Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование ладового чувства учащихся второго класса посредством проектных заданий на уроке музыки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
1.1
Развитие ладового чувства у младших школьников как музыкально-психологическая и
педагогическая проблема. 8
1.2
Возможности проектной деятельности на уроке музыки в начальной школе 17
1.3
Критериально-уровневая характеристика формирования ладового чувства у младших
школьников. 26
Выводы
по первой главе. 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ
И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛАДОВОГО
ЧУВСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.. 32
2.1. Организация, содержание и
методика проведения констатирующего эксперимента 32
2.2 Организация, содержание и
методика проведения формирующего эксперимента 40
2.3
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 52
Выводы
по второй главе. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 64
ГЛОССАРИЙ.. 71
Введение:
Актуальность исследования. Способности играют приоритетную роль в перспективе развития
интеллекта, эмоциональной сферы, овладения различными вилами деятельности и
общения человека, как полноценной личности. Поэтому вопрос о развитии общих и
специальных способностей человека, о различных уровнях их проявления, о том,
каким образом, развивая их, можно влиять на обогащение духовного и культурного
уровня личности, является актуальным. Каждый человек, располагает
способностями, которые развиваются из его задатков, природных
предрасположенностей, находящихся в скрытом виде до тех пор, пока он не начнет
заниматься какой-либо деятельностью.
Согласно исследованиям
Б.М. Теплова, К.С. Тарасовой, Д.К. Кирнарской и др., источником развития
музыкальных способностей человека является среда, стимулирующая тот или иной
вид дарования, творчества, деятельности, дающая возможность реализовать
присущие ему задатки. Данная проблема является одной из актуальных в
музыкальной психологии и педагогике, поскольку она связана с задачами
индивидуального обучения и личностного развития ребенка.
Многие специалисты подчеркивают
значимость младшего школьного возраста в становлении личности человека и
развитии у него задатков и способностей (Ю.С. Кулагина, В.С. Мухина,
Н.С. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.), поэтому качество обучения ребенка
младшего школьного возраста и развитие его способностей, во многом, определяют
успешность дальнейшего личностного развития, а также продуктивность результатов
обучения. Высокая сенситивность данного возрастного периода определяет большие
потенциальные возможности разностороннего развития ребенка, в том числе его
музыкальных способностей.
В комплексе музыкальных способностей
особое место занимает ладовое чувство, которое понимается как способность
эмоционально различать ладовые
функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность
звуковысотного движения (М.С. Старчеус). Это дает основания определять
данную музыкальную способность как эмоциональный, или перцептивный компонент
музыкального слуха, имеющий большое значение для активной музыкальной
деятельности.
Поскольку
способности в целом, и музыкальные способности в частности, развиваются только
в активной деятельности, решающее значение приобретает выбор того или иного
вида деятельности, обеспечивающей наибольшую благоприятность данного процесса.
В требованиях ФГОС начального образования к результатам освоения основной образовательной
программы значительное внимание уделяется вопросам овладения младшими школьниками
опытом проектной деятельности, умениями и навыками, формирующимися в условиях создания
индивидуальных и групповых проектов. Это требует их последовательного включения
в проектную деятельность, начиная с первого класса начальной школы.
Проблемы
организации проектной деятельности в образовательном процессе широко
исследуются с различных точек зрения: реализации ее развивающего и
воспитательного потенциала (Е.В. Зеленская, К.Н. Поливанова, И.С. Сергеев
и др.); возможностей «встраивания» в систему обучения в начальной школе (Л.А. Громова,
В.А. Захарова, Н.В. Матяш, И.В. Мотылева, В.Д. Симоненко и
др.); особенностей использования учебных проектов в процессе преподавания
различных школьных предметов (М.П. Охрименко, И.Л. Челышева, Т.Ф. Григоренко,
Н.А. Матвеева и др.);. использования метода проекта в современном школьном
образовании (В.С. Лазарев, Т.В. Лукоянова, М.Б. Павлова, Н. Ю. Пахомова,
и др.).
Ряд научно-практических
исследования обосновывают возможности использования проектной деятельности и метода
проектов на уроке музыки в школе (С.А. Кудакова, Н.А. Матвеева, А.В. Сысоева
и др.). Выполнение познавательных и исследовательских проектов, включено, например,
в содержание программы по предмету «Музыка», разработанной Г.П. Сергеевой
и Е.Д. Критской.
Однако, вопросы
влияния проектной деятельности на процесс развития музыкальных способностей, в
частности, ладового чувства, у младших школьников, остаются недостаточно
разработанными.
Таким образом, современная
образовательная практика позволяет выделить противоречие между методической разработанностью
вопросов организации проектной деятельности школьников в различных предметных
областях и недостаточной разработанностью методических аспектов использования
проектной деятельности и метода проектов в процессе развития музыкальных
способностей младших школьников на уроках музыки.
Указанное противоречие
определило проблему исследования: каковы методические пути формирования
ладового чувства у младших школьников в процессе проектной деятельности на
уроках музыки? Это послужило основанием для выбора темы исследования: «Формирование ладового чувства у учащихся второго класса посредством
проектных заданий на уроке музыки».
Цель исследования:
теоретическое обоснование и практическая апробация возможностей проектных
заданий для формирования ладового чувства у младших школьников.
Объект исследования: развитие музыкальных способностей
младших школьников на уроке музыки.
Предмет исследования: особенности
формирования ладового
чувства у учащихся второго класса посредством проектных заданий на уроке музыки.
Гипотеза исследования: формирование ладового чувства у учащихся
второго класса на уроке музыки будет более продуктивным, если:
· ладовое чувство будет рассматриваться в единстве
следующих компонентов: ощущения устойчивых и неустойчивых звуков лада; инерции
восприятия музыкальной высоты; ощущения эмоциональной окрашенности звучания
того или иного лада, которое порождает восприятие и исполнение музыки как эмоционально-выразительной
музыкальной речи;
· при формировании ладового чувства будут учитываться
возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста;
· в процессе его формирования будут использоваться
педагогические возможности проектных заданий на уроках музыки в рамках изучения
тем программы.
Для достижения
цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать
содержательные и структурные характеристики ладового чувства в комплексе
музыкальных способностей.
2. Выявить
возрастную специфику формирования ладового чувства у младших школьников.
3. Обосновать
роль проектной деятельности в процессе формирования ладового чувства у детей
младшего школьного возраста.
4. Разработать и экспериментально проверить
комплекс проектных заданий, обеспечивающих эффективное формирование ладового чувства у младших школьников на уроке
музыки.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— теории проекта
и учебной проектной деятельности (А.В. Леонтович, Н.М. Конышева и др.);
— теоретико-методологические
подходы к использованию метода проектов современном школьном образовании (В.С. Лазарев,
М.Б. Павлова, Н.Ю. Пахомова, К.Н. Поливанова, И.С. Сергеев,
М.А. Ступницкая и др.);
— положения
об особенностях проектной деятельности младших школьников (Л.А. Громова, Н.В.
Матяш, И.В. Мотылева, В.Д. Симоненко и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:- теоретические: анализ научно-теоретических источников по исследуемой проблеме; анализ продуктов творческой деятельности; систематизация и обобщение теоретических выводов;- эмпирические: наблюдение, беседа; констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных.Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Проведенное теоретическое исследование и
опытно-экспериментальная работа позволили сделать ряд выводов, отражающих
результаты поставленных задач.
Первая задача
исследования состояла в анализе содержательных и структурных характеристик
ладового чувства в комплексе музыкальных способностей. В ходе ее решения было
установлено, что, согласно общей теории способностей, специальные способности
к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков. Для
выполнения любой музыкальной деятельности требуются, прежде всего, музыкальные
способности. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма
составляют три основные музыкальные способности.
Ладовое чувство
представляет собой способность эмоционально различать ладовые функции звуков
мелодии и чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения,
иначе говоря, является эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального
слуха. Ладовое чувство непосредственно связано с мелодическим слухом, поскольку
проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности
интонации. Ладовое чувство является главным компонентом музыкального слуха и
основой музыкальности.
Ладовое чувство
проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к
устойчивым звукам лада, в результате чего каждый звук приобретает своеобразное
качество, ладовую окраску, характеризующую степень устойчивости и характер его
тяготения, поэтому ладовое чувство
можно определить как эмоциональное переживание определенных отношений между
звуками.
Имея дело не
с отдельными звуками – ступенями лада, а с их отношениями по высоте, ладовое
чувство (с помощью ладовых тяготений) связывает звуки между собой, благодаря
чему звуковысотные представления приводятся в определенную систему и в единстве
с метроритмическими становятся собственно музыкальными представлениями. Таким образом, музыкальные представления
могут возникать только на основе ладового переживания мелодии. Ладовое чувство
– основа музыкальных способностей и общей музыкальности человека.
Для решения второй задачи
исследования, которая состояла в выявлении возрастной специфики формирования
ладового чувства у младших школьников, было определено, что данный возрастной
период – это период музыкальной сенситивности, обусловленный динамикой
созревания центральной нервной системы, интеллекта, эмоциональной отзывчивости
и саморегуляции, формированием органов слуха, моторики и точности движений.
Формирование ладового чувства, основанное на эмоциональном различении на слух
музыкальных звучаний, является естественным и необходимым в процессе развития
музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. С первых занятий
эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в
единстве, только тогда возможно в комплексе решать воспитательные,
образовательные и развивающие задачи.
Опыт показывает, что даже
у наименее музыкально подвинутых детей, если занятия с ними базируются на
определенной системе, в основу которой положено развитие ладового чувства,
развивается хороший музыкальный слух и они догоняют, а нередко и обгоняют тех, у
кого сразу проявлялись музыкальные способности.
Выявляя
особые виды деятельности, благоприятные для формирования ладового чувства у
младших школьников на уроках музыки, что составляло третью задачу исследования,
мы пришли к выводу о том, к ним относится проектная деятельность,
оптимизирующая процесс развития ладового чувства в комплексе музыкальных
способностей. Об этом свидетельствуют следующие факторы. Организация проектной деятельности является такой формой
деятельности, при которой синтезируются игровые элементы в единстве с
познавательными, вследствие чего, перед младшим школьников возникает
противоречие, для решения которого ему необходимо найти новые способы действия.
Такой вид деятельности активизирует его мыслительную деятельность и побуждает к познанию нового в
музыкальном искусстве и деятельности.
На уроках музыки в школе используются учебные, исследовательские,
информационные, творческие и др. проекты, содержание которых определяется особенностями
целей, задач, организации музыкально-образовательного процесса в соответствии с
реализуемой программой «Музыка». Темы проектов и содержание проектных заданий связаны
с учебными темами программы и способствуют их более полному раскрытию.
Задача по разработке и экспериментальной проверке
комплекса проектных заданий, обеспечивающих эффективное формирование ладового чувства у младших школьников на уроках
музыки, решалась в ходе опытно-экспериментальной работы. Она проводилась на
базе ………., с учащимися 2-х классов, один из которых выступал как контрольная
группа, а другой – как экспериментальная группа.
Констатирующая диагностика уровней сформированности ладового чувства у
младших школьников показала, что преобладающими в обеих группах, результаты
которых близки друг другу, являются средний и низкий уровни, а количество
учащихся с высоким уровнем ладового чувства – незначительно. Наиболее хорошо
развитым является компонент восприятия эмоционального содержания ладовой
окраски музыки, несколько ниже показатели ощущения устойчивых и неустойчивых
звуков в ладу, но наибольшие затруднения вызывало восприятие инерции
звуковысотного движения в ладу.
Использование различных видов музыкальных проектов на уроках музыки, включающих
выполнение учащимися проектных заданий по формированию ладового чувства в
единстве с другими музыкальными способностями и на основе развития основных
психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти),
способствовало достижению ими предметных, метапредметных и личностных
результатов. Благодаря этому, формирование ладового чувства происходило не
изолировано, а было органично включено в постижение эмоционального содержания
музыкального искусства, овладение навыками выразительного музыкального
исполнительства.
Результаты контрольной диагностики и их сравнение с показателями
констатирующей диагностики показали, что у младших школьников экспериментальной
группы выявлена значительная положительная динамика в уровнях сформированности
ладового чувства и преобладание высокого уровня, тогда как процентные
показатели уровней ладового чувства у учащихся контрольной группы почти не
изменились. Такая положительная динамика подтвердили эффективность
использования проектных заданий на уроках музыки для успешного формирования
ладового чувства у младших школьников. Полезно использование проектных заданий
в различных видах музыкальных проектов – учебных, исследовательских,
творческих, что обеспечивает целостность формируемого ладового чувства и его
включенность в комплекс музыкальных способностей.
Таким
образом, поставленные задачи решены, цель достигнута, положения выдвинутой нами
гипотезы подтвердились.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Развитие ладового чувства у
младших школьников как музыкально-психологическая и педагогическая проблема Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом определяется
тем содержанием, которое вкладывается в эти понятия. Значительные трудности в
определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с общепринятым,
бытовым пониманием этих категорий. Если мы обратимся к толковым словарям, то
увидим, что очень часто понятия «способности», «одаренный», «талантливый» употребляются
как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Также важно
подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные
человека. Так в толковом словаре В.И. Даля «способный» определяется, как
«годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный» [19]. То есть,
способный здесь понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный»
определяется через соотношение с успехами в деятельности.
В отечественной психологии, прежде всего, в исследованиях
Б.М. Теплова, способности рассматриваются как «индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие
имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а
одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей
(индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит
возможность успеха в деятельности» [59, с.42].
Б.М. Теплову принадлежит одна из первых фундаментальных теорий
музыкальных способностей. Первоначально к основным музыкальным способностям он
относил: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В термин
музыкальный слух вкладывалось очень широкое и недостаточно определенное
содержание. В частности, автор расчленял понятие музыкальный слух на понятие
звуковысотный слух и тембровый слух [59].