прав, а также обязанностей, трудных и таких разносторонних взаимоотношений как с взрослыми, так и с ровесниками.
Одна из значимых задач, которая поставлена перед всей системой дошкольного образования, – это разностороннее развитие личности детей, а также процесс подготовки к обучению в школе. На основании ввода современных образовательных стандартов начального образования [2] и с вводом федеральных стандартов дошкольного образования [3] произошло перестроение от нацеленности на «знания, умения, навыки» к направленности на культурно-историческую системно-деятельностную направленность процесса образования. Качественная трансформация в процессе образования детей дошкольного возраста состоит в том, что направленность относительно знаний, умений, а также навыков изменили на развитие у детей общего уровня культуры, то есть на процесс становления «черт личности старшего дошкольника, развитие учебных навыков, которые призваны обеспечивать процесс социальной успешности» [16, c. 173].
Проблематика готовности старшего дошкольника к школе является предметом большого количества исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Я.Йирасек, Г.И.Капчеля, А.Керн, Е.Е.Кравцова, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков, К.Н.Поливанова, Н.Г.Салмина, Е.О.Смирнова, С.Штребел, Д.Б.Эльконин и др.). Среди современных ученых, исследующих проблемы диагностирования и формирования психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению необходимо отметить таких, как Л.Д.Андреева, О.В.Волк, М.Ф.Гуторова, Р.В.Замятина, Е.С.Камахина, Е.В.Карпова, Е.В.Кирейчева, Е.В.Красная, О.С.Пахомова, К.Л.Печора, Е.Н.Полянская, В.А.Самсонова, И.С.Сиротина, И.С.Солодкова, И.В.Юнгман и других исследователей.
В это же время даже не зависимо от того, что тема является достаточно разработанной направленность на разработку программы, которая была бы нацелена на процесс формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению, не имеет должного закрепления в научно-методических литературных источниках.
Определенные разногласия, уровень обобщения материала по теме исследования дали основания для постановки проблемы исследования, которая состоит в надобности разработки комплексной программы по формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Таким образом, в настоящее время тема готовности старшего дошкольника к школьному обучению является объектом исследования различных ученых. Но, в это же время такому направлению как формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению не придают должного значения.
Как результат тема формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению является своевременной и актуальной и нуждается дополнительном исследовании и разработке программы формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Цель настоящего исследования состоит в исследовании особенностей формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению и разработке программы формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Объектом исследования: личностная готовность к школьному обучению.
Предметом исследования является формирование личностной готовности старшего дошкольника к обучению к школе.
Гипотеза исследования: использование разработанной программы по формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению в пределах деятельностной направленности, будет положительно влиять на процесс достижения более высоких показателей в личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Провести педагогический эксперимент по формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
2. Провести теоретический анализ формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению
Методы исследования: метод теоретического анализа психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, метод письменного опроса, методики: «Определение мотивов учения» (М.Р.Гинзбург), «Мотивационная готовность к школьному обучению» (Л.А.Венгер), «Лесенка» (В.Г.Щур). С целью установления статистических различий использовался T-критерий Стьюдента.
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в углублении знаний по вопросу формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения процесса формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Структура данной работы состоит из введения, основной части подразделений на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы:
Процесс подготовки дошкольников к освоению школьной программы — это комплексный процесс. Для правильного определения проблемных аспектов относительно личностной готовности дошкольников к обучению нужно учитывать мнения ведущих педагогов, а также психологов относительно данного вопроса. На основании того как хорошо дошкольник подготовлен к освоению школьной программы будет завесить результативность его последующего обучения в школе. Переход дошкольника в школу является новейшим периодом в жизнедеятельности всех детей так как он переходит на качественно новый уровень познаний, у него появляются личные обязанности, а также качественно новые взаимные отношения с другими людьми.
Основные составляющие готовности старших дошкольников к школьному обучению состоят из: уровня психофизического здоровья, степени морфологического становления организма; степени сформированности познавательных свойств, а также речи; направленность на занятие самой высокой социальной позиции; уровня развития произвольности поведения; уровня развития внеситутивной формы общения со взрослыми, а также с другими детьми. И особенно стоит подчеркнуть то, что четыре крайних показателя в рамках психологии рассматриваются как показатели психологической готовности дошкольника к школе.
В качестве личностной готовность дошкольника к школе предопределяют ряд показателей в череде которых направленность на занятие качественно нового социального места, присутствие развитого мнения школьника, определенный сформированный уровень отношения к самому себе, к другим детям, к преподавателю, адекватное понимание собственных способностей, наличие определенного уровня самосознания, а помимо этого конкретного межличностного общения с преподавателями и другими детьми, а кроме всего прочего преобладание познавательной формы деятельности над игровой формой деятельности.
Личностная готовность к освоению школьной программы – это наличие у дошкольника определенного уровня подготовленности к тому чтобы перейти на качественно новую социальную ступень, к тому, что бы правильно относиться к обучению, к участникам образовательной деятельности таким как преподаватели и другие, а также лично к себе, а помимо этого состоит из ответственного отношения ко всему что происходит во время учебного процесса, умение произвольно управлять собственным поведение, способность к развитию взаимных отношений с педагогами, а также с детьми, которые формируются во время разнообразных совместных форм деятельности. И как результат можно сказать относительно того, что личностная готовность, это очень значимый психолого-педагогический показатель, который предопределяет уровень подготовленности к освоению школьной программы, который нужно выявлять и развивать на основании установленных особенностей у каждого старшего дошкольника дошкольного возраста.
Использование разнообразных вариантов деятельности в дошкольном учреждении образования поможет становлению личностной готовности к освоению школьной программы и становлению мотивов направленных на учение у старших дошкольников, но при этом процесс становления личностной готовности нельзя прерывать, он не должен быть противоречивым и он обязательно должен проходить систематично. На основании все выше сказанного предопределяется значимость предопределения общей направленности развивающей деятельности в единой связке с семьей воспитанников. С целью воплощения такой направленности используются разнообразные варианты просветительской работы.
Игровая деятельность, направленная на формирование личностной готовности, способствует тому, что дети учатся контролировать свои эмоции, преодолевают барьеры в коммуникации. С помощью игр дети эмоционально разряжаются, избавляются от страха, беспокойства и чувства вины. Дети приобретают уверенность, становятся отзывчивее и добрее. Все это приводит к формированию личностной готовности к обучению в школе.
Главная цель данного исследования состояла в выявлении уровня личностной готовности старших дошкольников к освоению школьной программы.
С целью проведения проверки действенности применения разработанной авторской программы, направленной на становление личностной готовности дошкольника к освоению школьной программы, была проведена диагностика детей контрольной и экспериментальной группы.
На основании цели данной работы была разработана, а затем внедрена в учебный процесс дошкольного учреждения образования программа, направленная на становление личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению школьной программы, которая в себя включает серию занятий, разбитых на четыре части. Относительно оценки проведенных занятий можно сказать о том, что все они прошли довольно хорошо. Дети довольно быстро влились в процесс, каждый из них старался быть активным и принимать участие во всех заданиях, дети много общались друг с другом и со старшими. Присутствующая во время занятий положительная эмоциональная атмосфера, разнообразие игровых заданий способствовали развитию личностной готовности дошкольника к освоению школьной программы. Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать выводы о том, что занятия в рамках программы были проведены довольно успешно.
По результатам исследования достоверности различий до проведения эксперимента следует отметить то, что статистически значимых различий не выявлено, что предопределило возможность для реализации педагогических условий по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
После проведенного эксперимента была проведена повторная диагностика детей контрольной и экспериментальной группы и как в результате были выявлены достоверные различия у детей контрольной и экспериментальной группы по всем трем методикам, так мотивов учения старших дошкольников имеет эмпирическое значение t (2,9) и находится в зоне значимости. Показатель мотивационной готовности детей к школьному обучению контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента имеет показатель t (4,0) и также находится в зоне значимости. При определении достоверности различий самооценки детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента равен t (3,1) и также находится в зоне значимости.
Следовательно, мы можем утверждать, что разработанная программа по формированию личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению является эффективной, и положительно влияет на формирование личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Определение понятия и критериев готовности старшего дошкольника к обучению в школе
Если рассматривать с позиции отечественного Толкового словаря, то готовность предопределяют в качестве согласия, желания выполнять определенные действия. При помощи готовности можно установить психологическую предрасположенность к выполнению определенных действий и исследовать совместно с «готов», а также «готов на что-то», а значит это способность личности к достижению чего-то [38, c.34].
С точки зрения философии «готовность» определяется с позиции научного обоснования проблематики становления готовности, исследованной в трудах таких авторов как Г.Гегель, И.Кант и так далее. Данные авторы рассматривают с позиции теоретического направления «формирование готовности» в качестве отношения индивида ко всему происходящему, которое дает возможности для представления мира в качестве единого целого. Исследователи предопределяют «готовность» в качестве направленности личности к активной работоспособности и жизненным переменам [13, c. 83].
Если рассматривать с позиции психологии, то тут М.М.Безруких, С.П.Ефимова указывают на то, что ребенок, не настроенный на систематические занятия адаптацию, будет проходить намного дольше и как результат у него возникают сложности в обучении. Именно в череде данных первоклассников зачастую можно встретить детей с низкой успеваемостью, в это же время у данных детей намного чаще можно наблюдать трудности со здоровьем [7, c.73].
На основании Т.В.Ананьевой, в качестве готовности детей к непрерывным школьным занятиям нужно понимать конкретную степень развития детей, во время которого нагрузки, а также школьные требования будут доступными и не спровоцируют никаких нарушений в здоровье [4, c.38].