Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
1.2. Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников
1.3. Особенности формирования эмоционального благополучия в современной начальной школе
Выводы по главе 1
Глава 2. Практические аспекты формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе
2.1. Диагностика сформированности культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия младших школьников
2.2. Рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение:
Одно из главных направлений примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций является формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: «физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях» [53].
Здоровье и эмоциональное благополучие являются основополагающими аспектами жизни человека, определяют его трудоспособность и обеспечивают гармоничное развитие личности. Формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – важнейшая предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Эта проблема особенно актуальна в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент здоровья и эмоционального благополучия, которое прямым образом влияет на физическое здоровье обучающихся. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Актуальность проблемы формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. По данным Минздрава, до 60% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% — хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 % [52].
Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.
Проблема исследования: сохранение здоровья учащихся и формирование эмоционального благополучия приоритетное направление развития образовательной системы современной школы, предполагающее воспитание и развитие свободолюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Цель исследования: изучить особенности формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе.
Объект исследования: культура здорового образа жизни и эмоциональное благополучие младших школьников.
Предмет исследования: способы формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия на уровне НОО.
Задачи исследования:
1. Представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Изучить проблему формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.
3. Проанализировать особенности формирования эмоционального благополучия в современной начальной школе.
4. Провести диагностику сформированности культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия младших школьников.
5. Предложить рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе.
При работе над проблемой мы опирались следующие исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС НОО (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников по проблеме формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент;
— математические и статистические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний по проблеме формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе; расширении научных представлений о способах формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия в современной начальной школе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [12].
В современной отечественной возрастной психологии младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 6-7 до 10-11 лет (1- 4 классы). По мнению Д. Б. Эльконина, данный период является четвертым после детства (0-1 год), раннего детства (1-3 года), дошкольного детства (3-6 лет) [43].
Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в течение довольно длительного времени непроизвольное внимание детей остается сильным и конкурирующим с произвольным [14]. Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок сформирует такой уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации произвольного внимания, какой присущ взрослому человеку. Если говорить о переключаемости внимания, то можно отметить, что в этом возрастном периоде она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого. Это явление связано с молодостью самого организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка младшего школьного возраста. Так, школьники в 3-4 классе н могут с легкостью переключаться с одного вида деятельности на другой. Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые признаки детства. Совершенные черты внимания активизируются лишь в том случае, если предмет либо явление, привлекшие внимание, интересны лично для ребенка.
В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет дети активно развивают механическую память для единиц информации, которые не связаны логически;