Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных 3 класс
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имен существительных 6
1.1 Лексические понятия: содержание 6
1.2 Имя существительное как часть речи 12
1.3 Методические основы формирования лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных 21
Глава 2. Содержание работы по формированию лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных 29
2.1 Исследование уровня сформированности лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных 29
2.2 Комплекс заданий по формированию лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 48
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Введение:
Дипломная работа связана с тем, что Федеральные государственные стандарты второго поколения направлены на формирование связной и грамотной речи учеников, и данную работу необходимо вести уже в начальной школе. Предмет «Русский язык» в начальной школе закладывает основы грамотности, от работы учителя зависит, как будет происходить языковое развитие детей дальше. Большие возможности для развития речи детей имеет обучение лексическим понятиям: лексическое значение слова, многозначность, синонимы и антонимы. Овладение этими понятиями становится основой для формирования всех языковых умений и компетенций детей. Овладение лексическими понятиями способствует образованию детей, овладению ими русским языком и развитию личности учащихся. К сожалению, часто усвоение лексических понятий младшими школьниками идёт механически, дети не самостоятельны и недостаточно осознают понятия. Тем не менее, в этом направлении в методике есть множество работ для помощи учителю начальных классов: К.Д. Ушинский отмечает, что знания, в том числе о лексических понятиях, необходимо вводить системно (Ушинский, 1990). П.Я. Гальперин отмечает необходимость учета возрастных особенностей младших школьников, понятия формируются поэтапно [Гальперин, 1966, с. 270]. М.Т. Баранов пишет, что в основе усвоения учащимися лексических понятий лежит способность младших школьников к таким умственным действиям, как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение ¬[Баранов, 2001, с. 8].
Лексическое понятие – обобщенное представление о группе слов. Это важная для изучения тема, по этой причине формирование лексических понятий у младших школьников изучали такие ученые, как Е.С. Антонова, М.Т. Баранов, Е.А. Воробъёва, Т.С. Майорова, М. Р. Львов, Е.И.Плотникова и другие.
Показателями сформированности умений учащихся начальной школы являются осознание сути различных лексических понятий, способность применять полученные знания на конкретном языковом материале. Для работы с детьми обычно применяются различные упражнения и задания, которые совершенствуют у учащихся способность видеть лексические явления, анализировать их, обобщать свои знания, абстрагироваться от значения отдельного слова. Знание лексических понятий нельзя назвать основной целью, целью педагогов начальной школы является развитие у младших школьников грамотной речи и внимания к русскому языку. Одновременно грамотная речь учащихся – следствие работы педагога по формированию лексических понятий при изучении всех частей речи, включая имя существительное.
Объектом работы является процесс формирования лексических понятий у младших школьников.
Предметом данной работы является формирование лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных.
Целью работы является разработка комплекса заданий по формированию лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных.
Гипотеза исследования:
Формирование лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных будет эффективным, если разработать и апробировать комплекс заданий, направленный на:
— определение лексического значения имён существительных;
— выявление однозначных и многозначных слов;
— знание слов разных лексико-семантических групп: родовидовые слова, омонимы, синонимы, антонимы.
Если наряду с традиционными методами и приёмами обучения использовать исследовательскую деятельность
Заключение:
Имя существительное играет важнейшую роль в системе русского языка, от изучения этой темы зависит освоение учащимся школьной программы по русскому языку. Кроме того, важным представляется изучение детьми младшего школьного возраста темы лексических понятий, к которой большинством исследователей относятся такие понятия, как лексическое значение слова, многозначность слова, синонимы и антонимы, омонимы. Понятия помогают учащемуся осмыслить лексику русского языка, увидеть за отдельными словами некоторое лингвистическое явление. Из этого следует, что формирование лексических понятий у младших школьников требует от них навыков наблюдения за лексикой, анализа и обобщения, в этом ученикам помогает учитель.
Осваивая знания по лексике русского языка, учащиеся не просто узнают что-то новое, но и развивают навыки грамотной речи, поэтому так важно изучать в школе лексические понятия. При формировании у детей лексических понятий необходимо опираться на осознание учениками начальной школы материала по русскому языку, развивать у младших школьников углублённое понимание лексических понятий, иначе полученные ими знания не приведут к реальному обогащению словаря.
В начальной школе обучение русскому языку проводится на базе несложных текстов и основных понятий. Дети должны знать о том, что в русском языке существуют разные части речи, которые выполняют в предложении разные функции. Дети изучают такие темы, как род, число и падеж имени существительного, лексическое значение слов, многозначность и переносное значение слова. Роль начальной школы состоит в том, чтобы дети перешли от ситуативного владения словом в речи к осознанному употреблению слов, в том числе имён существительных.
Система работы учителя начальной школы над темой «имя существительное» предполагает определённую последовательность изучения материала, начиная с первого класса. Основная цель учителя начальной школы состоит не в изучении с детьми системы правил, а формирование у учащихся навыков точного и правильного употребления имени существительного в речи. Чтобы добиться навыков точного и правильного употребления имени существительного в речи, учащимся необходимо понимать грамматические особенности этой части речи и уметь подбирать наиболее точное по лексическому значению слово. Основными методическими условиями, способствующими формированию лексических понятий в процессе изучения имён существительных у младших школьников, являются следующие основы. Прежде всего, учащиеся должны быть мотивированы учителем к изучению русского языка, к познанию новых понятий. Опираться необходимо на речевой опыт учащихся, одновременно учитель становится образцом грамотной и точной речи. Учителю нужно постоянно и целенаправленно формировать любые умения детей, в том числе понимание лексических понятий в процессе изучения имён существительных.
В начальной школе дети должны пользоваться словарями, уметь искать часть информации самостоятельно, без помощи учителя. Весь изученный материал необходимо закреплять, поэтому на уроках русского языка учителем всегда предлагаются различные упражнения и задания, которые помогают понять, как качественно сформированы лексические понятия у учащихся. На уроках русского языка в начальной школе нужно создавать хороший эмоциональный климат, чтобы ученики могли свободно задавать вопросы и не опасаться делать ошибки при изучении понятий, так как на ошибках можно научиться новому.
Далее мы реализовали экспериментальную работу по формированию лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имён существительных. Работа проводилась в три этапа.
1 этап – констатирующий, диагностический, который позволил констатировать исходное состояние сформированности лексических понятий;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических понятий у младших школьников в процессе изучения имен существительных
1.1 Лексические понятия: содержание
Основной единицей русского языка является слово. Среди исследователей есть споры относительно того, какую единицу языка считать минимальной, это может быть не слово, а фонема, но важность слов признают все ученые. Слова и сочетания слов необходимы для того, чтобы обозначать объекты и явления окружающего мира, описывать понятия. Слово представляет собой двустороннюю единицу. Оно имеет форму (это звуковое и буквенное обозначение) и содержание (лексическое и грамматическое значения). На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – как специальных по предмету, так и общеупотребительных. Эта система обычно именуется словарной работой и рассматривается как составная часть системы развития речи учащихся. В частности, изучается лексическое и грамматическое значения слова, многозначность, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы и пр. (Львов, 1988).
Каждое слово в русском языке имеет своё лексическое значение. Знание этого факта помогает учащимся правильно понимать слова русского языка, а правильное понимание слов обеспечивает пополнение словаря школьников. Следствием этого становится точное понимание детьми текстов и точного употребления слов в своей речи. Поэтому лексическому значению слов на уроках русского языка всегда уделяется много внимания.
Начальная школа на протяжении обучения в 1-4 классах знакомит детей не только с новыми словами, но и с новыми понятиями. Задача школы в том, чтобы показать детям научную картину мира, показать им то, как устроен их родной язык. А так как язык – это не только набор слов, но и взаимосвязи между ними, то изучение русского языка в школе связано с пониманием детьми существующих связей между словами.